Буквы о, ё после шипящих в корнях слов

Цели урока. Научить детей грамотному письму слов с данной орфограммой, умению видеть ее в тексте и слышать; развивать орфографическую зоркость, творческие способности детей: придумывать предложение со словом на данную орфограмму; содействовать развитию у учащихся логического мышления, связной устной речи, самостоятельности; воспитывать интерес к богатству русского языка, создать условия для формирования у школьников чувства взаимоуважения, умение работать коллективно.

Содержимое разработки

Урок 5 класс дата

Тема: Буквы о, ё после шипящих в корнях слов.

Цели урока. Образовательная: научить детей грамотному письму слов с данной орфограммой, умению видеть ее в тексте и слышать;

Развивающая: развивать орфографическую зоркость, творческие способности детей: придумывать предложение со словом на данную орфограмму; содействовать развитию у учащихся логического мышления, связной устной речи, самостоятельности;

Воспитательная: воспитывать интерес к богатству русского языка, создать условия для формирования у школьников чувства взаимоуважения, умение работать коллективно.

Оборудование:

  • рабочие тетради;

  • презентация урока;

  • раздаточный материал

Тип урока: урок изучения нового материала по орфографии.

Ход урока

I. Организационный момент.

Вступление учителя и организация внимания.

Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня такой прекрасный день. Вот мы с вами не знакомы, но предмет нам знаком, соответственно, нам есть о чем поговорить. Давайте получим удовольствие от урока!

В классе должно царить хорошее настроение. Давайте друг другу подарим улыбку. (слайд 2)

Начинаем наш урок!

Очень хочется, чтоб впрок

Он пошел вам, и тогда

Будем грамотны всегда.

II. Повторение материала, изученного на прошлом уроке.

Давайте проверим, насколько внимательно вы слушали учителя на прошлом уроке. Помните ли вы, когда в корнях –раст- - -рос- пишется А, а когда О. Перед вами кроссворд. Вставьте в слова кроссворда недостающие буквы


1 Р




2 П

О


Д

Р


С

Л

А



3 Р


С

Т

О

В



И




4 В

Ы

5 Р


С

Т

И





Л




С


А


Т

В


О



К

Запишите эти слова в тетрадь (работа учащихся, проверка по цепочке) (слайд 3) Предложите вариант названия кроссворда. Кто озвучит правило о правописании корней – раст- - - рос-?

III. Постановка проблемы и актуализация знаний.

1. Грамматическая сказка.

Ребята, предлагаю вам послушать небольшую сказку.

Капризные шипящие.

Дружно живут согласные с гласными. Ещё бы! Им без гласных никак с работой не справиться. Вот и стараются не обижать своих певучих подружек. Но плохо гласной, когда перед ней оказывается шипящая. С буквами Я, Ю, Ы, Э шипящие вообще знаться не хотят. А уж как трудно рядом с ними буквам О и Ё. То всем шипящим подавай букву Ё. То такая соседка им не по душе. И они согласны стоять только рядом с О. Вот и приходится писать: (слайд 4)

НА ЖЁЛТЫЙ ЦВЕТОК ПРИЛЕТЕЛА ПЧЁЛКА.

Тсс.. Слышите, что говорят шипящие?

- Осторож-ж-но! Мы – ш-ш-шипящ-щ-щие!


-Устно поставьте ударение в словах жёлтый, пчёлка.

-Является ли буква ё орфограммой?

(Является, потому что пишется буква ё, а слышится звук [о])

-После каких звуков находится орфограмма?

(После шипящих согласных.)

-В какой морфеме находится орфограмма?

(В корне)

-Сформулируйте тему урока. (слайд 5)

(Буквы о – ё после шипящих в корне слова.) (слайд 6)

– Откройте тетради, запишите сегодняшнее число, классная работа и тему: «Буквы о-ё после шипящих в корне слова».

– Ребята, а как вы думаете, чему мы с вами должны научиться? (слайд 7) Сформулируйте нашу цель.

– Мы научимся определять, какую гласную мы пишем после шипящих в корне слова, О или Ё.

IV. Объяснение нового материала. Наблюдение над языковым материалом.

1. Работа с таблицей (слайд 8)

Буквы ё и о после шипящих в корне

Шелк – шелковистая

шов

Щеки – щека

капюшон

–Посмотрите на таблицу. Давайте зачитаем данные в ней слова.

– Используя таблицу, попробуйте сформулировать правило написания букв о-ё после шипящих. (Если к слову мы можем подобрать однокоренное с Е, то пишем Ё, если нет, то пишем О.)

– А как называются слова, которые пишутся не по правилу, которые нужно запомнить? (Исключения)

Все ли слова подчиняются данному правилу? (нет)

А что же за слова с правой стороны?)

– Теперь вы можете сформулировать правило написания букв о-ё после шипящих?

–Вы правильно сформулировали правило? Проверим по учебнику. Откройте учебник. (Читают вслух). Ребята, обратите внимание на обозначение орфограммы. (слайд 9)

Вывод о правописании слов: под ударением в корне слова после шипящего пишем Ё, если к данному слову можно подобрать проверочное слово с буквой Е; пишем О, если проверочного слова нет.

(Учитель, по желанию учащихся, даёт одному из них карточку с заданием - найти в Толковом словаре лексическое значение иноязычных слов: артишок, анчоус, корнишон.)

2. Слова-исключения.

– Ребята, мы говорили, что в нашей орфограмме есть слова-исключения. У этих слов нет однокоренных пар в нашем языке, поэтому в них пишется о. А чтобы их легче было запомнить, послушайте стихотворение: (слайд 10)

Наш “о” сегодня разозлен

Шов в капюшоне сделал он.

Накинув вышитый наряд,

Полез за ягодами в сад,

Но шов цеплялся за крыжовник,

И шорох услыхал садовник.

3. Слова иноязычного происхождения (слайд 11)

-Со словами иноязычного происхождения, которые вы видите на экране, составьте словосочетания, запишите их и объясните правописание глас-ной в корне после шипящих. 1. Жокей - наездник на скачке.

2. Крюшон – прохладительный напиток.

Вывод: - Какая гласная пишется после шипящей в иноязычных словах? Часто встречаются в русском языке иноязычные слова, такие как артишок, анчоус, но что они обозначают, мы зачастую не знаем. Каково лексическое значение этих слов, нам скажет (ученик, работавший с Толковым словарём).

4. Алгоритм (слайд 12)

- Посмотрите на экран. Для того чтобы правильно писать о-ё после шипящих в корне слова, нужно запомнить алгоритм

– Он лежит у каждого на парте. Во время урока вы можете им пользоваться.

7. Физминутка.

Ребята, мы хорошо поработали, давайте отдохнем. Встаньте и найдите глазами кружок красного цвета, а теперь синего цвета. Глазами, рисуя линию, вернитесь к красному кружку, медленно снова к синему. Найдите кружок жёлтого цвета. Нет, нигде не нашли? Закрыли глаза, мысленно увидели это слово. Как оно пишется? Почему? Откройте глаза. Найдите кружок зеленого цвета, соедините его воображаемой линией с красным, а теперь наоборот. (Учителем заранее приклеены красный и синий кружки над доской, а зеленый – под доской.) Молодцы! Садитесь.

V. Закрепление нового материала.

Успешными людьми не рождаются, ими становятся. Профессионалом в каком-либо деле может стать каждый. Английская пословица гласит: «Practice make perfect» (слайд №13). Кто знает перевод? «Совершенство достигается тренировкой».

Продвигаемся к совершенству, алгоритм-ключ у вас в руках.

1. Первичное закрепление.

Вывод по упражнению.


2. Отгадайте загадки, запишите отгадки (один человек у доски, остальные в тетрадях) и объясните их написание (выделите орфограмму). (Двое учеников выполняют задания на карточках)

К одежде за воротничок

Пришили этот колпачок.

(капюшон)

Очень эта речь тиха,

Прямо скажем, чуть слышна.

(шёпот)

На ветке – конфетки

С начинкой медовой,

А кожа на ветке –

Породы ежовой.

(крыжовник)

Вновь упала на глаза

Не корова, не коза,

Не сосна, не ёлка,

А моя же…

(чёлка)

Я у деда был в саду.

Дед мне дал орех в меду.

- Видишь, ульи там и тут?

Новосёлы в них живут!

А пронзают, будто ток,

Сделав на руке ожог.

- Кто же эти новосёлы?

Дедушка ответил:

- … (пчёлы).

Это платье не из ситца –

Модницам в него рядиться!

Что за ткань, возьми ты в толк,

Щеголихи любят…

(шёлк)

На поляне дуб могуч.

Ветви достают до туч,

Летом разрастётся он –

Тень лежит со всех сторон.

Дуб велик, плод мал, как ноготь.

Называется он … (жёлудь).

3. Тренировочное упражнение на карточках (задание по вариантам) (слайд 14)

-Найдите слова, в которых допущена ошибка, исправьте её, обозначая орфограмму. Время выполнения – 2 минуты, затем поменяйтесь карточками и проверьте правильность выполнения задания у соседа (взаимопроверка с помощью слайда №15).

ВАРИАНТ 1 ВАРИАНТ 2

шёв шопот

чёрточка шёрты

щолкнуть жёрдочка

шёк дешовый

шорстка трущёба


VI. Подведение итогов, выставление отметок, рефлексия

Ребята, предлагаю обобщить изученный нами на уроке материал в виде таблицы: (слайд 16)

  1. В какой позиции находятся гласные Ё – О после шипящих в корне слова? (под ударением)

  2. При каком условии мы после шипящей пишем букву Ё? Приведите примеры.

  3. А при каком условии мы пишем букву О? Приведите примеры.

  4. Целью урока, было, научится грамотно писать слова с данной орфограммой. Достигнута цель?

  5. Что осталось непонятным?

  6. Что понравилось больше всего?

  7. Что показалось самым трудным?


VII. Домашнее задание по выбору: (слайд 17)

Составьте шуточный рассказ со славами-исключениями и с буквой ё после шипящих – “Шипящий детектив”.

(слайд 17) Мне очень хочется узнать, с каким настроением вы покидаете урок. На парте перед каждым из вас – два жетона: один – с улыбающимся личиком, второй- с грустным. Выберите тот жетон, изображение на котором соответствует вашему эмоциональному состоянию в настоящий момент.


















Карточка № 1.

Подберите такие однокоренные слова, чтобы ударение в них падало на гласную после шипящих.

Образец: пчелиный – пчёлы

Причесаться

Учебный

Шерстяной

Шелковистый

Желтеть

Чернеть

Черта

Дешевле


Карточка № 2.

Спишите пословицы и поговорки, вставляя в слова пропущенные буквы.

  1. Апрель ч рен в поле, но в лесу ещё бел.

  2. Дош л скоро, а не споро.

  3. Хорош садовник – крупен крыж вник.

  4. Нет пч лки без жальца.

  5. Уч ный не тот, кто считает, а тот, кто знает, о чём считает.


Карточка № 1.

Подберите такие однокоренные слова, чтобы ударение в них падало на гласную после шипящих.

Образец: пчелиный – пчёлы

Причесаться

Учебный

Шерстяной

Шелковистый

Желтеть

Чернеть


Карточка № 2.

Спишите пословицы и поговорки, вставляя в слова пропущенные буквы.

1) Апрель ч рен в поле, но в лесу ещё бел.

2) Дош л скоро, а не споро.

3) Хорош садовник – крупен крыж вник.

4) Нет пч лки без жальца.

5) Уч ный не тот, кто считает, а тот, кто знает, о чём считает.



Сохранить у себя:
Буквы о, ё после шипящих в корнях слов

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки