Урок 5 класс дата
Тема: Буквы о, ё после шипящих в корнях слов.
Цели урока. Образовательная: научить детей грамотному письму слов с данной орфограммой, умению видеть ее в тексте и слышать;
Развивающая: развивать орфографическую зоркость, творческие способности детей: придумывать предложение со словом на данную орфограмму; содействовать развитию у учащихся логического мышления, связной устной речи, самостоятельности;
Воспитательная: воспитывать интерес к богатству русского языка, создать условия для формирования у школьников чувства взаимоуважения, умение работать коллективно.
Оборудование:
рабочие тетради;
презентация урока;
раздаточный материал
Тип урока: урок изучения нового материала по орфографии.
Ход урока
I. Организационный момент.
Вступление учителя и организация внимания.
Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня такой прекрасный день. Вот мы с вами не знакомы, но предмет нам знаком, соответственно, нам есть о чем поговорить. Давайте получим удовольствие от урока!
В классе должно царить хорошее настроение. Давайте друг другу подарим улыбку. (слайд 2)
Начинаем наш урок!
Очень хочется, чтоб впрок
Он пошел вам, и тогда
Будем грамотны всегда.
II. Повторение материала, изученного на прошлом уроке.
Давайте проверим, насколько внимательно вы слушали учителя на прошлом уроке. Помните ли вы, когда в корнях –раст- - -рос- пишется А, а когда О. Перед вами кроссворд. Вставьте в слова кроссворда недостающие буквы
| 1 Р |
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||
2 П | О |
| Д | Р |
| С | Л | А |
| |||||||||||||||||||||||||
| 3 Р |
| С | Т | О | В |
| |||||||||||||||||||||||||||
| И |
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||
| 4 В | Ы | 5 Р |
| С | Т | И |
| ||||||||||||||||||||||||||
|
|
| Л |
| ||||||||||||||||||||||||||||||
|
| С |
| А |
| |||||||||||||||||||||||||||||
Т | В |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||
О |
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||
К |
Запишите эти слова в тетрадь (работа учащихся, проверка по цепочке) (слайд 3) Предложите вариант названия кроссворда. Кто озвучит правило о правописании корней – раст- - - рос-?
III. Постановка проблемы и актуализация знаний.
1. Грамматическая сказка.
Ребята, предлагаю вам послушать небольшую сказку.
Капризные шипящие.
Дружно живут согласные с гласными. Ещё бы! Им без гласных никак с работой не справиться. Вот и стараются не обижать своих певучих подружек. Но плохо гласной, когда перед ней оказывается шипящая. С буквами Я, Ю, Ы, Э шипящие вообще знаться не хотят. А уж как трудно рядом с ними буквам О и Ё. То всем шипящим подавай букву Ё. То такая соседка им не по душе. И они согласны стоять только рядом с О. Вот и приходится писать: (слайд 4)
НА ЖЁЛТЫЙ ЦВЕТОК ПРИЛЕТЕЛА ПЧЁЛКА.
Тсс.. Слышите, что говорят шипящие?
- Осторож-ж-но! Мы – ш-ш-шипящ-щ-щие!
-Устно поставьте ударение в словах жёлтый, пчёлка.
-Является ли буква ё орфограммой?
(Является, потому что пишется буква ё, а слышится звук [о])
-После каких звуков находится орфограмма?
(После шипящих согласных.)
-В какой морфеме находится орфограмма?
(В корне)
-Сформулируйте тему урока. (слайд 5)
(Буквы о – ё после шипящих в корне слова.) (слайд 6)
– Откройте тетради, запишите сегодняшнее число, классная работа и тему: «Буквы о-ё после шипящих в корне слова».
– Ребята, а как вы думаете, чему мы с вами должны научиться? (слайд 7) Сформулируйте нашу цель.
– Мы научимся определять, какую гласную мы пишем после шипящих в корне слова, О или Ё.
IV. Объяснение нового материала. Наблюдение над языковым материалом.
1. Работа с таблицей (слайд 8)
Буквы ё и о после шипящих в корне
Шелк – шелковистая | шов |
Щеки – щека | капюшон |
–Посмотрите на таблицу. Давайте зачитаем данные в ней слова.
– Используя таблицу, попробуйте сформулировать правило написания букв о-ё после шипящих. (Если к слову мы можем подобрать однокоренное с Е, то пишем Ё, если нет, то пишем О.)
– А как называются слова, которые пишутся не по правилу, которые нужно запомнить? (Исключения)
Все ли слова подчиняются данному правилу? (нет)
А что же за слова с правой стороны?)
– Теперь вы можете сформулировать правило написания букв о-ё после шипящих?
–Вы правильно сформулировали правило? Проверим по учебнику. Откройте учебник. (Читают вслух). Ребята, обратите внимание на обозначение орфограммы. (слайд 9)
Вывод о правописании слов: под ударением в корне слова после шипящего пишем Ё, если к данному слову можно подобрать проверочное слово с буквой Е; пишем О, если проверочного слова нет.
(Учитель, по желанию учащихся, даёт одному из них карточку с заданием - найти в Толковом словаре лексическое значение иноязычных слов: артишок, анчоус, корнишон.)
2. Слова-исключения.
– Ребята, мы говорили, что в нашей орфограмме есть слова-исключения. У этих слов нет однокоренных пар в нашем языке, поэтому в них пишется о. А чтобы их легче было запомнить, послушайте стихотворение: (слайд 10)
Наш “о” сегодня разозлен
Шов в капюшоне сделал он.
Накинув вышитый наряд,
Полез за ягодами в сад,
Но шов цеплялся за крыжовник,
И шорох услыхал садовник.
3. Слова иноязычного происхождения (слайд 11)
-Со словами иноязычного происхождения, которые вы видите на экране, составьте словосочетания, запишите их и объясните правописание глас-ной в корне после шипящих. 1. Жокей - наездник на скачке.
2. Крюшон – прохладительный напиток.
Вывод: - Какая гласная пишется после шипящей в иноязычных словах? Часто встречаются в русском языке иноязычные слова, такие как артишок, анчоус, но что они обозначают, мы зачастую не знаем. Каково лексическое значение этих слов, нам скажет (ученик, работавший с Толковым словарём).
4. Алгоритм (слайд 12)
- Посмотрите на экран. Для того чтобы правильно писать о-ё после шипящих в корне слова, нужно запомнить алгоритм
– Он лежит у каждого на парте. Во время урока вы можете им пользоваться.
7. Физминутка.
Ребята, мы хорошо поработали, давайте отдохнем. Встаньте и найдите глазами кружок красного цвета, а теперь синего цвета. Глазами, рисуя линию, вернитесь к красному кружку, медленно снова к синему. Найдите кружок жёлтого цвета. Нет, нигде не нашли? Закрыли глаза, мысленно увидели это слово. Как оно пишется? Почему? Откройте глаза. Найдите кружок зеленого цвета, соедините его воображаемой линией с красным, а теперь наоборот. (Учителем заранее приклеены красный и синий кружки над доской, а зеленый – под доской.) Молодцы! Садитесь.
V. Закрепление нового материала.
Успешными людьми не рождаются, ими становятся. Профессионалом в каком-либо деле может стать каждый. Английская пословица гласит: «Practice make perfect» (слайд №13). Кто знает перевод? «Совершенство достигается тренировкой».
Продвигаемся к совершенству, алгоритм-ключ у вас в руках.
1. Первичное закрепление.
Вывод по упражнению.
2. Отгадайте загадки, запишите отгадки (один человек у доски, остальные в тетрадях) и объясните их написание (выделите орфограмму). (Двое учеников выполняют задания на карточках)
К одежде за воротничок
Пришили этот колпачок.
(капюшон)
Очень эта речь тиха,
Прямо скажем, чуть слышна.
(шёпот)
На ветке – конфетки
С начинкой медовой,
А кожа на ветке –
Породы ежовой.
(крыжовник)
Вновь упала на глаза
Не корова, не коза,
Не сосна, не ёлка,
А моя же…
(чёлка)
Я у деда был в саду.
Дед мне дал орех в меду.
- Видишь, ульи там и тут?
Новосёлы в них живут!
А пронзают, будто ток,
Сделав на руке ожог.
- Кто же эти новосёлы?
Дедушка ответил:
- … (пчёлы).
Это платье не из ситца –
Модницам в него рядиться!
Что за ткань, возьми ты в толк,
Щеголихи любят…
(шёлк)
На поляне дуб могуч.
Ветви достают до туч,
Летом разрастётся он –
Тень лежит со всех сторон.
Дуб велик, плод мал, как ноготь.
Называется он … (жёлудь).
3. Тренировочное упражнение на карточках (задание по вариантам) (слайд 14)
-Найдите слова, в которых допущена ошибка, исправьте её, обозначая орфограмму. Время выполнения – 2 минуты, затем поменяйтесь карточками и проверьте правильность выполнения задания у соседа (взаимопроверка с помощью слайда №15).
ВАРИАНТ 1 ВАРИАНТ 2
шёв шопот
чёрточка шёрты
щолкнуть жёрдочка
шёк дешовый
шорстка трущёба
VI. Подведение итогов, выставление отметок, рефлексия
Ребята, предлагаю обобщить изученный нами на уроке материал в виде таблицы: (слайд 16)
В какой позиции находятся гласные Ё – О после шипящих в корне слова? (под ударением)
При каком условии мы после шипящей пишем букву Ё? Приведите примеры.
А при каком условии мы пишем букву О? Приведите примеры.
Целью урока, было, научится грамотно писать слова с данной орфограммой. Достигнута цель?
Что осталось непонятным?
Что понравилось больше всего?
Что показалось самым трудным?
VII. Домашнее задание по выбору: (слайд 17)
Составьте шуточный рассказ со славами-исключениями и с буквой ё после шипящих – “Шипящий детектив”.
(слайд 17) Мне очень хочется узнать, с каким настроением вы покидаете урок. На парте перед каждым из вас – два жетона: один – с улыбающимся личиком, второй- с грустным. Выберите тот жетон, изображение на котором соответствует вашему эмоциональному состоянию в настоящий момент.
Карточка № 1.
Подберите такие однокоренные слова, чтобы ударение в них падало на гласную после шипящих.
Образец: пчелиный – пчёлы
Причесаться
Учебный
Шерстяной
Шелковистый
Желтеть
Чернеть
Черта
Дешевле
Карточка № 2.
Спишите пословицы и поговорки, вставляя в слова пропущенные буквы.
Апрель ч рен в поле, но в лесу ещё бел.
Дош л скоро, а не споро.
Хорош садовник – крупен крыж вник.
Нет пч лки без жальца.
Уч ный не тот, кто считает, а тот, кто знает, о чём считает.
Карточка № 1.
Подберите такие однокоренные слова, чтобы ударение в них падало на гласную после шипящих.
Образец: пчелиный – пчёлы
Причесаться
Учебный
Шерстяной
Шелковистый
Желтеть
Чернеть
Карточка № 2.
Спишите пословицы и поговорки, вставляя в слова пропущенные буквы.
1) Апрель ч рен в поле, но в лесу ещё бел.
2) Дош л скоро, а не споро.
3) Хорош садовник – крупен крыж вник.
4) Нет пч лки без жальца.
5) Уч ный не тот, кто считает, а тот, кто знает, о чём считает.