Министерство образования и науки РФ
МКОУ «Николо-Поломская средняя общеобразовательная школа»
Парфеньевского муниципального района
Костромской области
Методическая разработка урока
по русскому языку
в 7 классе
«Деепричастный оборот»
Подготовила:
Груздева Татьяна Григорьевна,
учитель русского языка и литературы
п. Николо-Полома
2015 год
Аннотация
Урок по теме «Деепричастный оборот» в 7-ом классе. Программа общеобразовательных учреждений по русскому языку для 5–9 классов / авторы М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский . - М.: Просвещение, 20014.
Количество часов по учебному плану – 136, общее количество часов в неделю – 4.
Учебник: Русский язык. 7 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / М. Т. Баранов [и др.] ; науч. ред. Н. М. Шанский. – М. : Просвещение, 2014.
Данный урок проводится после изучения темы «Деепричастие» и является вторым в учебном плане. Это урок объяснения нового материала с применением ЭОР, что позволяет избежать схематизма, однообразия, обеспечивает интенсивную работу учащихся и вызвать активность ученика на всех этапах урока. При планировании урока были учтены реальные учебные возможности и психологические особенности учащихся.
На уроке решались следующие задачи: дидактические, развивающие, воспитательные. Использовались различные формы работы: фронтальная, самостоятельная, индивидуальное самообучение. Применялись следующие методы обучения: словесно-репродуктивный, наглядный, исследовательский, поисковый, практический. Структурные элементы урока взаимосвязаны.
Все это позволило организовать «атмосферу успеха», помогающую детям обрести уверенность в своих силах и способностях; позволило оценить каждого ученика на разных этапах работы.
План урока
Тема урока. Деепричастный оборот.
Тип урока. Урок изучения нового учебного материала.
Вид урока. Смешанный.
Цель методическая. Введение понятия о деепричастном обороте.
Цели образования (обучения, воспитания, развития).
1. обучающие: научить детей находить деепричастия и деепричастные обороты в предложении и выделять их запятыми.
2. развивающие: развивать умение анализировать, классифицировать, обобщать; развивать у учащихся самостоятельность и личную активность при углублении знаний и закреплении материала.
3. воспитательные: воспитывать любовь к родному языку, вызвать интерес к изучаемой теме.
Материально-техническое обеспечение урока.
Мультимедийный класс с установленными ЭОР для индивидуальной работы учащихся, мультимедийный проектор; компьютер учителя.
Межпредметные и внутрипредметные связи. Умение определять деепричастные обороты, правильно выделять их на письме и развитие речи учащихся (грамотное использование деепричастных оборотов в устной и письменной речи).
2
Подробный конспект урока в 7 классе на тему:
«Деепричастный оборот».
1. Организационный момент. Приветствие учителя.
Долгожданный дан звонок-
Начинаем наш урок.
Тихо сели. Ноги вместе.
Руки замерли у всех.
Будем думать, будем слушать
И учиться лучше всех.
2. Проверка домашнего задания.
Учитель: Ребята, послушайте внимательно лингвистическую сказку и подумайте, о какой части речи здесь говорится.
Жил-был Глагол. Это был очень деятельный, энергичный мужчина: весь в делах, он постоянно что-то делал. Никакой личной жизни!
По долгу службы Глаголу очень часто приходилось общаться с Наречием. Наречие верой и правдой служило Глаголу и обозначало его признак. В своих привязанностях Наречие было неизменяемым и постоянным, оно просто примыкало к Глаголу. И Глагол это в конце концов заметил и оценил.
Так и зародился новый союз: Глагол + Наречие. Ну и сынок у них родился, всем на зависть! И назвали его …
Учащиеся: Деепричастие.
3
Фронтальный устный опрос.
Учитель: А что такое деепричастие?
Почему в сказке говорится о том, что деепричастие – это сын Глагола и Наречия?
Учащиеся: Деепричастие обладает признаками этих двух частей речи.
Учитель: Назовите эти признаки.
Учащиеся:
Признаки глагола:
вид (совершенный и несовершенный);
возвратность и невозвратность;
способность иметь при себе зависимые слова, выраженные существительным или наречием.
Признаки наречия:
не изменяется;
в предложении зависит от глагола-сказуемого;
в предложении является обстоятельством.
Учитель: Каким членом предложения является деепричастие?
Учащиеся: Обстоятельством.
4
Учитель: Молодцы!
3. Актуализация знаний. Постановка цели урока.
Учитель: Послушайте продолжение сказки.
Прошли годы. Когда Деепричастие вырос, он стал адъютантом своего отца и служил не молчаливым исполнителем, а добавочным действием при Глаголе. Деепричастие умело воодушевлял войска своим появлением на поле боя, а если и это не помогало, то, по поручению отца, приводил резерв – ДЕЕПРИЧАСТНЫЙ ОБОРОТ. И оно само, и Деепричастный Оборот выделяются на письме запятыми, так как это – гвардия, которую Глагол вводит в бой в самый нужный момент. Таким образом, Деепричастие и Деепричастный Оборот – это обстоятельства, которые решают исход дела.
- Ребята, давайте переведем эту сказку на язык науки.
Беседа по вопросам учителя.
Учитель: Какое незнакомое словосочетание вы услышали в этой сказке?
Учащиеся: Деепричастный оборот.
Учитель: А вы хотите узнать, что такое деепричастный оборот?
Учащиеся: Да.
Учитель: Какова будет тема нашего урока
Учащиеся: Деепричастный оборот.
Учитель: О чём ещё говорится в сказке?
Учащиеся: О знаках препинания при деепричастном обороте.
Учитель: О чём ещё говорится в сказке?
5
Учащиеся: Каким членом предложения является деепричастный оборот.
Учитель: А ещё давайте попытаемся узнать: какое место деепричастный оборот может занимать в предложении.
Учитель: Итак, что мы сегодня должны узнать на уроке?
Учащиеся проговаривают задачи:
На уроке мы должны узнать:
что такое деепричастный оборот;
правила пунктуации при деепричастном обороте;
где в предложении может стоять деепричастный оборот.
Учитель: Это и будут наши цели и задачи на урок.
4. Изучение новой темы.
Учитель: Чтобы перевести нашу сказку на язык науки, мы должны узнать, что такое деепричастный оборот. Но четкой формулировки этого определения в сказке нет, поэтому мы обратимся к нашему помощнику - компьютеру и прочитаем это определение:
Гипертекстовое определение «Что такое деепричастный оборот»
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/14ff6508-87f1-409a-b214-480d7974b08f/%5BRUS7_143%5D_%5BTD_361%5D.htm
Учитель: Вспомним, что такое деепричастие и зависимое слово (продолжается работа по гипертекстовому определению, переход по ссылкам).
Учитель: Давайте понаблюдаем, как обособляются на письме деепричастные обороты. Сформулируйте сами пунктуационное правило при деепричастном обороте:
Интерактивная пунктограмма «Обособление деепричастного оборота»
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/fd363c11-b7c4-4133-adeb-310e0e5ed05a/%5BRUS7_143%5D_%5BIA_373%5D.swf
6
Учитель: Давайте рассмотрим, какое место деепричастный оборот может занимать в предложении. Работаем в парах, постарайтесь самостоятельно сформулировать ответ на этот вопрос.
Интерактивная схема «Где в предложении может стоять деепричастный оборот»
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/990c8f56-c5a5-4894-9123-5ada3594e0f1/%5BRUS8_196%5D_%5BIM_088%5D.swf
5. Первичное закрепление новых знаний.
Учитель: Вот мы и перевели сказку на язык науки. Кто сможет пересказать сказку научным языком без опоры на правило? (2-3 ответа)
Учитель: А сейчас индивидуально выполните задание на компьютере, при затруднении обращайтесь к комментариям (учитель организует работу, оказывает учащимся индивидуальную помощь).
Интерактивный текст с заданием «Укажите предложение с деепричастным оборотом»
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/a6efb87e-4534-4b1d-b1c7-fc723608484f/%5BRUS7_143%5D_%5BIM_374%5D.swf
6. Первичная оценка полученных знаний.
Учащиеся самостоятельно выполняют на компьютерах практическую работу
под цифрой №1(учитель организует работу с модулем, находят нужное задание).
Электронный учебный модуль практического типа для углубленного изучения предмета по теме «Обособление деепричастий на письме»
http://fcior.edu.ru/start-download.action?id=91E6508F-E3BA-4939-8A7B- 2E8743E701DE
Учитель: Поднимите руку те, кто справился с этим заданием?
Учитель: Кто допустил одну ошибку?
Учитель: Оцените свою работу, проанализируйте, что у вас получилось хорошо, а над чем нужно еще поработать дома.
(В дневник и журнал выставляются только «5» и «4»)
7
7. Итог урока.
- Что мы сегодня на уроке повторили?
- Что нового вы сегодня узнали?
- Как вы думаете, смогли ли мы достичь поставленной цели?
8. Домашнее задание и его инструктаж.
Параграф 27, правило выучить, выполнить упр.164, 165.
________________________________конец формы___________________________
8
Список использованных источников
1. Баранов М. Т., Ладыженская Т. А. и др.. Русский язык: учебник для общеообразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2014.
2.Богданова Т. А. Уроки русского языка. 7 класс. – М.: Просвещение, 2008.
3.Пименова С. Н. Методические рекомендации к учебному комплексу по русскому языку. 7 класс. – М.: Дрофа, 2009.
4. Гипертекстовое определение «Что такое деепричастный оборот» (№139166) http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/14ff6508-87f1-409a-b214-480d7974b08f/%5BRUS7_143%5D_%5BTD_361%5D.htm
5. Интерактивная пунктограмма «Обособление деепричастного оборота» (№140145) http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/fd363c11-b7c4-4133-adeb-310e0e5ed05a/%5BRUS7_143%5D_%5BIA_373%5D.swf
6. Интерактивная схема «Где в предложении может стоят деепричастный оборот» (№110488) http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/990c8f56-c5a5-4894-9123-5ada3594e0f1/%5BRUS8_196%5D_%5BIM_088%5D.swf
7. Интерактивный текст с заданием «Укажите предложение с деепричастным оборотом» (№139922) http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/a6efb87e-4534-4b1d-b1c7-fc723608484f/%5BRUS7_143%5D_%5BIM_374%5D.swf
8. Электронный учебный модуль практического типа для углубленного изучения предмета по теме «Обособление деепричастия на письме» http://fcior.edu.ru/start-download.action?id=91E6508F-E3BA-4939-8A7B-2E8743E701DE
9