Декоративно-прикладное творчество. Пэчворк.

Декоративно- прикладное творчество является почвой и основой для любой культуры мира. На данном уроке девочки познакомятся с одним из приёмов работы с лоскутом.Узнают историю Пэчворка.

Содержимое разработки

Тема урока: Декоративно-прикладное творчество. Пэчворк.

Цель урока:

1.Формирование устойчивого интереса учащихся к предмету, удовлетворение их познавательной потребности по данной теме. Развитие логического мышления, речи, интеллекта, творческих способностей, формирование навыков самоконтроля, раскрытие межпредметных связей с учебными дисциплинами: биология, химия, физика.

2.Формирование личностных качеств будущих хозяек (аккуратность, практичность, трудолюбие). Привитие эстетического вкуса у девочек, умение разбираться в структуре тканей. Творчески подходить к моделированию одежды.


Ход урока

1. Мотивация самоопределения к деятельности

Подравнялись, улыбнулись, поздоровались, сели красиво.

Открыли тетради, записали число и тему урока (все записано на доске).

Информация об уроке.

2. Актуализация знаний, фиксирование затруднений.

2.1. Чем занимаются технологи текстильной промышленности?

Технолог текстильной промышленности – это специалист по совокупности методов обработки, изготовления, состояния, свойств, формы сырья, материала или полуфабриката, осуществляемых в процессе производства продукции; изучающая физические, химические, механические и другие закономерности, действующие в технологических процессах.

Сейчас юные технологи играем в игру «Слабое звено». За 1 минуту нужно ответить на вопросы. Отвечаем на вопросы по рядам. Один ряд отвечает, другой считает, сколько правильных ответов было дано и затем на оборот.

I ряд

Волокна растительного и животного происхождения (натуральные).

Растительное, более грубое волокно (лен).

Из него состоит нитка (волокно).

Натуральное волокно, получаемое из коконов тутового шелкопряда (натуральный шелк).

Нити – идущие поперек ткани (уток).

Способность ткани легко образовывать складки (драпируемость).

Переплетение основы с утком через 4 нити и более (сатиновое).

Процесс получения пряжи из волокон (прядение).

К каким свойства относится: прочность, сминаемость, драпируемость (физико-механическим).

К каким свойствам относится осыпаемость, усадка (технологическим).

Волокна, получаемые из отходов газа, нефти (синтетические).

Ворсистая ткань из шелка, шерсти, хлопка (бархат).

Кружевное полотно из шелковых или льняных нитей (гипюр).

Шелковая ткань с металлической нитью и сложным, узорчатым рисунком (парча).

Если на этикетке написано Wool или Laine, что это значит (шерсть).

Polyester (синтетические волокна).

Тонкая шерстяная ткань (кашемир).

Горит медленно, съеживаясь в шарик с неприятным запахом (чистая шерсть).

Полоска ткани, сотканная из шелка или хлопка (лента).

Горит сильно, быстро, не издавая специфического запаха (искусственный шелк).

II ряд

Синтетические и искусственные волокна (химические).

Растительное более мягкое волокно (хлопок).

Из чего состоит любая ткань (нитей).

Натуральные волокна животного происхождения (шерсть).

Не осыпающиеся края ткани, с двух сторон (кромка).

Нити, идущие вдоль ткани (основа).

Процесс получения ткани (ткачество).

Самое простое переплетение (полотняное).

Основное свойство зимней одежды (теплозащитное).

К каким свойствам относится намокаемость, воздухопроницаемость, гигроскопичность (гигиеническим).

3.Открытие нового знания.

Декоративно-прикладное творчество является почвой и основой любой национальной культуры. Народное искусство охватывает многие виды творчества, это зодчество, музыка, фольклор, бытовое искусство, т.д.

В формах каменных орудий первобытного человека, в простейших фигурах орнамента, проявляются зачатки творчества. В народе всегда существовала потребность украшать свой быт, делать радостным труд и дополнять свою жизнь красотой. Наиболее искусно украшали праздничные вещи.

Из поколения в поколение отбирались и совершенствовались удачи и находки, выдумки и новшества народных мастеров. Многие изделия народного творчества производились в организованных центрах художественного ремесла, возникавших вблизи источников сырья.

Народное искусство развивается в произведениях современного народного искусства. На основе старых традиций во многих районах страны в 20–30-е годы X в. возродились или возникли вновь центры народного ремесла.

Пэчворк – работа, выполняемая из лоскутков, которые определяют узор и колорит изделия. Если верхнюю деталь, сшитую из лоскутков, соединить стежками с промежуточным слоем и нижней деталью в единое целое, то полученное изделие называется квилтом. При сочетании пэчворка и квилтинга получается нечто новое.

Так как современное представление о лоскутном шитье пришло через иностранные журналы и книги, то английские названия «patchwork» (лоскутное шитье) и «quilt» (стежка) стали широко использовать в России. Многие даже считают, что лоскутного творчества у нас никогда не было – все пришло из-за рубежа.

На Руси широкое распространение такое занятие получило во второй половине прошлого столетия. В это время во многих городах нашей страны наладилось производство разнообразнейших тканей.

Забавные «уголки»

Работать с «уголками» весело и интересно. Стоит лишь пофантазировать — и из рук мастерицы выпорхнет диковинная птица в ярких оперениях или выбежит колючий ежик, а то и выплывут рыбки с необыкновенной чешуей (кстати, технику «уголки» еще называют «чешуйчатой»).

Кроме удивительных птиц, зверушек и рыб, из «уголков» можно выложить всевозможные цветные орнаменты в форме круга, квадрата, звезд и выполнить из них декоративные подушки, салфетки, коврики, панно или картины—и все эти изделия получаются объемными благодаря остроумным приемам работы с уголками из ткани.

Особенность этой техники состоит в том, что лоскутки не сшивают между собой, а, сделав из каждого отдельный уголок, настрачивают их рядами на основу. Поскольку уголки пришивают только за основание и вершины остаются свободными, они слегка отходят от основы и полотно получается рельефным и объемным.

Использовать для уголков можно любой материал, но особенно легко работать с хлопчатобумажной тканью (ситец, сатин), так как она хорошо утюжится. Наиболее четко проявляется форма уголка в однотонных тканях или с мелким рисунком.

Рукодельницы придумали несколько способов складывания лоскутика в форме уголка и применяют тот или другой в зависимости от количества и качества ткани, но в любом случае желательно в одном изделии использовать ткань одинаковой толщины.

4.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Способ 1 — для тонких тканей. Нарезают квадраты размером 6x6 см или 7x7 см. Каждый складывают по диагонали изнанкой внутрь и приутюживают. Полученные треугольники перегибают пополам и еще раз приутюживают — образуются уголки из ткани в 4 сложения.

Способ 2 — тоже для тонких тканей. Если на уголке нужно показать вертикальную линию стыковки сторон, то квадрат ткани (6x6 см или 7x7 см) перегибают сначала пополам по горизонтали изнанкой внутрь, а затем складывают уголком.

Способ 3 — для толстых тканей. Этот способ используют и в том случае, если ткани совсем немного.

Нарезают прямоугольные лоскутики размером 4x6 см или 5x7 см, по одной из длинных сторон отгибают на изнанку 0,7—1 см, приглаживают, отворачивают углы к средней линии лоскутика и отглаживают.

Получился уголок из ткани в 2 сложения.

Способ 4 — для любых несыпучих тканей. Уголки, выполненные этим способом, более острые и напоминают перья птиц.

Ткань нарезают по шаблону в форме полукруга (диаметр 5—7 см), отгибают к средней линии, складывают лоскутик вдоль пополам и приутюживают. Получился уголок в 4 сложения.



Как пришивают уголки. Сначала готовят основу из плотной ткани, которая должна повторять форму изделия (квадратная, круглая, выкройка игрушки). На ней укладывают готовые уголки, прикалывая их булавками (не сметывают нитками). Уголки при этом могут только касаться один другого, заходить друг за друга или входить один в другой. Уложив один ряд уголков, их пристрачивают, отступив от основания на 1 см (удобно использовать лапку для пришива «молнии»). Для прочности по той же строчке иногда строчат еще раз «зигзагом». Далее укладывают следующий ряд уголков, располагая их в шахматном порядке по отношению к предыдущим или один под другим, стараясь под ними спрятать строчку пришитого ряда. Каждый пристроченный ряд хорошо приутюживают.

Проще всего пришивать уголки по прямым линиям. Начинают работу с нижнего края и далее пристрачивают ряд за рядом, продвигаясь вперед.





Одна из популярных форм изделий из уголков — круглая (подушки, панно, круглые половички — «солнышки»). Для основы таких изделий вырезают круг, на котором предварительно размечают несколько окружностей и по ним последовательно настрачивают ряды уголков, продвигаясь от края к центру. В этом случае особенно удобно работать с уголками, сложенными способом 1, вложив их друг в друга.

Середину круга оставляют незаполненной и, настрочив последний ряд уголков, накрывают их срезы кружком из ткани, подходящей по цвету, и, подогнув его края, пришивают потайными стежками.

Если ткань кружка сделать из дерматина или кожи, то небольшое изделие (диаметром 15—20 см) можно использовать как подставку под заварочный чайник.

Уголки можно пришивать и по-другому: от центра круга. Тогда на середину помещают кружок и первый ряд уголков, укладывают вершинами к центру, основания совмещают со срезом кружка, пристрачивают и утюжат. Закончив последний ряд, срезы изделия выравнивают и окантовывают одновременно с подкладкой.

5.Рефлексия.

Сохранить у себя:
Декоративно-прикладное творчество. Пэчворк.

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки