Декада русской словесности

В декаде собраны интересные мероприятия, привлекающие внимание и развивающие интерес к изучению русского языка.

Будет полезна учителям русской словесности.

Содержимое разработки

Успеху обучения русскому языку и литературе в школе во многом способствует внеклассная работа по этим предметам.

Чётко продуманная система учебно-воспитательных мероприятий направлена на достижение следующих целей:


  • Создание условий для привития детям любви к языку и литературе

  • Повышение их общей языковой культуры

  • Приобщение учащихся к искусству слова, богатствам русской и мировой классической литературы

  • Совершенствование художественного восприятия мира

  • Развитие творческих способностей учащихся.

Одним из таких видов внеклассной работы является декада русской словесности.

В нынешнем году она может быть проведена как праздник в честь 205-летия со дня рождения Владимира Ивановича Даля (1801 – 1878), писателя, составителя "Толкового словаря живого великорусского языка".

В ходе этого замечательного праздника используются (с учётом возрастных особенностей) разнообразные формы работы.


Девизом декады выступают следующие строки:


Будь беспокойным! Не считай отрадой

Благополучья собственного рай!

Дерзай! Работай! Ошибайся! Падай!

И снова всё сначала начинай!










День первый

Драматизированное открытие декады


На одной из переменок для всех учащихся разыгрывается небольшая сценка.


Ямщик в тулупе сидит и дремлет. Появляется Владимир Иванович Даль в форме мичмана, с якорем на плечах. Он с шумом бросает якорь на сани, ямщик просыпается.

Ямщик: Куда-с изволите ехать?

Даль (садясь в сани): Вперед!

Ямщик: Эх, барин, Россия-то велика, впереди простору-то вона сколько, нельзя ли адресочек четче назвать?

Даль: А мне так и надо – по всей России! Хочу собрать все слова языка нашего в "Толковый словарь живого великорусского языка".

Ямщик: И, чего вздумал. Ты, барин, видать, и понятия-то не имеешь, какова Русь-матушка велика! Да и зачем тебе они нужны-то, слова наши русские? Баре-то все на французском боле говорят, нежели на нашем, на родимом языке.

Даль: А я вот и хочу, чтоб каждый из нас знал, как говорит и северный крестьянин-помор, и житель южных губерний, и горожанин, и житель русской глубинки. Хочу, чтоб знали, откуда к нам слова приходят, что означают, как приживаются в нашем языке. Хочу, чтоб каждому был доступен наш великий и могучий язык.

Ямщик: Доброе дело задумал ты, моряк. А силенок-то хватит?

Даль: Да уж коли я чего задумал, то от своего не отступлю. Да и на помощь и любознательность ребят рассчитываю. Как, ребята, поможете? Тогда отправляемся в путь! Декада русской словесности объявляется открытой! (Звучат фанфары.)

Ямщик (разворачивает грамоту) : План проведения декады:








План проведения

Декады русской словесности


  • День первый. Драматизированное открытие декады. Вечер "Живой родник" (8-9 кл.);


  • День второй. Конкурс-афиширование авторских произведений (рассказов, сказок, стихотворений) "Проба пера";


  • День третий. Презентация Музея истории слов "Что в имени тебе моём?";


  • День четвёртый. Литературная игра "Счастливый случай" (7 - 9 кл.);


  • День пятый. Конкурс весёлых языкознаек (3 – 6 кл.);


  • День шестой. Олимпиада для всех;


  • День седьмой. Игра "Фразеологизмы наши – их значенья ваши";


  • День восьмой. Народное гулянье "Наша Масленка годовая";


  • День девятый. Состязание переводчиков пословиц

(7-9 кл.);


  • День десятый. Подведение итогов Декады, награждение победителей.



Сценарий вечера "Живой родник"


1-й ведущий. Ребята, наш сегодняшний вечер мы посвящаем русскому языку.

(Исполняется русская народная песня "Родина")

Вижу чудное приволье,

Вижу нивы и поля.

Это -- русское раздолье!

Это – русская земля!

Вижу горы-исполины,

Вижу реки и моря.

Это -- русские картины!

Это – Родина моя!

Слышу песни жаворонка,

Слышу трели соловья.

Это – русская сторонка!

Это – Родина моя!

2-й ведущий. Все великие русские мыслители, писатели и поэты горячо любили свою отчизну и высоко ценили свой родной язык.

Ученик. Замечательный мастер слова, известный русский писатель И.С.Тургенев говорил о русском языке: "Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины – ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! -- Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде всего, что свершается дома? – Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!

Берегите наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нашими предшественниками… Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершить чудеса…"

1-й ведущий. Нам дан в наследство самый богатый, меткий, красивый язык. Но мы не всегда ценим это богатство, иной раз небрежно относимся к употреблению слов, засоряем речь ненужными выражениями.

2-й ведущий. Говорить правильно, красиво – это значит не только соблюдать правила произношения, но и умело строить предложения, подбирать нужные по смыслу слова, в логической последовательности излагать свои мысли.

1-й ведущий. Иначе у вас может появиться болезнь, какой болел Петя Крутилкин.

( На сцену выходит доктор в белом халате, в очках и Петя. Доктор жестом предлагает Пете стул и сам усаживается напротив.)

Доктор. На что жалуетесь, молодой человек?

Петя. Захворнул, я малость, доктор. Только и делов, что в роте что-то пухнет и в горлу дерет.

Доктор. Во рту, говоришь? Сейчас посмотрим. (Ставит Пете термометр.) А в каком классе учитесь, молодой человек?

Петя. В пятом "Бы".

Доктор. В пятом "Бы"? Не знаю такого класса. А дружно вы живете в своём классе?

Петя. Ужасно дружно. У нас всегда жутко весело…

Доктор. Жутко и весело! Гм… А учитесь как?

Петя. Порядочек! Железно! Особенно девчонки жмут… Их учительница в пух и прах хвалит…

Доктор. Порядочек… Железно… (Берёт у Пети термометр) Ну-ка, открой рот.

(Петя открывает рот и высовывает язык.) Я так и знал. У тебя серьёзно болен язык. И врач тут ничем не поможет. Вылечиться ты можешь только сам. Я дам тебе хороший рецепт. Вот он (извлекает из стола грамматику русского языка). Из неё ты узнаешь, как нужно говорить.

( Доктор и Петя уходят.)

2-й ведущий. А сейчас посмотрим, умеете ли вы правильно говорить? (Проводится игра-конкурс "Произнеси правильно". Двум учащимся даются карточки со словами без ударений, которые они должны прочитать вслух. Кто допустит меньше ошибок, тот и побеждает в конкурсе.)

1. Алфавит, агент, договор, свекла, звонит,

2. Квартал, магазин, понял, ремень, средства.

3. Досуг, средства, спала, намерение, документ.

4. Километр, портфель, кухонный, ходатайство, ненависть.

5. Торты, нарочно, кулинария, щавель, жалюзи.

1-й ученик (медленно). Ну, вот, отсюда, значит, следует, знаете ли… вывод, что необходимо, понимаете, обращаться, так сказать, за помощью, понимаете, ну и пого, значит, за справками, ну, вот, к этому самому… к словарю.

Что это вы, знаете ли, так сказать, странно смотрите? Может быть, я, так сказать, говорю неправду?

2-й ученик. Беда в том, что из тридцати сказанных слов достаточно было девяти, чтобы сказать, что необходимо обращаться за помощью и за справками к словарю. Остальные слова – лишние, слова-паразиты: ну, вот, понимаете, значит, так сказать, того.

1-й ведущий. Некоторые ученики следят за своей речью только в школе. Но стоит им выйти из класса, как появляются ненужные словечки, а подчас и грубые выражения. Когда ребята писали сочинения о весне, то лучшая работа была у Серёжи. Всем она понравилась. Прочти, Серёжа, своё сочинение.

Серёжа. Пришла весна. Почернели сугробы, подул тёплый ветер, и солнце засветило на голубом небе. Наконец и речка не выдержала и освободилась ото льда. Побежали прозрачные ручейки по дорогам и оврагам.

(Серёжа уходит за кулисы и сразу возвращается. Шапка у него сбита набок, в руках расстёгнутый портфель.)

Серёжа (взмахивает портфелем). Эй, Мишка, оглох ты, что ли? Вали сюда!

(На сцене появляется Миша.)

Миша. Ну как контрольная прошла?

Серёжа. Классно! На все пять! Ну что, Мишка, махнём сегодня в кино? Там, говорят, фильм идёт такой чумовой!

2-й ведущий. Что это ты, Серёжа, так странно заговорил?

Серёжа. А у меня два языка: один для занятий, а другой – для приятелей. Гудбай! Мы отчаливаем. (Сережа и Миша убегают.)

1-й ведущий. А вы как думаете, ребята, правильно поступает Серёжа?

Все. Неправильно.

2-й ведущий. Слышали ли вы, что такое буриме? Буриме –небольшое стихотворение, написанное на заранее заданные рифмующиеся слова. Поиграем в буриме?

1. На рифмы: простой -- Толстой, подарили – сохранили.

2. На рифмы: образцом – языком, отмечен – речи.

(Пока желающие рифмуют строки, ученик читает стихотворение В.Масса и

М. Червинского "Как его зовут?".)

"Спасибо", "здравствуйте", "простите"

Произносить он не привык.

Простого слова "извините"

Не одолел его язык.

Не скажет он друзьям по школе:

Алёша, Петя, Ваня, Толя.

Своих друзей зовёт он только:

"Алёшка, Петька, Ванька, Толька".

1-й ведущий. Неприятно слышать, когда ребята называют друг друга Мишка, Танька. Это раньше барин, желая подчеркнуть своё превосходство над крестьянами, слугами, называл их с пренебрежением Палашками, Ваньками. Если вы не уважаете своих друзей, то можете их так называть.

2-й ведущий. Великий писатель А.М.Горький говорил: "Я выражаю протест против засорения нашего языка хламом выдуманных слов".

1-й ведущий. Каким же представляют наши ученики русский язык? (Подводятся итоги игры буриме.)

Ученик (читает созданные им стихи)

Язык свободный, мудрый и простой

Нам поколения в наследство подарили;

Крылов и Пушкин, Чехов и Толстой
Его в своих твореньях сохранили.

Ученица.

Язык писателей нам служит образцом,

Он мудростью народною отмечен.

Овладевайте же литературным языком!

Боритесь за культуру речи!


2-й ведущий.

"…Где нужно – нежный, трогательный, где нужно – строгий, серьёзный, где нужно – страстный, где нужно – бойкий и живой, таков наш русский язык", — утверждал

Л.Н.Толстой. С ним нельзя не согласиться.


























День третий

Презентация Музея истории слов

"Что в имени тебе моём?.."


Ведущий. Мы живём в мире имён. Недаром ещё Гомер в своей "Одиссее" писал:


Между живущих людей безымянным никто не бывает

Вовсе; в минуту рождения каждый, и низкий и знатный,

Имя своё от родителей в сладостный дар получает…


Итак, имена, призванные называть, а не означать, могут быть чрезвычайно значимы. Знаменитое "хоть горшком назови, но в печку не ставь" не находит подтверждения в мировой истории имяупотребления: японские художники-философы, например, согласно традиции трижды в жизни меняют имя, дабы лучше познать себя и мир через новое "я".

Замечено, что после перемены клички у животных меняется характер. Задумываемся ли мы над этим, когда вместо имени чаще называем ребят по фамилии?


(Участники презентации рассказывают о своём имени. Во время мероприятия было озвучено толкование происхождения таких распространённых имён, как Анастасия, Анна, Валентина, Виктор, Екатерина, Мария, Светлана, Александр, Михаил, Вадим, Валерий, Денис, Сергей).


Чтец. Исполняет стихотворение А.С.Пушкина " Что в имени тебе моём?"


Что в имени тебе моём?

Оно умрёт, как шум печальный

Волны, плеснувшей в берег дальный,

Как звук ночной в лесу глухом.


Оно на памятном листке

Оставит мёртвый след, подобный

Узору надписи надгробной

На непонятном языке.


Что в нём? Забытое давно

В волненьях новых и мятежных,

Твоей душе не даст оно

Воспоминаний чистых, нежных.


Но в день печали, в тишине,

Произнеси его тоскуя;

Скажи: есть память обо мне,

Есть в мире сердце, где живу я…






День четвёртый

Литературная игра "Счастливый случай"

7-9 классы

Во время подготовки к игре учащиеся этих классов добровольно объединяются и создают две команды-семьи по 5 человек. Они избирают главу семьи, свой семейный девиз, подбирают произведения для музыкальной паузы.

Чтец.

Не на Яву и не во сне,

Без страха и без робости

Мы снова бродим по стране,

Которой нет на глобусе.

На карту не нанесена,

Но знаем ты и я,

Что есть она, что есть страна – Литературия.

Ведущий. Сегодня, ребята, мы проводим литературную игру "Счастливый случай" – соревнование между двумя командами, которое будет состоять из 5-ти геймов.

В игре принимают участие две команды, которые, надеюсь, станут настоящими семьями. Представьте их, главы семей – капитаны.

Команда "Бригада". Девиз: "Один за всех, и все за одного!" (А.Дюма "Три мушкетёра").

Команда "Поиск". Девиз: "Бороться и искать, найти и не сдаваться!" (В.Каверин "Два капитана").

Ведущий. Как известно, в любом конкурсе есть жюри, которое оценивает работу участников. Представляю членов жюри.

Время, предоставляемое для ответов на вопросы, будет ограничено песочными часами. Ответственную роль "хранителя" времени мы возлагаем на …

1-й гейм. " Кто автор?"

Условие: за 2 мин. узнать как можно больше авторов названных художественных произведений.

1."Мцыри" М.Ю.Лермонтов

2."Гражина" А.Мицкевич

3."Маленький принц" А. де Сент-Экзюпери

4."Телеграмма" К.Г.Паустовский

5."Василий Тёркин" А.Т.Твардовский

6."Алые паруса" А.С.Грин

7."Капитанская дочка" А.С.Пушкин

8."Ромео и Джульетта" У.Шекспир

9."Недоросль" Д.И.Фонвизин

10."Цыганы" А.С.Пушкин

11."Ася" И.С.Тургенев

12."Русские женщины" Н.А.Некрасов

13.""Нос" Н.В.Гоголь

14."Горе от ума" А.С.Грибоедов

15."Хамелеон" А.П.Чехов

16."Белые ночи" Ф.М.Достоевский

17.""Срезал" В.М.Шукшин

18."Манька" Ю.П.Казаков

19."Светлана" В.А.Жуковский

20."Пиковая дама" А.С.Пушкин

21."Юность" Л.Н.Толстой

22."Мороз, красный нос" Н.А.Некрасов

23."Ревизор" Н.В.Гоголь

24"Песня про царя Ивана Васильевича…" М.Ю.Лермонтов

25."Уроки французского" В.Г.Распутин

26."Записки охотника" И.С.Тургенев

27."Квартет" И.А.Крылов

28."Человек-амфибия" А.Р.Беляев

29."Рыцарь Вася" Ю.А.Яковлев

30"Приключения Гекльберри Финна" М.Твен


2 гейм. "Портрет"

Условия гейма: ведущий читает портретную характеристику героя литературного произведения. Необходимо назвать героя, название произведения, автора. Каждый член команды отвечает по очереди. При правильном ответе право переходит к другому члену команды. Если ответ неверный, то команда-соперник имеет право заработать дополнительный балл.

1. А моя маленькая приятельница почти никогда не бегала и смеялась очень редко… смех её звучал, как самый маленький серебряный колокольчик…

( Маруся. Короленко. "Дети подземелья".)

2. Девушка лет осьмнадцати, круглолицая, румяная, со светло-русыми волосами, гладко зачесанными за уши, которые у ней так и горели.

( Маша. Пушкин. "Капитанская дочка").

3. Косы русые, золотистые,

В ленты яркие заплетённые

По плечам бегут, извиваются,

С грудью белою цалуются.

Во семье она родилась купеческой

Прозывается… (Аленой Дмитриевной, М.Ю.Лермонтов. "Песня про царя Ивана Васильевича…").

4. Она была в белом платье с розовым поясом и в белых лайковых перчатках, немного не доходивших до худых, острых локтей…

(Варенька. Л.Н.Толстой . "После бала")

5. Он был, казалось, лет шести,

Как серна гор, пуглив и дик

И слаб, и гибок, как тростник.

(Мцыри из поэмы М.Ю.Лермонтова "Мцыри".)

6. У него совершенно нет рук и не было от рождения… Человек очень просвещённый, голова у него большая, больше, чем у многих людей с руками."

(Ян Криштоф Залусский. В.Г.Короленко. "Парадокс".)

7. Стыдлива я, смирна, а не сурова

Моя беда, что ласки нет во мне.

(Снегурочка. А.Н.Островский."Снегурочка".)

8. "Девушка, которую он назвал своей сестрою, с первого взгляда показалась мне очень миловидной. Было что-то своё, особенное в складе её смугловатого, круглого лица, с небольшим тонким носом, почти детскими щёчками и чёрными светлыми глазами. Она была грациозно сложена, но как будто не вполне ещё развита".

(Ася. И.С.Тургенев. "Ася".)

9. В семнадцать лет вы расцвели прелестно,

Неподражаемо, и это вам известно,

И потому скромны, не смотрите на свет.

Не влюблены ли вы?

(София. А.С.Грибоедов. "Горе от ума".)

10. "… лицо истинно романтическое: у него профиль Наполеона, а душа Мефистофеля".

(Германн. А.С.Пушкин. "Пиковая дама".)

11 "Молодой, лет двадцати трёх или четырёх с небольшим. Такой наблюдательный: всё обсмотрел. Добро бы было что-нибудь путное, а то ведь елистрастишка простой."

(Хлестаков. Н.В.Гоголь. "Ревизор".)

12. "Стиранное много раз платье едва прикрывало до колен худенькие, загорелые ноги девочки. Её тёмные густые волосы, забранные в кружевную косынку, сбились, касаясь плеч. Каждая черта была выразительно легка и чиста, как полёт ласточки".

(Ассоль. А.Грин. "Алые паруса".)

13. Гладкий, голый, как из бани,

Встал, шатаясь тяжело.

Ни зубами, ни губами

Не работает – свело.

(Василий Тёркин. А.Т.Твардовский. ("Василий Тёркин".)

14. "Мне казалось – я несу хрупкое сокровище. При свете луны я смотрел на его бледный лоб, на сомкнутые ресницы, на золотые пряди волос, которые перебирал ветер, и говорил себе: всё это лишь оболочка. Самое главное – то, чего не увидишь глазами…"

(Маленький принц. А.де Сент-Экзюпери. "Маленький принц".)

3-й гейм. "Детективное агенство"

Капитаны команд за 1 минуту должны назвать произведение, автора и литературного героя, который имеет отношение к этим вещам.

1. Игральные карты: тройка, семёрка, туз.

(А.С.Пушкин. "Пиковая дама". Германн.)

2. Телеграмма: "Дожидайтесь, выехала. Остаюсь всегда любящая дочь ваша Настя".

(К.Г.Паустовский. "Телеграмма". Тихон.)

Викторина для болельщиков

Знаете, ребята, что такое афоризм. Зачитываются афоризмы, а болельщики называют автора и произведение.

1. "Скучно на этом свете, господа!" (Н.В.Гоголь. "Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем").

2."И всюду страсти роковые, и от судеб защиты нет" (А.С.Пушкин. "Цыганы").

3."В жизни всегда есть место подвигу" (М.Горький. "Старуха Изергиль").

4."Человек создан для счастья, только счастье не всегда создано для него" (В.Г.Короленко. "Парадокс").

4-й гейм. "В мире литературных терминов"

Условия гейма: каждая команда отвечает на 5 вопросов. Категорию вопроса выбирает соперник.

  • Жанры художественных произведений

Ведущий называет произведение, а члены команды – его жанр.

1. "Мцыри" (поэма). 10. "Русский язык" (стихотворение в прозе).

2. "Капитанская дочка" (повесть).

3. "Ромео и Джульетта" (трагедия).

4. "Светлана" (баллада)

5. "Парадокс" (очерк).

6. "Алые паруса" (феерия).

7. "Ревизор" (комедия).

8. "Белые ночи" (сентиментальный роман).

9. "Канцоньере" (цикл сонетов).

  • Эпиграфы

Ведущий зачитывает эпиграф, а участники называют, из какого произведения он взят, кто автор.

1. "Вкушая, вкусих мало мёда, и се аз умираю". (М.Ю.Лермонтов. "Мцыри".)

2. "На зеркало неча пенять, коли рожа крива". (Н.В.Гоголь. "Ревизор")

3. "Береги честь смолоду". (А.С.Пушкин. "Капитанская дочка")

4. …Иль был он создан для того,

Чтобы побыть хоть на мгновенье

В соседстве сердца твоего?.. (Ф.М.Достоевский "Белые ночи")

5. "Кому повеем печаль мою?.." (А.П.Чехов "Тоска")

  • Лирика

Задача игроков – назвать термин по его значению.

1. Небольшое произведение лирического характера, написанное от лица автора или от лица вымышленного литературного героя. (Стихотворение.)

2. Звуковые совпадения в конце строк. (Рифма.)

3. Трёхсложный размер стиха с ударением на первом слоге. (Дактиль.)

4. Необычный порядок слов, нарушение последовательности речи с целью придания фразе особой выразительности. (Инверсия.)

5. Повторение однородных согласных звуков, придающее литературному тексту особую выразительность. (Аллитерация.)

6. Двусложный размер стиха с ударением на втором слоге. (Ямб.)

7. Описание природы в художественном произведении. (Пейзаж.)

8. Группа слогов, состоящая из одного ударного и одного или нескольких неударных, повторение которых определяет размер стиха. (Стопа.)

9. Стихотворение из 14 строк, разделенное на два четверостишия и два трехстишия с постоянными рифмовкой и стихотворным размером. (Сонет.)

10. Лирическое стихотворение, проникнутое грустью, наполненное скорбными раздумьями, философскими размышлениями. (Элегия.)


5-й гейм-блиц "Биографические загадки"

Каждая команда получает конверт с зашифрованной биографией поэтов и писателей.

В течение 2-х минут необходимо назвать их.

1. Полуголодный, он бродил по Петрограду после революции и был спасён Максимом Горьким. Его предки – наши земляки. (А.Грин.)

2. Свой портрет он подарил А.Пушкину с надписью: "Победителю ученику от побежденного учителя". Наставник наследника престола Александра Николаевича (будущего Александра II). Помогал женам декабристов, пытался смягчить участь декабристов. Внебрачный сын А.И.Бунина. (В.А.Жуковский)

3. Его няню звали Ариной Родионовной Яковлевой. В лицее друзья называли французом. Дуэль, на которой он был смертельно ранен, состоялась на Черной речке. (А.С.Пушкин)

4. Воспитывался бабушкой, Е.А.Арсеньевой, рано лишился родителей. В 1840 году вышли единственный прижизненный сборник "Стихотворения" и роман "Герой нашего времени". (М.Ю.Лермонтов)

Подведение итогов.

Пока жюри подводит итоги игры в целом, подведем итоги и мы.

Мы проверили себя на смекалку и сообразительность. Вспомним благородный девиз греческих олимпиад: "Главное – не победить, а участвовать!"

Выступление жюри.

Награждение победителей.



День пятый

Конкурс весёлых языкознаек

3-6 классы

Цель:

  • Создание игровой ситуации для систематизации и усовершенствования языковых навыков учащихся

  • Привитие интереса к изучению русского языка

  • Воспитание стремления к приобретению знаний

  • Повышение эрудиции в области языкознания.

Правила игры:

    1. В конкурсе принимают участие 2 команды учащихся 5-6 классов.

    2. Игра состоит из 3-х этапов, в которые включены разнообразные задания языкового характера.

    3. Победителем становится команда, которая в результате наберёт большее количество очков.

    4. При неправильном ответе первой команды, вторая имеет право дать ответ и тем самым принести очко.

    5. В ходе соревнования предлагаются конкурсы для болельщиков. Свои жетоны они могут подарить любимой команде.

    6. Подведение итогов игры.

    7. Награждение победившей команды.

Ведущий. Наш сегодняшний конкурс посвящен русскому писателю, собирателю народных песен, сказок, пословиц и поговорок, автору известного "Толкового словаря живого великорусского языка" Далю.

Родился Владимир Иванович Даль в 1801 году в городе Луганске в семье врача. Окончил Морской кадетский корпус, откуда выпустился в звании мичмана.

Владимир Иванович прожил долгую, удивительно насыщенную жизнь, сменил множество профессий: был военным, инженером, незаурядным хирургом, ботаником. Он более пятидесяти лет работал над "Толковым словарём".


Тур I. Станция "Толковая"


1. Драматизированное вступление команд в игру.

Открывается сказочный теремок.

В чистом поле теремок, теремок.

Он не низок, не высок, не высок.

Кто, кто в теремочке живёт?

Кто, кто в невысоком живет?

Ведущий. Ответ вы найдете, когда разгадаете загадку: " Не мёд, а ко всему липнут". (Слова) Кто загадку отгадает, руку тихо поднимает. А за правильный ответ жюри балл им присуждает.


2. Игра "Словарная уха".

Два участника из каждой команды, вооружившись удочкой (вместо крючка у неё магнит), поочерёдно отправляются на "пруд" и ловят рыбку-задание (карточка со скрепкой), на которой написано значение слова . Участник, не поймавший рыбку-вопрос, лишается права хода. Игрок, выловивший рыбку, должен ответить, какое это слово. Максимальное количество очков – 4.

В роли рыбок выступают следующие слова:


1. Хлебный полуфабрикат – тесто.

2. Челобитная – прошение.

3. Подземка – метро.

4. Коломенская мера длины – верста.

5. Путеводитель в Киев – язык.

6. Соцветие пшеницы, ржи – колос.

7. Те, из кого состоит отара -- овцы.

8. Людской порок, приписываемый ослам -- упрямство.


3. Лото " Россыпь"

Каждой команде выдаётся па набору рассыпанных букв, из которых нужно как можно быстрее составить слово. За правильно и быстро составленное слово присуждается 2 очка. 1 очко получает команда, которая составила слово второй.

Наборы букв:

1. ь, ч, л, е, а, т, и, т – читатель 2. т, ь, л, е, с, а, и, п – писатель


Пока жюри подводит итоги 1-го тура, проводится игра для болельщиков "Вопросы на засыпку". Шуточный девиз: "Засыпался сам – засыпь товарища!"

Вопросы

1. Под каким кустом сидит заяц во время дождя? (мокрым)

2. Кто над нами вверх ногами? (муха)

3. Что находится между берегом и морем? (союз "и")

4. Сколько яблок можно съесть натощак? (1)

5. На чём любит спать лежебока? (на боку)


Тур II. " Грамотей, попотей!"


1. Конкурс "Орфографическая эстафета".

Ребята по очереди вставляют пропущенные буквы в предложенных словах. Побеждает та команда, которая быстрее и правильнее выполнит задание. Наибольшее количество баллов – 6 (по 1 баллу за каждое правильное слово и 1 – за быстроту выполнения).

  • Тр..туар, кап..тан, к..никулы, сверх..нтересный, счас..ливый.

  • Дож..ь, снеж..к, грус..ный, к..рман, рю..зак.


2. Конкурс капитанов "Скороговоркино".

Здесь по условиям конкурса каждый капитан должен произнести скороговорку

"От топота копыт пыль по полю летит" (из сборника Даля). Игрок, который правильно и быстро произносит скороговорку, приносит команде 2 очка.


3. Грамматическая игра "Четвёртое лишнее".

По условиям этого конкурса ребятам выдается набор из четырёх слов, среди которых одно лишнее. Необходимо в течение 1 минуты его вычислить и найти объяснение, почему оно лишнее. Полная победа приносит команде 2 очка.

  • Тюль, бюллетень, гроздь, рояль (все существительные мужского рода).

  • Кофе, какао, пюре, эскимо (все существительные среднего рода, кроме кофе)


Подведение итогов 2-го тура игры. Пока жюри работает, для игроков и болельщиков объявляется музыкальная пауза.





Тур III. Станция "Гора творчества и смекалки"


1. Состязание рассказчиков "Дежурная буква"

Командам необходимо за 2 минуты составить небольшой текст , в котором все слова будут начинаться с одной буквы ( Например: Витя влез в ванну. Вера взяла вилку в вазе. Вот ведро воды.)

  • Дежурит буква К

  • Дежурит буква П

Пока команды ломают головы над "дежурными буквами", болельщики тоже "не спят в шапку". Они состязаются в разгадывании ребусов. Предлагаются следующие слова: кит, ножка, жук, желудок, очки, парик, тень, изба.


2. Игровое поле "Прятки"

В каждом из данных ниже слов спрятался какой-нибудь зверь. Найдите как можно быстрее их. За конкурс команда-победитель получает 3 очка, а проигравшая во времени -- по 1 баллу за каждое слово.

  • Палисадник, заслонка.

  • Посёлок, укротитель.


3. Конкурс " Продолжи пословицу"

Игроки по очереди отвечают. Если пословица названа неправильно, то ход переходит на сторону соперника и балл не засчитывается. Максимальное количество баллов – 5. За каждую подсказку товарищей балл может быть снят.

1. Под лежачий камень…(вода не течёт).

2. Труд человека кормит…(а лень портит).

3. Дело мастера…(боится).

4. У страха…(глаза велики).

5. Семь раз примерь… (один раз отрежь).

6. Делу время…(а потехе час).

7. Что посеешь…(то и пожнешь).

8. Семь бед…(один ответ).

9. Семеро одного…(не ждут).

10. Не имей сто рублей, а…(имей сто друзей).

Во время подведения общих итогов соревнования объявляется очередная музыкальная заставка.

Ведущий. Славно, ребята, мы провели время. А теперь посмотрим, кого же наградить? Слово для объявления общего результата предоставляется одному из членов жюри. Команда победителей награждается Почетной грамотой, медалями и Памятными призами – словарями.












День шестой

Олимпиада для всех

Цели олимпиады по русскому языку:

  • расширение кругозора учащихся;

  • развитие интереса к русскому языку и лингвистике;

  • отбор и подготовка участников районной олимпиады.

1. Звуки этого слова вы узнаете, взяв последний звук от слова зверь, 2-й звук от слова пятно, звук, который повторяется дважды в слове вокруг, и безударный гласный от слова свекла. Какое у вас получилось слово?

2. Составьте словосочетание со словами: пасть, уж, три – так, чтобы эти слова были разными частями речи.

3. Детей зовут Вика, Соня, Лера, Коля, Толя и Сева. Как их будут звать, когда они вырастут?

4. Какие местоимения можно без всяких изменений вставить в оба предложения?

А. В пятницу … день рождения.

Б. К … дню рождения мама испекла огромный торт.

5. Какое слово в "Сказке о царе Салтане" А.Пушкина имеет иные грамматические признаки, чем в современном русском языке? Выпишите его.

Лебедь нас к тебе послала

И наказом наказала

Славный город твой хранить

И дозором обходить.

6. Какие из этих слов можно считать однокоренными: широкополая, длиннополый, разнополые, полярный, полевой, полый, подпольный, заполнение, полюс, полёвка, половик, поленница, половник?

7. Даны слова из языка неизвестного племени грибарей. Подберите русский перевод к этим словам. Как по грибарски будет подосиновик, берёза?

Крумозорча Березовый

Кулорды осиновый

Мозорды осина

Кулорт подберёзовик

8. Найдите и исправьте ошибки;

А. И тут Петька рассказал мне автобиографию своего знаменитого деда.

Б. Слушая учителя, мне стало очень скучно.

В. Гаврила с раннего утра косил сено на лугу за речкой.

9. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. Отметьте верные и неверные определения знаками "+" и "-".

Програ(м, мм)ный – это следующий по расписанию.

К…(м, мм)ерция -- это торговля.

К…м…ндант – это командир.

Коло(н, нн)ада – это ряд высоких столбов.

Су(ф, фф)икс – это часть слова, следующая после корня.

Ко(м, мм)ентарий – это пояснение.

То(н, нн)а – это 1000 килограммов.

10. Подберите исконно русские синонимы для заимствованных словарных слов. Выберите верный вариант написания.

гоизм, с..лу…т, ижд…венец, рац…ональный, а(к,кК)орд, к…л…(с, сс)альный, к…нт…нент, ун…кальный, ин…екция, и(л, лл)…минация.



День седьмой

Игра "Фразеологизмы наши -- их значения ваши"


Девиз игры: " Сила слова – беспредельна"

Цели и задачи:

  • Приобщение к богатству русской речи;

  • Стимуляция к обогащению словарного запаса;

  • Воспитание уважения к народному наследию, любви к слову.

Ведущий. "… Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырвалось бы из-под самого сердца, так бы и кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово", -- утверждал Н.В.Гоголь.

Русский язык очень богат фразеологизмами. Так, например, только с одним словом рука имеется более пятидесяти фразеологических оборотов. Вот некоторые из них:

Голыми руками взять -- "легко одолеть";

Дать по рукам -- "наказать, отучить";

Лёгкая рука -- "удачное начало".


Посмотрите следующую драматизированную миниатюру и объясните фразеологизмы.


Поссорились на переменке ребята. Один кричит:

-- Я тебе покажу, где раки зимуют!

А второй ему:

-- Ишь, разошёлся, прямо из кожи вон лезет!

Тут подбежал к ребятам дежурный и давай их расталкивать. А они на него напустились:

-- Все следишь! Наверное, и спишь с открытыми глазами!

А дежурный вдруг как крикнет:

-- Стойте, ребята! Разгадайте-ка свои загадки!

-- Какие такие загадки? – удивились ребята и разжали кулаки.

-- А вот какие, слушайте! Первая: "Где раки зимуют?" Вторая: "Кто из своей кожи вылезет?" Третья: "Кто спит с открытыми глазами?"

Условия игры: в течение 20 минут объяснить значение данных фразеологизмов. Раздаются карточки с устойчивыми сочетаниями. По истечении времени они озвучиваются. Побеждает тот, кто объяснит наибольшее количество фразеологизмов.

А пока желающие разгадывают тайны фразеологизмов, для ребят организуется справочное бюро "Из истории возникновения фразеологизмов".


Восьмое чудо света

При виде каких-нибудь грандиозных сооружений мы часто слышим восклицания:

-- Да это же восьмое чудо света!

Почему восьмое, а не девятое или двадцатое?

А дело в том, что в древнем мире люди лишь семь сооружений считали достойными называться чудом света. (Число семь взято не случайно, оно в древности считалось священным.)

Вот эти семь чудес: гробница царя Мавзола, построенная на Галикарнасе, висячие сады, будто бы посаженные легендарной царицей Семирамидой в Вавилоне; храм Артемиды в городе Эфесе (Греция); египетские пирамиды; гигантская статуя Колоса Родосского; изваяние Зевса работы великого Фидия в Олимпии (Греция); маяк на острове Фарос в Александрии.


Жить на большую ногу

Это выражение происходит оттого, что в 14 столетии в Западной Европе знатность определялась длиною башмака. Башмак дворянина был в полтора фута, барона – в два фута, а князя – в два с половиной. По башмаку можно было узнать самого знатного. Впоследствии вместо жить на большую ногу стали говорить жить на широкую ногу.


Иерихонская труба

По преданию, в Палестине когда-то был город Иерихон, богатый торговый центр, укреплённый неприступными стенами. Но эти стены пали от звуков священных труб, в которые трубили завоеватели Палестины, осаждавшие город.

Сейчас выражение иерихонская труба мы употребляем в переносном смысле, когда хотим сказать, что у кого-то слишком громкий голос.


Коломенская верста

По приказу Алексея Михайловича от Москвы до его загородного дворца в селе Коломенском были установлены высокие столбы. Столбы эти впервые в России стали отмечать расстояние. При этом был применён новый счет: в версту входило семьсот саженей вместо прежней тысячи. Пётр I еще укоротил версту ( пятьсот саженей). И с тех пор по новым казенным дорогам были установлены полосатые верстовые столбы.

Коломенская верста была длиннее петровской. Вот и стали высоких, долговязых людей дразнить верстой коломенской.


Почивать на лаврах

Ещё у древних греков и римлян был обычай награждать лавровыми венками (венчать лаврами) героев, выдающихся художников, поэтов. Когда эти прославленные люди умирали, о них говорили, что они почили на лаврах.

Но потом выражение почивать на лаврах стали применять в другом смысле, иронически, насмешливо – по отношению к людям, успокоившимся на достигнутом или не стремящимся дальше вперёд.


Спустя рукава

Старинная русская одежда была с длинными, спускавшимися до земли рукавами. Поэтому во время работы приходилось их подбирать, засучивать. Отсюда и пошли выражения работать засучив рукава (хорошо) и спустя рукава (неохотно, небрежно).


Тянуть канитель

В старину канителью называлась металлическая нить для вышивания. Её вытягивали клещами из раскаленной металлической проволоки. Это была крайне медленная, скучная и непроизводительная работа, и поэтому выражение тянуть канитель получило значение "терять время, очень медленно и бестолково что-нибудь делать" или "затягивать решение какого-нибудь вопроса".


Зарубить на носу

Смысл этих слов довольно ясен – "запомнить крепко-накрепко, раз и навсегда".

Слово нос тут вовсе не означает орган обоняния. Оно значит "памятная дощечка, бирка для записей". В древности неграмотные люди всегда носили с собой такие палочки и дощечки и на них зарубками, резами делали всевозможные заметки. Эти бирки и назывались носами.



Валиться из рук "не клеится, не работается";

Голыми руками взять "легко одолеть";

Дать по рукам " наказать, отучить";

Дать руку на отсечение "поручиться"

Из рук в руки "непосредственно"

Как без рук "беспомощно"

Мастер на все руки "умелец"

Не покладая рук "неустанно"

Подать руку "помочь"

Легкая рука "удачное начало"

В час по чайной ложке "мало"

Рукой подать "близко"

Кривить душой "лгать"

Повесить нос "грустить"

Себе на уме "хитрый"

Во все лопатки "быстро"

Куры не клюют "много"

Кожа да кости "худой"

Гонять лодыря "бездельничать"


Вводить в заблуждение "обманывать"

Высунув язык "быстро"

Клевать носом "дремать"

Заячья душа "трусливый человек"

Играть первую скрипку "быть самым главным"

Заблудиться в трёх соснах "не суметь разобраться в самом простом"

Вставлять палки в колеса "мешать"

Черным по белому "понятно, ясно"

Вопрос жизни и смерти "очень важный"

Два сапога пара "похожи друг на друга"


Язык проглотил "замолчать, перестать говорить"

Прикусить язык " замолчать"

Язык без костей " болтливый человек"

Держать язык за зубами "молчать, не говорить лишнего"

Тянуть за язык "вынуждать что-либо сказать"

Найти общий язык "достичь взаимопонимания"

Сорваться с языка "невольно, неожиданно произнести"

Язык не поворачивается "не решается, боится сказать"

Острый на язык "остроумен, язвителен в разговоре"

Развязать язык "заставлять говорить свободно"

Задирать нос "зазнаваться, важничать"

Водить за нос "обманывать"

Оставить с носом "оставлять без того, чего добивался"

Навострить уши "прислушаться"

Набрать в рот воды "молчать, ничего не говорить"

Шагу негде ступить "очень много"

Со всех ног "быстро, стремительно"

Куда ноги несут "не выбирая дороги"

На большую ногу "богато, роскошно"

Поминай как звали "пропал, погиб".


День девятый

Состязание переводчиков пословиц

Задачи:

  • Расширение общеязыкового кругозора учащихся средствами изучения пословиц

  • Создание условий для развития творческих способностей


Догадайтесь, какие фразеологизмы и поговорки используют по-русски в ситуациях, когда англичане говорят.


    1. Не стоит и пуговицы.

    2. Убить двух птиц одним камнем.

    3. На другой стороне холма и трава зеленее.

    4. По самые локти.

    5. Что для одного -- мясо, то для другого – яд.

    6. Просто, как упасть с бревна.


    1. Птичка в руке стоит двух в кустах.

    2. Просто, как пирог.

    3. Возить уголь в Ньюкасл.

    4. Хранить в вате.

    5. Холодный, как огурец.

    6. Называть лопату лопатой.


    1. Птицы одинакового оперенья держатся вместе.

    2. Когда море вернет всех погибших в нем.

    3. У него ещё за ушами не просохло.

    4. Для каждой собаки наступит её день.

    5. Не стоит пороха и дроби.

    6. Чёрная овца в семье.


Ответы

  1. Гроша ломаного не стоит.

  2. Убить двух зайцев.

  3. Там хорошо, где нас нет.

  4. По горло.

  5. Что русскому хорошо, то немцу смерть.

  6. Как дважды два.

  7. Лучше синица в руке, чем журавль в небе.

  8. Как дважды два.

  9. Ездить в Тулу со своим самоваром.

  10. Беречь как зеницу ока.

  11. Холоден как лёд.

  12. Называть вещи своими именами.

  13. Одного поля ягодки, два сапога пара.

  14. Когда рак на горе свистнет.

  15. Молоко на губах не обсохло.

  16. Будет и на нашей улице праздник.

  17. Овчинка выделки не стоит.

  18. В семье не без урода, паршивая овца в стаде





. Кроссворд

«Кот ученый»

Малый квадрат:

  1. Жилище семи богатырей.

2) Украшение царевны Лебедь.

3) Титул Гвидона.

4) В образе коршуна скрывался злой колдун.

5) Волшебник из сказки о золотом петушке.

Большой квадрат:

6)Имя предводителя 33 богатырей.

7)Страна, про которую в «Прологе» к поэме «Руслан и Людмила» говорится: «Там русский дух, там… пахнет».

8) Добродушный и доверчивый царь.

9) Девушка, достигшая возраста, при котором можно вступать в брак.

10) Няню Пушкина звали… Родионовна.

11) Владелец толоконного лба.

12) Страж границ государства царя Дадона.

13) «Царь … над златом чахнет».

14) Владелица домика под елью.

15) Царь-сластолюбец.

16) Говорящий предмет в руках злой царицы.

17) Героиня, которая 4 раза превращалась в женщин разных сословий благодаря доброй волшебнице.

18) Страна, в которой живут сказки Пушкина.








22



Сохранить у себя:
Декада русской словесности

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки