Возрастные особенности страхов От одного года до трех лет у ребенка может возникать страх неожиданных резких звуков (обусловлен инстинктом), одиночества, потери эмоционального контакта с матерью (особенно при посещении яслей), боли, уколов и медработников. В этот период детям начинают иногда сниться страшные сны (часто со сказочными персонажами), поэтому могут появиться страхи перед засыпанием. В возрасте от трех до пяти лет возможны страхи одиночества, темноты и замкнутого пространства. Сказочные персонажи, пугавшие раньше ребенка только во сне, теперь могут заставлять его опасаться и днем. Появляются страхи, связанные с развитием фантазии ребенка. Малыш может сам придумать какое-то чудовище и потом долго его бояться, думая, что оно живет под шкафом. От пяти до семи лет вы можете наблюдать возникновение страха перед чертями или другими представителями потустороннего мира. Как и многие другие страхи, он является разновидностью самого главного, ведущего страха, появляющегося в этом возрасте, - страха смерти (своей и родителей). Ребенок уже знает, что человек может умереть, поэтому многие обычные бытовые или природные ситуации (гром, гроза и т.п.) могут вызывать панику. Причины появления страхов у детей конкретный случай, который напугал ребенка многочисленные запреты со стороны родителей и воспитателей детская фантазия внутрисемейные конфликты взаимоотношения со сверстниками чрезмерная опека со стороны родителей разговоры взрослых о болезнях и несчастьях неуверенность родителей в своих воспитательных действиях Пути устранения появившегося страха: 1.Обсуждение и убеждение («Это не страшно!») 2.Нахождение выхода из «страшной ситуации». 3.Работа с подсознанием (работа с нарисованным страхом, рассказывание сказок). Техники уничтожения нарисованного страха Превращаем «страшный» страх в «смешной» и «нестрашный» Делаем из страха пазл Сажаем страх в клетку Зачеркиваем страх любимыми цветами Рвем и выбрасываем страх Отдаем страх взрослому на вечное хранение или для того, чтобы он его выбросил Ситуативное изгнание страха: Злые духи и Кощей Не живут среди вещей. Но бывает из-за страха Я в прихожей вижу Аха! Нужно громко крикнуть «Ах!», И тот час исчезнет страх! «Детские страхи» Чего и почему боятся дети?
Как надо вести себя родителям с ребенком, испытывающим страх: Первым делом выяснить причину страха. При выборе воспитательных мероприятий учитывать, что страхи имеют непроизвольный и неосознанный характер. Помнить, что малыш не может управлять своим поведением и не владеет собой, поэтому словесные убеждения могут быть неэффективны. Ни в коем случае не наказывать ребенка. Ни в коем случае не запугивать малыша даже тогда, когда родители сами опасаются за его безопасность. Не напоминать ребенку о страхе. Не злоупотреблять чтением сказок и просмотром кинофильмов. Обучать терпимости к страху и управлению им, а в некоторых случаях и противодействию источникам страха (например, драчуна, которого ребенок боится, можно запугать ему самому, а не просто отступить перед ним). Когда малыш боится темноты и замкнутого пространства, зажгите лампу, откройте двери, побудьте рядом с ним. Чтобы ребенку не страшно было спать, пусть и любимая игрушка заснет в его кроватке. Постарайтесь проиграть пугающее малышей событие в ролевой игре, где бы страшное показалось смешным или обыденным для повседневности. Как не надо вести себя родителям с ребенком, испытывающим страх: Использовать методы запугивания и наказания в целях воспитания. Не обращать на страх ребенка никакого внимания и не пытаться помочь преодолеть его ему. Перегружать фантазию и воображение малыша пугающими его сказками и историями. Передавать свой страх ребенку. Методика выявления страхов у детей Ребенка просят: «Нарисуй два дома – большой красивый дом и маленький некрасивый дом». Инструкция: «Я буду называть разные страхи, а ты их будешь расселять в дома: в красивый дом ты поселишь «нестрашные» страхи, т.е. те, которых ты не боишься, а в некрасивый дом ты поселишь «страшные» страхи, т.е. те, которые ты боишься». Взрослый называет страхи, фиксирует в какой дом ребенок поселил каждый страх. Перечень страхов — смотри таблицу основных страхов. После проведения диагностики, необходимо обязательно «запереть» страхи на замок. Среднее количество страхов Возраст (лет) 5 6 7(дошк) 7 (школьн) Мальчики 8 9 9 6 Девочки 11 11 12 9 Как избежать возникновения и закрепления страхов 1. Никогда не запирайте ребенка в темном незнакомом помещении. 2. Не пугайте малыша (отдам чужой тете, придет Баба Яга и утащит, не подходи, собака укусит, т.д.). 3. Превращайте злых героев в добрых (придумывайте сказки - как Бабка Ежка стала доброй, как паучок помог девочке выбраться из леса…) 4. Не перегружайте фантазию ребенка: игрушки должны соответствовать возрасту, исключите агрессивные фильмы, мультфильмы и книги. 5. Повышайте самооценку малыша. 6. «Разберитесь» с собственными страхами. Вы можете «заразить» ими ребенка. 7. Учитывайте, что более всего подвержены страхам эмоционально-чувствительные и впечатлительные дети, а также дети, у которых хорошо развито воображение. Игры для преодоления страха темноты 1. "Бобры" (для детей 3-6 лет) Охотник пытается поймать бобра (или бобров, если играют несколько детей). Бобер прячется от него под столом, накрытым скатертью, свисающей до пола, и сидит там, пока не убедится в том, что охотник ушел и можно вылезать. Время сидения в темноте следует понемногу увеличивать. (Например, охотник может сказать, что он сейчас обшарит соседнюю рощицу - то есть выйдет в соседнюю комнату - и вернется.) Бобра же надо постепенно побуждать к тому, чтобы он не просто прятался, а придумывал, как ему защитить свое жилище. 2. "Кукольные прятки" (для детей 4-6 лет) В этой игре прячутся не дети, а игрушки. Причем некоторые прячутся в освещенном помещении, а некоторые - в темном (днем - в комнате с плотно задвинутыми шторами, вечером - при включенном ночнике). За игрушку, найденную в темноте, дается больше очков, чем за лежащую на свету. Поначалу подыгрывайте ребенку, оставляйте игрушки в затемненной комнате на видном месте. 3. "Смелый разведчик" (для детей 5-8 лет) Можно играть в компании, а можно вдвоем со взрослым. Лучше вплести эпизод про смелого разведчика в развернутую игру в войну, чтобы все получилось естественней и интересней. В какой-то момент ребенок (называемый, опять-таки, своим настоящим именем) получает задание сходить ночью на разведку. В затемненном помещении раскладывается оружие, принадлежащее врагу. Ребенок должен все сосчитать и доложить командиру. Командир награждает его медалью за отвагу.