Что читать и зачем читать современному школьнику
Саясина Галина Владимировна, учитель английского языка
Климешина Галина Васильевна, учитель русского языка и литературы
МБОУ г. Астрахани «ООШ №3»
Книга источник знаний
В книге раскрывается весь духовный мир человечества. Она улучшает навыки и ум людей. Книга — самое универсальное средство общения народов. В нашем представлении книга - это один из видов печатной продукций, состоящий из бумажных страниц и переплёта, но в ней заключён скрытый смысл, который оставил нам писатель. Автор в произведении передаёт своё настроение, мысли, чувства. Из неё мы получаем знания, информацию, что помогает нам обогащать свой лексикон.
Книга-друг человека, так говорят нам родители, и они бесспорно правы, ведь они помогают нам с детства. В 5-6 лет сказки учат нас читать, потом с помощью учебников мы получаем знания в школе и дальше в жизни. Из них мы учимся доброте, любви, пониманию.
Раньше, чтобы получить книгу, люди отдавали целое состояние, а сейчас они стоят не так дорого и открывают доступ к знаниям любым слоям общества.
2 а) Как создавалась книга
Нашу страну часто называют читающей страной. Это так, россияне любят почитать. В нашей стране до сих пор читают люди всех возрастов: и старые, и молодые. Чтение книг повышает не только интеллект. Художественная литература развивает фантазию, научная - грамотность. В современном мире книга помогает школьникам в получений дополнительных знаний, сведений. Все знания, которые у нас есть, мы получаем от книги. В книге заключена жизнь человека, его суть. Что было бы, если не было книги? Человек бы не знал самого элементарного. Ему были бы неизвестны все прелести и опасности жизни. Мыслящий человек бы вымер. А как создавалась книга? Какой она была раньше?
Книгопечатание на Руси ведет свою историю с середины XVI века. Первые книги на Руси были напечатаны в 50-х годах 16 века. Самым старым из сохранившихся изданий, имеющих точную дату, является книга «Московский Апостол», которая датирована 1563-м годом и вышла тиражом около 2000 экземпляров. Книга была создана русским первопечатником Иваном Фёдоровым. Материалом для книг служил пергамент, называвшийся на Руси «харатья». Для чернил использовали старое железо. Для украшения применяли цветные краски. Для писания использовали гусиные перья, а для торжественного писания использовали лебединые или павлиньи перья.
Процесс написания книг протекал так: писец сидел на табуретке рядом с невысоким столиком, на котором располагались письменные принадлежности. Пергамент он держал на коленях. Перед написанием текста пергамент разлиновывался с помощью линейки и шильца, а с XVI века для линования листов стали применять рамку с натянутыми на ней нитями. Сушили чернила, присыпая их песком. В монастырских и княжеских книжных мастерских было разделение труда. Рукописная книга имела форму кодекса и состояла из сложенных вдвое листов пергамента. Сначала текст переписывался чернилами, а затем в оставленные пустые места вписывались красные строки. Особый мастер-художник украшал книгу заставками и миниатюрами (рисунками). После этого книга попадала в руки переплетчику, который сшивал листы и делал переплет. Переплетом служили две доски, обтянутые кожей, иногда бархатом или парчой. К переплету прикрепляли выпуклые бляхи из металла (меди, золота или серебра). Некоторые книги помещали в оклад — своего рода футляр, серебряный или даже золотой. Его украшали драгоценными камнями. Книга получалась большой и тяжелой. Держать ее в руках было трудно, поэтому при чтении ее клали на стол. Естественно, что такие книги принадлежали богатым людям, монастырям и церквям. Создание рукописной книги занимало много времени, иногда несколько лет.
Б) Влияние чтения на развитие интеллекта
Современные книги, в отличие от старинных, печатаются очень быстро. И сегодня читатели черпают с их помощью не только знания, но при этом развивают свой интеллект. Когда человек читает, он получает информацию, расширяет свой кругозор. А что такое интеллект? Это качество психики, состоящее из способности адаптироваться к новым ситуациям, способности к обучению на основе опыта, пониманию и применению абстрактных концепций и использованию своих знаний для управления окружающей средой.
Интеллект – это ещё и общая способность к познанию и решению трудностей, которая объединяет все познавательные качества человека: ощущение, восприятие, память, представление, мышление, воображение. Когда мы читаем, мы подпитываем свой интеллект. Чтение при этом делится на художественное и выразительное. Художественное чтение — публичное исполнение литературных произведений. Художественное чтение — жанр эстрадного искусства. Выразительное чтение - чтение вслух с соблюдением норм литературного произношения, при котором передается идейно - образное содержание произведения. Особое значение, я считаю, имеет чтение классических произведений. Многие из них знакомы нам с детства. Для меня такой книгой стала поэма «Руслан и Людмила» А.С.Пушкина. Сказочное вступление, которое читала мама мне в пятилетнем возрасте, жило в моём воображении отдельной от поэмы жизнью. Но полностью книга Пушкина раскрылась для меня лишь недавно, хотя я впервые прочитал её в 10 лет. Значит, мой интеллект вырос и способен воспринимать то, что Пушкин написал в молодости.
Понятие классики в литературе складывается в три последних столетия: оно обозначало определённую категорию писателей, которые по не всегда ясным причинам (в силу древности или авторитета в глазах просвещённых людей) считались достойными служить образцами и наставниками во всём, что касается владения словом и получения знаний. Первым классическим автором, безусловно, считался Гомер. «Одиссея» и «Илиада» уже в классический период развития Греции (V в. до н. э.) считались недостижимой драматической вершиной (понятие «драмы» у древних греков было практически тождественно понятию литературы в целом). С тех пор в узком смысле слова «классическая литература» означает всю античную литературу. В широком смысле слова понятие «классический» стало употребляться по отношению к любому произведению, которое задало канон для своего жанра. Так появилась классика романтизма , классика модернизма , классика массового романа , и так далее. Классической литературы в наше время становится всё меньше, её вытесняют остальные жанры.
В) Роль интернета в образовании. Современный мир немыслим без новейших цифровых технологий и Интернета . Всемирная паутина дает большие возможности для развития образования: дистанционное обучение, доступ к большому количеству информации. В нём есть хорошая и плохая стороны. Когда ребёнок ищет полезную информацию, то часто вместе с ней он находит информационный мусор. Огромное количество Онлайн игр - ещё одно препятствие для школьника, отвлекающее от чтения книг. Сидя за компьютером, школьник глупеет от бесполезной информации. Однако у интернета есть и хорошая сторона: наличие различных источников, неограниченность во времени и пространстве, быстрота и обновление ресурсов.
Таким образом, интернет развивает не только интеллект, но и в какой-то мере способствует чтению, ведь нужную книгу можно скачать и напечатать.
3.Люди перестают мыслить, когда перестают читать (Дидро.Д)
Как же всё - таки решить проблему чтения у школьников? Нужно не закрывать, а развивать старые и создавать новые библиотеки. В школах не сокращать программу по литературе, а проводить больше уроков внеклассного чтения. Однако данные меры помогут мало, если в дома родители не будут читать своим детям книги. Известно, что дети стремятся быть похожими на родителей. Познакомившись с книгой в раннем детстве, человек не сможет прожить без неё. Но интерес к чтению необходимо развивать и поддерживать. Человек должен формировать свой круг чтения, отслеживать произведения любимых авторов. Ведь книга - универсальная вещь, и прожить без неё невозможно. Современный развитый, мыслящий человек будет читать много и осознанно. Не зря еще Д. Дидро писал: «Люди перестают мыслить, когда перестают читать». И я с ним полностью согласна.
6
Список литературы
http://www.razumniki.ru/poyavlenie_knigopechataniya_na_rusi.html
С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова Толковый словарь русского языка.- М.:Азбуковник,1997.-940с.
Школьный этимологический словарь/ Сост. Г.А.Крылов.- Ростов н/Д: Феникс, 2014.-313с.
Литература 8 класс/ Коровина В.Я.- Просвещение, 2012