"Деепричастный оборот"

Данный урок проводится после изучения темы «Деепричастие» и является вторым в учебном плане. Это урок объяснения нового материала с применением ЭОР, что позволяет избежать схематизма, однообразия, обеспечивает интенсивную работу учащихся и вызвать активность ученика на всех этапах урока. При планировании урока были учтены реальные учебные возможности и психологические особенности учащихся.

На уроке решались следующие задачи: дидактические, развивающие, воспитательные. Использовались различные формы работы: фронтальная, самостоятельная, индивидуальное самообучение. Применялись следующие методы обучения: словесно-репродуктивный, наглядный, исследовательский, поисковый, практический. Структурные элементы урока взаимосвязаны.

Содержимое разработки

Министерство образования и науки РФ

МКОУ «Николо-Поломская средняя общеобразовательная школа»

Парфеньевского муниципального района

Костромской области





Методическая разработка урока

по русскому языку

в 7 классе

«Деепричастный оборот»

Подготовила:

Груздева Татьяна Григорьевна,

учитель русского языка и литературы

п. Николо-Полома

2015 год

Аннотация


Урок по теме «Деепричастный оборот» в 7-ом классе. Программа общеобразовательных учреждений по русскому языку для 5–9 классов / авторы М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский . - М.: Просвещение, 20014.

Количество часов по учебному плану – 136, общее количество часов в неделю – 4.

Учебник: Русский язык. 7 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / М. Т. Баранов [и др.] ; науч. ред. Н. М. Шанский. – М. : Просвещение, 2014.

Данный урок проводится после изучения темы «Деепричастие» и является вторым в учебном плане. Это урок объяснения нового материала с применением ЭОР, что позволяет избежать схематизма, однообразия, обеспечивает интенсивную работу учащихся и вызвать активность ученика на всех этапах урока. При планировании урока были учтены реальные учебные возможности и психологические особенности учащихся.

На уроке решались следующие задачи: дидактические, развивающие, воспитательные. Использовались различные формы работы: фронтальная, самостоятельная, индивидуальное самообучение. Применялись следующие методы обучения: словесно-репродуктивный, наглядный, исследовательский, поисковый, практический. Структурные элементы урока взаимосвязаны.

Все это позволило организовать «атмосферу успеха», помогающую детям обрести уверенность в своих силах и способностях; позволило оценить каждого ученика на разных этапах работы.








  1. План урока

Тема урока. Деепричастный оборот.

Тип урока. Урок изучения нового учебного материала.

Вид урока. Смешанный.

Цель методическая. Введение понятия о деепричастном обороте.

Цели образования (обучения, воспитания, развития).

1. обучающие: научить детей находить деепричастия и деепричастные обороты в предложении и выделять их запятыми.

2. развивающие: развивать умение анализировать, классифицировать, обобщать; развивать у учащихся самостоятельность и личную активность при углублении знаний и закреплении материала.

3. воспитательные: воспитывать любовь к родному языку, вызвать интерес к изучаемой теме.

Материально-техническое обеспечение урока.

Мультимедийный класс с установленными ЭОР для индивидуальной работы учащихся, мультимедийный проектор; компьютер учителя.



Межпредметные и внутрипредметные связи. Умение определять деепричастные обороты, правильно выделять их на письме и развитие речи учащихся (грамотное использование деепричастных оборотов в устной и письменной речи).









2

  1. Подробный конспект урока в 7 классе на тему:

«Деепричастный оборот».



1. Организационный момент. Приветствие учителя.

Долгожданный дан звонок-

Начинаем наш урок.

Тихо сели. Ноги вместе.

Руки замерли у всех.

Будем думать, будем слушать

И учиться лучше всех.



2. Проверка домашнего задания.

Учитель: Ребята, послушайте внимательно лингвистическую сказку и подумайте, о какой части речи здесь говорится.

Жил-был Глагол. Это был очень деятельный, энергичный мужчина: весь в делах, он постоянно что-то делал. Никакой личной жизни!
По долгу службы Глаголу очень часто приходилось общаться с Наречием. Наречие верой и правдой служило Глаголу и обозначало его признак. В своих привязанностях Наречие было неизменяемым и постоянным, оно просто примыкало к Глаголу. И Глагол это в конце концов заметил и оценил.
Так и зародился новый союз: Глагол + Наречие. Ну и сынок у них родился, всем на зависть! И назвали его …

Учащиеся: Деепричастие.



3

Фронтальный устный опрос.

Учитель: А что такое деепричастие?

Почему в сказке говорится о том, что деепричастие – это сын Глагола и Наречия?

Учащиеся: Деепричастие обладает признаками этих двух частей речи.

Учитель: Назовите эти признаки.

Учащиеся:

Признаки глагола:

вид (совершенный и несовершенный);

возвратность и невозвратность;

способность иметь при себе зависимые слова, выраженные существительным или наречием.

Признаки наречия:

не изменяется;

в предложении зависит от глагола-сказуемого;

в предложении является обстоятельством.

Учитель: Каким членом предложения является деепричастие?

Учащиеся: Обстоятельством.

4

Учитель: Молодцы!

3. Актуализация знаний. Постановка цели урока.

Учитель: Послушайте продолжение сказки.

Прошли годы. Когда Деепричастие вырос, он стал адъютантом своего отца и служил не молчаливым исполнителем, а добавочным действием при Глаголе. Деепричастие умело воодушевлял войска своим появлением на поле боя, а если и это не помогало, то, по поручению отца, приводил резерв – ДЕЕПРИЧАСТНЫЙ ОБОРОТ. И оно само, и Деепричастный Оборот выделяются на письме запятыми, так как это – гвардия, которую Глагол вводит в бой в самый нужный момент. Таким образом, Деепричастие и Деепричастный Оборот – это обстоятельства, которые решают исход дела.
- Ребята, давайте переведем эту сказку на язык науки.

Беседа по вопросам учителя.

Учитель: Какое незнакомое словосочетание вы услышали в этой сказке?

Учащиеся: Деепричастный оборот.

Учитель: А вы хотите узнать, что такое деепричастный оборот?

Учащиеся: Да.

Учитель: Какова будет тема нашего урока

Учащиеся: Деепричастный оборот.

Учитель: О чём ещё говорится в сказке?



Учащиеся: О знаках препинания при деепричастном обороте.



Учитель: О чём ещё говорится в сказке?

5

Учащиеся: Каким членом предложения является деепричастный оборот.

Учитель: А ещё давайте попытаемся узнать: какое место деепричастный оборот может занимать в предложении.

Учитель: Итак, что мы сегодня должны узнать на уроке?

Учащиеся проговаривают задачи:

На уроке мы должны узнать:

  1. что такое деепричастный оборот;

  2. правила пунктуации при деепричастном обороте;

  3. где в предложении может стоять деепричастный оборот.

Учитель: Это и будут наши цели и задачи на урок.

4. Изучение новой темы.

Учитель: Чтобы перевести нашу сказку на язык науки, мы должны узнать, что такое деепричастный оборот. Но четкой формулировки этого определения в сказке нет, поэтому мы обратимся к нашему помощнику - компьютеру и прочитаем это определение:

Гипертекстовое определение «Что такое деепричастный оборот»

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/14ff6508-87f1-409a-b214-480d7974b08f/%5BRUS7_143%5D_%5BTD_361%5D.htm



Учитель: Вспомним, что такое деепричастие и зависимое слово (продолжается работа по гипертекстовому определению, переход по ссылкам).



Учитель: Давайте понаблюдаем, как обособляются на письме деепричастные обороты. Сформулируйте сами пунктуационное правило при деепричастном обороте:

Интерактивная пунктограмма «Обособление деепричастного оборота»

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/fd363c11-b7c4-4133-adeb-310e0e5ed05a/%5BRUS7_143%5D_%5BIA_373%5D.swf

6

Учитель: Давайте рассмотрим, какое место деепричастный оборот может занимать в предложении. Работаем в парах, постарайтесь самостоятельно сформулировать ответ на этот вопрос.

Интерактивная схема «Где в предложении может стоять деепричастный оборот»

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/990c8f56-c5a5-4894-9123-5ada3594e0f1/%5BRUS8_196%5D_%5BIM_088%5D.swf

5. Первичное закрепление новых знаний.

Учитель: Вот мы и перевели сказку на язык науки. Кто сможет пересказать сказку научным языком без опоры на правило? (2-3 ответа)

Учитель: А сейчас индивидуально выполните задание на компьютере, при затруднении обращайтесь к комментариям (учитель организует работу, оказывает учащимся индивидуальную помощь).

Интерактивный текст с заданием «Укажите предложение с деепричастным оборотом»

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/a6efb87e-4534-4b1d-b1c7-fc723608484f/%5BRUS7_143%5D_%5BIM_374%5D.swf



6. Первичная оценка полученных знаний.

Учащиеся самостоятельно выполняют на компьютерах практическую работу

под цифрой №1(учитель организует работу с модулем, находят нужное задание).

Электронный учебный модуль практического типа для углубленного изучения предмета по теме «Обособление деепричастий на письме»

http://fcior.edu.ru/start-download.action?id=91E6508F-E3BA-4939-8A7B- 2E8743E701DE

Учитель: Поднимите руку те, кто справился с этим заданием?

Учитель: Кто допустил одну ошибку?

Учитель: Оцените свою работу, проанализируйте, что у вас получилось хорошо, а над чем нужно еще поработать дома.

(В дневник и журнал выставляются только «5» и «4»)

7

7. Итог урока.

- Что мы сегодня на уроке повторили?

- Что нового вы сегодня узнали?

- Как вы думаете, смогли ли мы достичь поставленной цели?

8. Домашнее задание и его инструктаж.

Параграф 27, правило выучить, выполнить упр.164, 165.















________________________________конец формы___________________________





8

  1. Список использованных источников



1. Баранов М. Т., Ладыженская Т. А. и др.. Русский язык: учебник для общеообразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2014.

2.Богданова Т. А. Уроки русского языка. 7 класс. – М.: Просвещение, 2008.

3.Пименова С. Н. Методические рекомендации к учебному комплексу по русскому языку. 7 класс. – М.: Дрофа, 2009.

4. Гипертекстовое определение «Что такое деепричастный оборот» (№139166) http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/14ff6508-87f1-409a-b214-480d7974b08f/%5BRUS7_143%5D_%5BTD_361%5D.htm

5. Интерактивная пунктограмма «Обособление деепричастного оборота» (№140145) http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/fd363c11-b7c4-4133-adeb-310e0e5ed05a/%5BRUS7_143%5D_%5BIA_373%5D.swf

6. Интерактивная схема «Где в предложении может стоят деепричастный оборот» (№110488) http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/990c8f56-c5a5-4894-9123-5ada3594e0f1/%5BRUS8_196%5D_%5BIM_088%5D.swf

7. Интерактивный текст с заданием «Укажите предложение с деепричастным оборотом» (№139922) http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/a6efb87e-4534-4b1d-b1c7-fc723608484f/%5BRUS7_143%5D_%5BIM_374%5D.swf

8. Электронный учебный модуль практического типа для углубленного изучения предмета по теме «Обособление деепричастия на письме» http://fcior.edu.ru/start-download.action?id=91E6508F-E3BA-4939-8A7B-2E8743E701DE















9

Сохранить у себя:
"Деепричастный оборот"

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки