Блокада Ленинграда в математических задачах.

Урок математики по теме "Нахождение дроби от числа. Решение задач" составлен на основе числовых данных блокады Ленинграда, воспоминаний жителей.

Содержимое разработки

Тема: Нахождение дроби от числа. Решение задач. 6 класс.

Преподаватель математики Костина М.Р. (ФГКОУ ПСВУ МО РФ)


Цель урока: закрепить умения и навыки в решении задач по нахождению дроби от числа; систематизация знаний по данной теме, продолжение знакомства с историей блокады Ленинграда.


Задачи урока:

Обучающие:

Тренировать умение решать задачи на дроби.

Развивающие:

1) Тренировать умение работать с новым знанием.

2) Тренировать умение проводить самопроверку умения работать с новым знанием.

Воспитательные:

1) Тренировать умение определять свое эмоциональное состояние.

2) Тренировать умение настраиваться на нужный лад в зависимости от вида деятельности, используя приемы создания рабочего настроения.

Тип урока: урок общеметодологической направленности.


Результаты обучения:

Метапредметные:

Применяют установленные правила в планировании способа решения

Предметные:

Структурируют знания, определяют основную и второстепенную информацию

Личностные:

Осуществляют контроль, коррекцию, оценку собственных действий и действий партнёра


Во время урока обучающиеся зачитывают выдержки из дневников жителей блокадного Ленинграда.

За два урока обучающимся были выданы фотографии, по сюжетам которых обучающиеся составляли свои задачи, связанные с тематикой изучаемого материала. Задачи были обработаны преподавателем.

Работа во время урока проходит на SMART доске и на маркерной доске.

Заготовка в виде двух мишеней для рефлексии находится на оборотной стороне маркерной доски.


Структура урока

Время,

мин

Деятельность

Формируемые
УУД

Преподавателя

Обучающихся


1. Организационный момент

1

Проверка готовности к уроку

Приветствие

преподавателя

Регулятивные: самоконтроль

2. Сообщение темы и цели урока. Информационная технология Коммуникативная технология


5

Рассказ о 75 годовщине начала блокады Ленинграда. Демонстрация видеофрагмента.

Восприятие. Размышление над темой урока

Личностные: мотивация

3. Актуализация опорных знаний. Устная работа. Коммуникативная технология



7-10

Представление примеров с переводом ответов на тему урока

Отвечают
на вопросы

Осознание ситуации

Личностные: анализ и оценивание изученного материала.

Познавательные: 

структурирование собственных знаний.

Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные: умение слушать, корректно задавать вопросы, рецензировать ответ

4. Включение ц систему знаний и повторений Информационная технология

20-25

Выясняет, понятность заданий. Предлагает решать самостоятельно с выходом к доске отдельных обучающихся. Контроль за процессом решения задач.

Составляют план решения задачи. Составляют математическую модель ситуации, описанной в условии задач, повторяют правило, обосновывают выбор способа решения задачи. Выдвигают гипотезу решения задачи другим способом

Личностные: самоопределение.

Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса.

5. Физкультминутка. Рефлексия. Здоровьесберегающая технология

5

Обеспечивает эмоциональную разгрузку обучающихся. Предлагает оценить свои знания и эмоциональное состояние. Организует высказывания обучающихся

Подводят итоги своей деятельности.

Личностные: смыслообразование.

Регулятивные: оценка своей деятельности, планирование.

Познавательные: анализ, обобщение.

Коммуникативные: умение полно и аргументировано выражать свои мысли.

6. Подведение итогов урока

5

Просмотр видеоролика. Сообщение о собственном взгляде на тему «Блокада Ленинграда»

Восприятие. Размышление над темой урока


7. Информация о домашнем задании


2-3

Создаёт ситуацию выбора, даёт комментарий к домашнему заданию

Записывают домашнее задание в зависимости от полученного задания.

Личностные: самоопределение

Регулятивные: оценка промежуточных результатов и саморегуляция для повышения мотивации учебной деятельности. Коммуникативные: умение слушать








Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы и цели урока.

Сегодня необычный урок математики.

8 сентября 1941 года началась 872 дневная блокада одного из красивейших городов не только Европы, но и всего мира города Ленинград.

И сегодня на уроке мы с вами не только закрепим ранее изученный материал, но и в очередной раз вспомним трагические страницы истории этого события.



Видеоролик документальный



3. Устная работа

Учитель: Находясь на уроке математики невозможно не обойтись без вычислений и мы тоже начнем с устной работы:

  • 10,5 + 30,5 – 8 = 33 градусов достигали морозы зимой 1941 – 1942 года

  • 12,4 – 0,4 + 18 = 30

Зима. Блокадный Ленинград. Нет отопления, нет света, стены домов промерзли. На столько сантиметров промерзли стены

  • 2,8 : 2 * 10 = 14 часов подростки работали в сутки, помогали старшим, стояли у танков.

  • (7,7 * 5 + 2,2) : 0,1 = 407 кораблей отремонтировали ленинградцы во время блокады.

  • Число, кратное 3 и 5, являющееся решением неравенства 270 ≤ x

270 обстрелов было сделано с 4 сентября по 30 ноября 1942 года

  • = 17 августа 1943 года произошел самый длительный обстрел за все годы блокады, продолжительностью 13 час. 14 мин.







4. Актуализация новых знаний

Учитель: Из секретной директивы 1-а 1601/41 немецкого военно-морского штаба «О будущности города Санкт - Петербурга» от 22 сентября 1941 года: «После поражения Советской России нет никакого интереса для дальнейшего существования этого большого населенного пункта. Предложено тесно блокировать город и путем обстрела из артиллерии всех калибров и беспрерывной бомбежки с воздуха сравнять его с землей. Если вследствие создавшегося положения будут заявлены просьбы о сдаче, они будут отвергнуты. С нашей стороны нет заинтересованности в сохранении хотя бы части населения этого большого города»

Решение задачи: На момент установления блокады в городе находилось 2 млн 500 тысяч человек. Среди них были дети, они составляли 16%. из них были подростками в возрасте 7 – 16 лет. Сколько подростков оставалось в блокадном Ленинграде?



Учитель: Едва ли не каждый десятый, живший в блокаду в Ленинграде, писал дневники. И сегодня мы с вами перелистаем некоторые из этих дневников

Устно. Решите уравнение: 3х – 25 = 92; х = 39

Учитель: В самые суровые дни блокады зимы 1941-1942 годов в осажденном городе из 500 школ работали 39.

Обучающийся:

Во многих школах были госпитали. Сколько у меня было радости, когда я узнал, что идет запись в школу № 218. И вот я школьник! Никогда не забуду первый день учебы. Детей собрали в классе на втором этаже. Вошла учительница. Меня поразила ее худоба. Ее звали Татьяна Федоровна Бадасова. Она рассадила нас по партам: меня с белокурой девчушкой, Наташей Васильевой.

Занятия проходили в необычной обстановке. Нередко во время урока раздавался вой сирены, возвещавшей об очередной бомбежке или артобстреле. Ученики быстро  спускались в бомбоубежище, где занятия продолжались.

Обучающийся:

3 ноября. Сегодня мы пошли учиться, как я рад! Обещали кормить обедом и давать 50 гр. хлеба в день без карточек. Учителя все новые.

8 ноября. Пока учусь. По математике получил 4. Учительница по русскому все время нас ободряет. Она говорит, что к Новому году война кончится. А правда ли? Сейчас очень тяжело.

12 ноября. Обед в школе давать прекратили. Все по карточкам. Положение тяжелое. Учителя советуют подтянуть кушаки.

15 ноября. Пока с учебой все благополучно. Имею две пятерки и одну четверку. С едой очень плохо. Сегодня во рту не было ни крошки

Устно. Урок в блокадном Ленинграде продолжался времени современного урока – 25 минут

Учитель: Урок продолжался не более 25 минут, больше не выдерживали ни учителя, ни школьники. Записей не вели, так как в неотапливаемых классах мерзли не только руки, но и замерзали чернила. Уроки учили наизусть. Учиться в жестоких условиях зимы стало подвигом. Учителя и ученики сами добывали топливо, возили на санках воду, следили за чистотой в школе.

Обучающийся:

"Температура 2-3 градуса ниже нуля. Тусклый зимний свет робко пробивается сквозь единственное окно.  Мы сидим в пальто, в галошах, в перчатках и даже в головных уборах... "  

Учитель: Но, несмотря на все трудности, ребята сдавали экзамены, получали оценки!

  В коллективном дневнике учащихся 7 класса школы №148 читаем: «Декабрь 1941 года. В классах сидим в пальто, в рукавицах. Сегодня было только два урока. Больше мы не в силах выдержать этот адский холод… Но мы сумеем наверстать потерянное, когда наступят теплые дни. Программа должна быть пройдена по всем предметам!!!  22 января 1942 года… из 7 классов осталось только два, да и те неполные. Приходится объединяться в один, так как не во всех еще классах поставлены печурки и нет учителей по многим предметам… Март 1942 года. Сегодня на уроке русского языка была письменная работа. Писали изложение, предварительно отогрев чернила у печурки. Все были в рукавицах, чтобы не коченели пальцы. Вдруг комната стала наполняться едким дымом: это ветер переменился, а ведь труба нашей печурки выведена в форточку.  Дым ел глаза, забирался в нос и в горло, но мы работы не бросали, мужественно терпели новое испытание – по примеру наших матерей, отцов и братьев»

Ученица 10–го класса 367–й школы рассказывала о таком эпизоде: «Как же так? – говорил их учитель по математике, – на обстрелы внимание не обращаешь, а у доски растерялась?!» Подумаешь, и действительно одно с другим не вяжется. Поэтому, мы старались учить предмет так, чтобы не позорить имя ленинградца…».

Через год, в сентябре 1942 года учеников в каждом классе стало  меньше, многие   погибли от обстрелов и голода. В школах стало необычайно тихо, обессиленные голодные дети перестали бегать и шуметь на переменах. И в первый раз, когда двое мальчиков подрались на перемене, то учителя не отругали их, а обрадовались. «Значит, оживают наши ребятишки».

Решение задачи:























Обучающийся:

«… в июне был набор на окопы. Я поехал добровольно. Под Петергофом рыли противотанковые рвы. Рыть приходилось тяжело, солнце пекло, за водой надо было ходить далеко. Спать приходилось кое-где. Я спал две ночи в бане, а остальные в сене под открытым небом».





Учитель: Молодые пожарные охраняли Таврический дворец, Эрмитаж, они помогли сохранить Смольный, тушили бомбы-зажигалки, помогали раненым. Юные ленинградцы в двух-трёх километрах от фашистов рубили лес, таскали тяжеленные брёвна к лесным дорогам. Гибли от вражеских снарядов, работали от темна до темна, по пояс в снегу, под ледяным дождём. Подростки вставали к заводскому станку, заменяя ушедших на фронт отцов и старших братьев.

Обучающийся:

Оборудование у нас было очень неплохое, но на заводе остались почти пустые цеха. Работала половина женщин, половина мужчин. Ночная смена. Смотрю – два станка стоят – людей нет, иду искать. А перед этим на завод приняли ребят – ремесленников. Иду к ним в общежитие. Смотрю – Петька лежит, говорю: Петька, ты чего? – Да проспал я, - А Витька что? – да он уже мертвый. И вот этот мальчишка пришел и начал работать и все, что надо в гранатах лучше вот этих мальчишек никто не делал.

Решение задачи:

































Устно: Всего медалью «За оборону Ленинграда» награждено около 1,5 миллиона человек, из них почти 1% – дети.



5. Физкультминутка. Рефлексия.

Стреляем в мишень

Обсуждение



6. Подведение итогов урока. Видеоролик «День победы с фрагментами парада»

Учитель:

Сегодня в Перми проживает 170 человек, награжденных памятным знаком «Житель блокадного Ленинграда». Некоторые из них прошли вместе с Ленинградом все 900 дней, кто-то был эвакуирован.

Слова «Блокада Ленинграда» коснулись и моей семьи. Родной брат моей бабушки умер от голода в 1943 году и похоронен на Пискаревском кладбище в братской могиле. Мой дед работал на заводе «Арсенал», выпускал знаменитые «Катюши», он награжден медалью «За оборону Ленинграда». Мои бабушка, два дяди и мама были эвакуированы из Ленинграда в 1943 году, но салют в день победы они смотрели в своем родном городе.



Учитель:

Тем, кто родился после войны, многого уже не понять из того, что пережило военное поколение. Они уходят, и вместе с ними уходит история, и только от нас зависит то, чтобы она не ушла навсегда. Сохранить память о том времени, передать свои знания следующим поколениям.

«Кто не помнит прошлого, у того нет будущего».



7. Домашнее задание

Задачи, которые сами составляли, раздаются на отдельных листочках. (Приложение 1)


Сохранить у себя:
Блокада Ленинграда в математических задачах.

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки