Деловая игра для старшеклассников.
Конституция РФ
Цель: формировать правовую культуру, правосознание обучающихся, их уважение к Основному Закону нашей жизни через понимание ими определяющей роли конституционно-правового строя в жизни личности, общества, власти, защиты прав и свобод граждан как важнейшей конституционной обязанности и гарантии государства;
Задачи:
Ознакомить учащихся с основными положениями Конституции РФ.
Развивать у обучающихся навыки работы с законами, нормативными документами и практического применения их в жизни;
Формировать чувства гордости и уважения к своей Родине.
Методы: «мозговой штурм», вопросы, мини-лекция, разминка.
План:
Вступление.
Что такое Конституция.
История Конституции.
Практическая часть.
Выводы.
Ход мероприятия:
Организационный момент
Прошу всех встать - звучит гимн РФ.
Не случайно мы начали наше мероприятие с Гимна РФ 12 декабря -это государственный праздник. Я думаю, многие знают, о каком празднике идет речь.
(День Конституции.)
-Да, Россия отмечает День Конституции. 12 декабря в нашей стране государственный праздник. Мы отмечаем важную дату в истории государства, в становлении и развитии демократического общества. День принятия Конституции Российской Федерации, Основного Закона страны. Сегодня в нашей игре мы проверим, насколько вы хорошо его знаете.
Но мне хотелось бы немного обратиться к истории, думаю, что вам это будет интересно.
В дореволюционной России вообще не было Конституции. Первая Конституция РСФСР была принята после Великой Октябрьской Социалистической революции в 1918 году, а в 1924, после образования Союза Советских Социалистических Республик - вторая. Развитие страны вело за собой и совершенствование законов, поэтому принимаются Конституции 1936 и 1977 годов. Последняя Конституция, уже России, действительно была принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года.
А теперь познакомимся с нашей Конституцией.
Ребята, а что такое Конституция?
Ученики:
(несколько значений слова «Конституция» - устройство, установление, постановление).
Учитель обращает внимание учеников на слайды презентации и даёт официальное определение Конституции.
Какие ассоциативные слова Вы можете назвать с понятием Конституция?
Ученики:
К - кодекс, конвенция;
О - общество, область, организация, орган, обязанности, ответственность;
Н - народ, нация, независимость, нейтралитет;
С - созидание, согласие, сотрудничество, содружество;
Т - территория;
И - инициатива, инаугурация;
Т - толерантность;
У - управление, урегулирование, установление;
Ц - центр, ЦИК;
И - институт, исполнитель;
Я - «я» - личность, «я» - гражданин..
История конституциализма в России (Презентация).
Учитель рассказывает об истории Конституций, действовавших на территории нашей страны с 1918 до принятия действующей Конституции 1993 года.
Практическая часть мероприятия
1.«Терминология»
Ведущий: положения Конституции, как и любого другого закона, не может формулироваться случайными словами. Для этого есть специальная терминология.
Задание1: за 1 минуту нужно подобрать термины к приведённым выражениям.
Как называется: Вопрос Ответ
1.Торжественное вступление к тексту Конституции - Преамбула
2. Выражение недоверия Президенту со стороны парламента импичмент
3. Всенародное голосование референдум
4. Форма национально-территориального устройства, союз государств федерация
5. Многообразие, множественность плюрализм
6. Независимость, самостоятельность суверенитет
2.Закончи предложение
взятое из ст. Основного закона .
На листе записаны предложения, изъятые из статей Конституции
Вставить в них вместо пропусков нужные слова, таким образом, чтобы не исказить смысл ( каждой команде по 7отрывков ).
1.Ст.2.
Человек, его права и свободы являются …(высшей ценностью)
2. Ст. 14.
Религиозные объединения отделены от государства и равны…
(перед законом )
3. Ст. 19.
Все равны перед законом и …(судом)
4. Ст. 21.
Достоинство личности охраняется …(государством)
5. Ст. 22.
Каждый имеет право на свободу и…(личную неприкосновенность)
6. Ст. 23.
Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни,
личную и семейную тайну, защиту…(своей чести и доброго имени)
7. Ст. 29.
Каждому гарантируется свобода мысли и…(слова)
8. Ст. 41.
Каждый имеет право на охрану здоровья и…(медпомощь)
Ст. 46.
Каждому гарантируется судебная защита его прав и …(свобод)
Ст. 58.
Каждый обязан охранять природу и окружающую среду, бережно относиться к …(природным богатствам)
Ст. 60
Гражданин РФ может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с …(18лет)
Ст. 91.
Президент РФ обладает …(неприкосновенностью)
Ст. 95.
Федеральное Собрание состоит из II палат – Совета Федерации и ..(Гос. Думы)
Ст. 118 .
Правосудие в РФ осуществляется только …(судом )
3.Права и обязанности
1) Каких статей в Конституции больше, посвященных правам или обязанностям?
2) Какие обязанности записаны в Конституции?
Ответы учащихся:
- ст. 57 – платить налоги
- ст. 59 – защита Отечества
- ст. 58 – об охране природы и окружающей среды
- ст. 44 – забота об охране памятников культуры
- ст. 38, п.2 – забота о детях обязанность родителей
п.3 – забота детей о нетрудоспособных родителях.
Выводы: права и обязанности человека составляют его правовой статус.
обозначение прав
- личные
- политические
- социально-экономические, культурные
Зачитывает права человека по порядку. Обучающиеся выбирают, за какой стол им сесть. Условие: обучающиеся выборочно или по желанию объясняют свой выбор.
Перечень прав
(С)право на пенсию (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца);
(С)право на пособие по временной нетрудоспособности;
(С)право на пособие по безработице;
(Л)право на жизнь;
(Л)право на свободу мысли;
(С)право на труд и выбор профессии;
(Л)право на национальный язык;
(Л)тайна переписки;
(п)право на участие в митингах и собраниях;
(Л)право на отдых;
(Л)выбор места проживания;
право на образование;
(С)право на охрану здоровья и медицинскую помощь;
(п)Право на проведение публичных мероприятий
(п)Право на участие в управлении государством
(п)Право обращаться в органы власти
(Л)право иметь неприкосновенность жилища;
(Л)определять и указывать свою национальную принадлежность;
(Л)пользоваться родным языком;
(Л)свободно передвигаться по территории РФ, выбирать место пребывания и жительства;
Вопросы
вопросы | ответы |
Конституция (от лат. сonstitutio) в буквальном переводе… | Конституция (от лат. constitutio – устройство) |
Назовите особые юридические свойства Конституции | верховенство Конституции (1); |
Назовите дату принятия ныне действующей Конституции РФ | 12.12.1993 |
Когда Конституция РФ вступила в законную силу | Конституция Российской Федерации 1993 года вступила в силу в день её опубликования в «Российской газете» — 25 декабря 1993 года (1) |
Гражданин Российской Федерации может быть лишен своего гражданства? | нет |
В России Президент – глава исполнительной власти? | нет |
Сколько конституций принято в нашей стране? | 5 |
Итак, подведя вывод всему вышесказанному, мы можем заметить.
Сегодняшняя Конституция – прочный фундамент демократического развития российского государства. Это не просто декларация добрых намерений, это реально работающий документ прямого действия. Конституция для гражданина любой страны – Закон, который он должен знать в первую очередь, ведь знание и грамотное применение законов – норма цивилизованной жизни, мощный рычаг для повышения ее качества.
“Федерация” в переводе с латинского означает “договор, союз”.
Наша страна называется Российской потому, что большинство ее населения – русские. А вот слово Федерация поясняет, что вместе с русскими на ее землях живут и другие народы. У многих из них есть свои самостоятельные республики, свои национальные области, свои национальные округа, но все они по своей воле объединились в федерацию – добровольный союз равноправных народов нашей страны.
Ее населяют более 180 национальностей, народностей и этнических групп. Всех людей, живущих в России можно назвать россиянами. И все люди в нашей стране равноправны. Вот как об этом записано в статье 19 Конституции Российской Федерации:
Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений,
А как вы понимаете выражение “демократическое государство”? Что такое демократия?
В толковом словаре написано, что “демократия” в переводе с греческого языка переводится как “народ” и “власть” или “народовластие”. Значит, в нашей стране народу принадлежит власть, и он может участвовать в управлении государством.
На экране изображена схема «Органы власти современной России».
Допишите схему, используя ст. 10: на какие 3 ветви делится власть в государстве,
- найдите и запишите орган законодательной власти (ст. 94, 95)
- орган исполнительной власти (ст. 110)
- органы судебной власти (ст. 118).
В отличие от них, Государственная Дума является законодательной властью. Законодательная, то есть, принимающая законы. Она избирается, всенародно на 4 года. В ее состав входят 450 депутатов. В статьях 96 и 97 Конституции указывается на то, что каждый гражданин с 18 лет может выбирать представителей в Государственную Думу и сам может быть избранным в ее состав, если ему 21 год.
Слово “президент” в переводе с латинского языка означает “сидящий впереди, во главе”. Действительно, Президент России – это глава нашего государства, который избирается в соответствии с Конституцией Российской Федерации, в которой оговариваются его права и обязанности. В настоящее время Президентом России является Владимир Владимирович Путин, который совместно с Правительством является исполнительной властью государства.Судебная власть осуществляет правосудие, следит за исполнением законов исполнительной и законодательною властями, разрешает конфликты, восстанавливает права, наказывает правонарушителей. Судебная власть осуществляется только судом.
С этим мы разобрались, но вот в чем вопрос. Мы говорили о правах и обязанностях Президента перед страной и народом. А мы, как граждане России, наверное, тоже имеем какие-то права и какие-то обязанности? Что вы об этом думаете?
Наш разговор сегодня подошел к концу. Я думаю, что он был полезен для вас. Вы многое узнали о Конституции России, об устройстве нашей государственной системы, о правах и обязанностях граждан.