Что такое честь?

Классный час на тему "Что такое честь?". Служение Родине всегда ассоциировалось в нашем сознании со словами «честь» и «доблесть», ребята поговорят о воинской чксти.

Содержимое разработки

Методическая разработка «Что такое честь?».


Подготовил:

воспитатель учебного курса Ефремова Л.Н. (ФГКОУ УГСВУ МО РФ).


Цель: воспитание у учащихся патриотизма, любви и уважения к своему Отечеству, гражданственности, чувству долга; развивать положительное отношение к военной службе; воспитывать уважение к Вооруженным силам России.

Основные понятия: «Отечество», «честь», «доблесть», «слава», «мужество», «благородство», «долг», «верность».

Планируемые результаты.

Личностные: формирование качеств личности: ответственность, целеустремленность, мужественность, патриотизм.

Познавательные: развивать умение проводить сравнительно-обобщающий анализ и делать грамотный вывод.

Регулятивные: повышать мотивацию к развитию собственных личностных качеств, готовность к самостоятельным действиям, ответственность за их результаты.

Коммуникативные: формирование сплоченности группы, умение общаться друг с другом, вести дискуссию, выстраивать свои взаимоотношения с товарищами.

Ведущая технология: технология дискуссии.

Оборудование: видеопроектор, ноутбук, экран, колонки.


Ход занятия.

Просмотр видеоролика «Честь имею». Настрой на рабочий лад.

Эпиграф: «Жизнь – Отечеству,

Честь – никому!»

А.В. Суворов

Классный руководитель: Посмотрите на эпиграф, записанный на доске. Кому принадлежат эти очень важные и торжественные слова? Где еще вы могли видеть этот девиз?

Суворовцы: (отвечают).

Классный руководитель: Прослушайте стихи русского поэта Александра Яшина «Не только слова»:

В несметном нашем богатстве

Слова драгоценные есть:

Отечество,

Верность,

Братство.

А есть еще:

Совесть,

Честь...

Ах, если бы все понимали,

Что это не просто слова,

Каких бы мы бед избежали.

И это не просто слова!

Классный руководитель: Как вы думаете, о чем сегодня мы будем беседовать? Какова цель нашего занятия? Объясните, как вы поняли смысл последней строки?

Суворовцы: (отвечают).

Классный руководитель: Дорогие ребята, вот уже два с половиной года прошло с того дня, когда вы пришли в суворовское училище. Самым волнующий момент был, когда вы по команде начальника училища вышли для получения удостоверения суворовца и нагрудного знака «Гвардия». С замиранием сердца вы хором произносили слова Клятвенного обещания, которые останутся в вашей памяти на всю жизнь, как первая клятва, которую дают своей Родине. Принимая присягу, вы брали на себя высокие обязательства. Не забыли слова клятвы?

Просмотр видеоролика «КЛЯТВА СУВОРОВЦЕВ».

«Я, гражданин России, вступая в ряды суворовцев, торжественно клянусь! Любить свою Родину, быть преданным своему народу, своему Отечеству, добросовестно учиться, настойчиво готовить себя к военной службе в вооруженных силах России, изучать боевые традиции армии, выполнять заветы Суворова, быть честным, дисциплинированным, ответственным за свои поступки, беспрекословно повиноваться командирам и начальникам, дорожить честью своей роты, славой и боевыми традициями училища, дружбой, суворовским братством. С достоинством и честью нести высокое звание суворовского ульяновского гвардейского дважды краснознаменного ордена Красной звезды суворовского военного училища воздушных десантных войск. Быть верными данному слову, жить и учиться по гвардейским десантным законам! Клянусь! Клянусь! Клянусь!

Классный руководитель: В вашей КЛЯТВЕ суворовца несколько раз повторяется слово «ЧЕСТЬ». Сегодня я приглашаю вас поговорить о том, что такое честь, что значит для каждого человека Отечество, Родина, какие качества личности отличают настоящего патриота России.

Классный руководитель:

Вся тысячелетняя история России - это борьба за целостность, самостоятельность и независимость родной земли. Служение Родине всегда ассоциировалось в нашем сознании со словами «честь» и «доблесть», «мужество» и «слава». Олицетворением этих понятий стала Российская армия. Наша армия была для молодого поколения школой испытания и проверки своих сил. А также школой чести, доблести, мужества. Ассоциируется ли в вашем сознании служение Родине с этими словами? Какие события истории России вызывают такие ассоциации?

Суворовцы: (отвечают)

Классный руководитель: Ребята, а как вы понимаете  слово «ЧЕСТЬ»? Как бы вы объяснили своему младшему брату или сестре, что такое честь?

 Суворовцы: (отвечают)

Классный руководитель: Давайте подумаем вместе, что значит «бесчестный человек»?

- Какие моральные качества у него отсутствуют?

- Перечислите недостойные поступки, ведущие к потере чести?

- Как бы поступил достойный человек? 

Суворовцы: (отвечают)

Классный руководитель: Спасибо ребята за ваши ответы, а теперь предлагаю уточнить смысл понятия «честь».

(Презентация «Честь имею» - СЛАЙДЫ 1,2,3).

Классный руководитель: Так с чем же связано понятие чести?

Задание по группам:

1 группа: Поясните, что означает понятие «честь мундира». Можно ли запятнать честь мундира?

2 группа: Поясните, что такое «поле чести». Что защищают на этом поле?

3 группа: Что такое суд «кадетской чести»? Каким мог быть его приговор?

4 группа: «Жизнь - Отечеству. Честь – никому!». Как понимать это выражение?

5 группа: Поясните, что стоит за понятием «кодекс чести»

Суворовцы: (в течение 5 мин. обсуждают высказывания)

Первая группа: (СЛАЙД 4) Понятие «честь мундира». Можно ли запятнать честь мундира? - означало прежде всего честь полка и появилось, когда каждый род войск получил свою форму, мундир, честь которого офицер обязан был защищать. Этим можно объяснить столь внушительное количество дуэлей в российской армии XIX в. Гордость за страну, храбрость, верность долгу, дисциплину, верность традиции, знамени. Как только человек надел военную форму, он уже не может располагать собой по собственному усмотрению. По его поведению судят о государстве и об армии.)

Вторая группа: (СЛАЙД 5) Понятие «поле чести» - это поле битвы, поле брани, где бой идет по правилам, где противники уважают друг друга; поле сражения за честь Отечества.

Третья группа: (СЛАЙД 6) Что такое суд «кадетской чести», «офицерской чести»? Каким мог быть его приговор? Это неофициальный нравственный суд сослуживцев, который может наказать презрением, бойкотом, изгнанием из сообщества офицеров.

Четвертая группа: (СЛАЙД 7) Кадетский девиз: «Жизнь - Отечеству. Честь - никому!». Главному лозунгу суворовцев, нахимовцев и кадетов России "Жизнь - Отечеству, честь - никому!", который был взят от кадетов Русских императорских корпусов, уже более 300 лет. Мы понимаем это выражение так…

Пятая группа: (СЛАЙД 8) «Кодекс чести» - это свод негласных законов, которые приняты всеми членами сообщества: порядочность, уважение, нравственность. Кодекс чести - это свод этических норм и правил поведения.

Классный руководитель: Российская армия всегда была сильна своим духом. На протяжении столетий она славилась доблестью, отвагой и самопожертвованием, службой Отечеству «верой и правдой», «по долгу и чести». И такие же принципы царили в обществе. Пока эти понятия сохранялись, безопасность Отечества была гарантирована. Когда они исчезали, всё рушилось. (СЛАЙД 9) Хорошо сказал об этом русский философ Иван Ильин: «...Россия будет существовать, расти и цвести, если в ней воцарится дух чести, служения и верности».

(СЛАЙД 10) О силе духа, военном профессионализме русского воина высказывались многие выдающиеся люди: Наполеон говорил: «Дайте мне русского солдата, казака и я покорю весь мир». А как еще характеризовали честь другие выдающиеся люди?

(СЛАЙДЫ 10-16)

Классный руководитель:

«Честь – это доброе имя человека, хорошая незапятнанная репутация. Честь – это внутреннее достоинство человека»,- так говорил В.И. Даль, создатель «Толкового словаря живого великорусского языка».

О чем вы уже знали? Что заставило задуматься?

Суворовцы: (отвечают).

Классный руководитель: Что о своей родине вы хотели бы с гордостью рассказать, если бы у вас была возможность встретиться со своими сверстниками из другой страны?  Закончите предложение:

Моя Родина – это…

Когда я вырасту, я хочу…

Я благодарен своей Родине за то, что…

Суворовцы: (высказываются)

Просмотр видеоролика. Олег Газманов «Господа Офицеры».



Воспитатель: Ефремова Людмила Николаевна

Сохранить у себя:
Что такое честь?

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки