«Бизиборд – универсальное средство
для активного освоения
сенсомоторной культурной практики»
Цель: Развитие мелкой моторики рук, сенсорных способностей, памяти, внимания, творческого и логического мышления, речи, бизиборд предназначен для формирования умений и навыков открывания и закрывания различных замков и задвижек.
Задачи:
развивать мелкую моторику, речь, тактильные ощущения, воображение, мышление, фантазию, сенсорную память, усидчивость
способствовать изучению различных цветов
формировать причинно-следственные связи
развивать самостоятельность и познавательную активность
совершенствовать навык самообслуживания - самостоятельно одеваться и раздеваться
При разработке данного пособия учитывался принцип поддержки самостоятельной активности воспитанников (индивидуализации) и принцип социального взаимодействия и принцип индивидуального подхода.
Освоение сенсомоторной культурной практики через использование бизибордов, способствует развитию эмоциональной сферы детей раннего возраста с учетом эмоционально-чувственной составляющей культурной практики:
Ценность «Семья»: взрослые создают условия для проявления эмоционально положительного отношения ребенка к обследованию и преобразованию предметов ближайшего окружения («откроем кран», включим свет» и т.д.); поддержки у ребенка инициативы и желания рассказывать о себе, своих близких, совместных делах и событиях, используя характеристики и сравнения, проявляя оценочные суждения, высказывая отношение (застежка как у мамы…, замочек как дома и т.д.)
Ценность «Здоровье» взрослые создают условия для положительного отношения ребенка к соблюдению правил личной гигиены, поощряя самостоятельность и соблюдение последовательности в выполнении культурно-гигиенических процедур, одевания и питания.
Ценность «Труд и творчество» взрослые создают условия для поддержки эмоциональной реакции ребенка на различные предметы, игрушки, действия с этими предметами; позитивного интереса к окружающим предметам и явлениям, поддерживая интерес к трудовым действиям взрослых и стимулируя желание помочь (можно я помою чашку, я тоже хочу протирать тряпочкой пыль).
Ценность «Социальная солидарность» взрослые создают условия для поддержки эмоциональных реакций ребенка на взаимодействие с предметами и игрушками (эмоционально комментируя свои действия и действия ребёнка).
Освоение сенсомоторной культурной практики через использование бизибордов способствует познавательному и физическому развитию детей раннего возраста с учетом Когнитивной составляющей культурной практики:
Ценность «Семья» взрослые создают условия для самостоятельных экспериментальных действий ребенка с установлением элементарных причинно-следственных связей (пианино не звучит – сломалась, из кастрюльки вытекает вода – есть дырка); самостоятельных высказываний и комментариев ребенка при выполнении обследовательских действий бытовых предметов (этот предмет большой/маленький, красного/желтого цвета, круглой/квадратной формы – 2-3 признака); закрепления названий предметов/признаков/действий/отношений, поддерживать высказывания-предположения, высказывания-выводы (моя мама самая красивая – у нее белая шубка, мой папа самый сильный – он шкаф поднимает, наша собака громко лает – она дом охраняет).
«Здоровье» взрослые создают условия для развития представлений ребенка о частях тела, органах чувств и гигиенических правилах для сохранения и укрепления здоровья; формирования представлений ребенка об алгоритме выполнения определенных действий (правила мытья рук – алгоритм-подсказка, последовательность одевания…); формирования сенсомоторных координаций «глаза-рука».
«Труд и творчество» взрослые создают условия для понимания и различения ребенком 4х основных цветов, 3-4х форм и 3-4х размеров окружающих предметов, сравнение их по этим признакам, осуществление выбора (самый большой, поменьше, самый маленький), составление элементарных узоров, изображение и украшение предметов готовыми формами-заготовками; самостоятельного определения ребенком фактуры различных поверхностей (гладкая, шершавая, бумажная, меховая, деревянная, металлическая и т.д.) и формы предметов на ощупь.
«Социальная солидарность» взрослые создают условия для поддержки и поощрения познавательного интереса ребенка к общению со взрослыми и сверстниками в процессе проведения обследовательской деятельности; поддержки безопасной инициативы ребенка (а можно посмотреть, потрогать, понюхать…) в обследовании предметов; поощрения самостоятельности и желания помочь сверстнику; развития и поддержки потребности ребёнка в общении и сотрудничестве со взрослыми по поводу предметов, действий с ними, помогают вступать в контакт со сверстниками.
Тематический бизиборд «Я умею» | ||
| ||
КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ | Тематический бизиборд «Я умею» включает панели с игровыми секторами: «Трактор», «Вертолёт», «Включи свет», «Счеты», «Застегни пуговицу», «Металлофон», «Кран», «Пылесос», «Розетка», «Заплети косу». | |
МАТЕРИАЛ (из чего изготовлен) | Лист ДСП, ткани различной текстуры, тесьма, пуговицы, молния, дверной звонок, липучки, кольца, ремень, ленты, зажимы, картинки, металлофон, счёты, лего-конструктор, прищепки, диск телефона, трубка и воронка, щётки, розетки с вилкой, колёсики от мебели, выключатели, спиннер, нитки, строительный степлер, термо-клей | |
Направление развития | Образовательная область «Познавательное развитие» Условия для освоения детьми и интеграции «Сенсомоторной культурной практики», «Двигательной культурной практики», «Практика игры и общения» Направлен на формирование ценностей «Семья», «Здоровье», «Социальная солидарность» | |
ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ
| Цель: Формирование эмоционально-чувственной и познавательной сферы воспитанников посредством освоения детьми сенсомоторной культурной практики Задачи: Создавать условия для: развития мелкой моторики, речь, тактильных ощущений, воображения, мышления, фантазия, сенсорной памяти, усидчивости, освоения представлений об основных цветах; формирования целеполагания и причинно-следственные связей; развития самостоятельности и познавательной активности; совершенствования навыков самообслуживания (самостоятельно одеваться и раздеваться). | |
ВАРИАНТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ | ||
Образовательная ценностно-ориентированная ситуация № 1
| Игровая деятельность, использование сектора «Трактор» Мотивацией может служить «звуковая загадка». Ребенок осуществляет перцептивные действия с колесиком. Цель: завести трактор, крутя колёсико. Служит мотивацией для перехода на дидактическую игру «Трактор» (собери картинку) | |
Образовательная ценностно-ориентированная ситуация № 2
| Игровая деятельность, использование сектора «Вертолёт» Мотивацией может служить «звуковая загадка». Ребенок осуществляет перцептивные действия со спиннером. Цель: раскрутить спиннер, как и лопасти у вертолёта крутятся. Служит мотивацией для перехода на подвижную игру «Вертолёты» | |
Образовательная ценностно-ориентированная ситуация № 3
| Игровая деятельность, использование сектора «Включи свет» Мотивацией могут служить действия, содержащие ошибку (неправильно разложить разрезную картинку с изображением лампочки, чтобы дети помогли воспитателю составить правильную картинку) Ребенок осуществляет перцептивные действия с выключателем, цель: поставить переключатель в правильное положение. Служит мотивацией для перехода на игру на внимание «Чего не хватает?» | |
Образовательная ценностно-ориентированная ситуация № 4
| Игровая деятельность, использование сектора «Заплети косу» Мотивацией может служить чтение стихотворения «Кукла» Ребенок осуществляет перцептивные действия с шнурками, цель: учить завязывать узелки. Служит мотивацией для перехода на сюжетную игру «Причеши куклу» | |
Образовательная ценностно-ориентированная ситуация № 5
| Игровая деятельность, использование сектора «Кран» Мотивацией может служить процессуальная или сюжетная игра «Умоем Катю» или художественное слово при проведении режимных моментов (умывание по подгруппам после прогулки) Ребенок осуществляет перцептивные действия с краном, цель: освоение приемов откручивания - закручивания в игровой ситуации… кто открыл «кран» на бизиборде проходит мыть руки в умывальную… Служит мотивацией для перехода к следующему режимному моменту. | |
Образовательная ценностно-ориентированная ситуация № 6
| Игровая деятельность, использование сектора «Счеты» Мотивацией может служить загадка про бусы (приложение). Ребенок осуществляет перцептивные действия со счетами, перебирая их. Цель: передвигать бусинки на счетах. Служит мотивацией для перехода на игру-шнуровку «Собери бусы» | |
Образовательная ценностно-ориентированная ситуация № 7
| Игровая деятельность, использование сектора «Металлофон» Мотивацией может служить звуковая загадка. Ребенок осуществляет перцептивные действия с металлофоном, наигрывая мелодию. Цель: повторить за воспитателем последовательность звуков. Служит мотивацией для перехода на тематические песни, танцы. | |
Образовательная ценностно-ориентированная ситуация № 8
| Игровая деятельность, использование сектора «Пылесос» Мотивацией может служить ситуация «неприбранный стол» после разрезания бумаги. Ребенок осуществляет перцептивные действия с щеткой. Цель: «включить» пылесос, крутя щетку. Переход на совместную трудовую деятельность (убираем со стола). Служит мотивацией для перехода на пальчиковую гимнастику «Пылесос». | |
Образовательная ценностно-ориентированная ситуация № 9
| Игровая деятельность, использование сектора «Застегни пуговицу» Мотивацией может служить игровая ситуация «У куклы Кати расстегнулась кофта». Ребенок осуществляет перцептивные действия с пуговицами. Цель: застегнуть пуговицы, соблюдая рисунок (круг-круг, квадрат-квадрат и т.д.). Служит мотивацией для перехода на дидактическую игру … |
Тематическая панель «Мамины помощники» | ||
| ||
КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ | Игровая панель, с различными хозяйственными, «мамиными предметами» губками, камешками, палочками на развитие тактильных ощущений | |
МАТЕРИАЛ (из чего изготовлен) | Пластиковая панель, губки для мытья посуды различной текстуры, шерстяной носок, деревянные палочки, резиновый распределитель для пальцев, железная мочалка для мытья посуды, варежка-мочалка из махровой ткани, шнурок, стеклянные декоративные камешки, силиконовая форма для выпечки, золотистые пластмассовые бусы ,разноцветные пластиковые бусы, пуговицы из разных материалов, термо -клей | |
Направление развития - Содержательная линия (культурная практика) - Ценность | Образовательная область «Познавательное развитие» Условия для освоения детьми и интеграции «Сенсомоторной культурной практики», «Речевой культурной практики», «Практика игры и общения» Направлен на формирование ценностей «Семья», «Здоровье», «Социальная солидарность» | |
ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ
| Цель: Формирование эмоционально-чувственной и познавательной сферы воспитанников посредством освоения детьми сенсомоторной культурной практики Задачи: Создавать условия для: развития мелкой моторики, речь, тактильных ощущений, воображения, мышления, фантазия, сенсорной памяти, усидчивости, освоения представлений об основных цветах, качествах предметов; формирования целеполагания и причинно-следственные связей; развития самостоятельности и познавательной активности; совершенствования навыков самообслуживания (самостоятельно одеваться и раздеваться). | |
ВАРИАНТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ | ||
Образовательная ценностно-ориентированная ситуация № 1
| Игровая деятельность, использование шнурка Мотивацией может служить рассказанная сказка про зайчика, который потерял свой дом. Ребенок осуществляет движения пальцами рук, проходя по дорожке из шнурка, при этом проговаривает «Вперед-назад» Цель: запоминание ощущений от прикосновений к шнурку, закрепление знаний ориентации в пространстве. Служит мотивацией для физминутки «Топай, мишка» | |
Образовательная ценностно-ориентированная ситуация № 2
| Игровая деятельность, использование железной мочалки для мытья посуды и мягкой губки (сравнение) Мотивацией может служить рассказ-сказка педагога про животных в лесу. Ребенок осуществляет обследовательские действия, показывая, какая мягкая тропинка из листочков (как губка), какая колючая елочка, какой колючий ежик (как мочалка, которой мама моет посуду), какая мягкая и т.д. Цель: расширение представлений о тактильных ощущениях и их обозначений в речи. Может служить интегрированной деятельностью для организации слушания детьми музыкальных или литературных произведений. | |
Образовательная ценностно-ориентированная ситуация № 3
| Игровая деятельность, использование Мотивацией может служить действия содержащие ошибку Ребенок осуществляет перцептивные действия с , цель: Служит мотивацией для перехода на игру на внимание «чего не хватает?» | |
Образовательная ценностно-ориентированная ситуация № 4
| Игровая деятельность, использование шерстяного носка Мотивацией может служить рассказ, о Маше-растеряше, потерявшей второй носок. Ребенок осуществляет… цель: учить надевать носки. Служит мотивацией для перехода на игру «Надень носки на куклу Машу» | |
Образовательная ценностно-ориентированная ситуация № 5
| Игровая деятельность, использование Ребенок осуществляет перцептивные действия с …, цель: …. Служит мотивацией для перехода на игру … |
Игровая панель «Ребятам о зверятах» | ||
| ||
КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ | Игровая панель, с различными видами и фактурами предметов, для развития мелкой моторики, развитие познавательного интереса, мышления, усидчивости. развитие крупной и мелкой моторики, а также движений кистей рук. | |
МАТЕРИАЛ (из чего изготовлен) | Пластиковая панель, с 2 носками с изображение коровок с колокольчиками, палочками на развитие тактильных ощущений, скорлупа грецкого ореха, 2 губки для мытья посуды с металлизированной тканью, 2 губки из мягкой резины, замок молния, 2 ворсистых тряпки для пола, 2 железных мочалки для мытья посуды, шнурок, 3 пластиковые крышки желтого, зеленого, синего цвета. Прищепки зеленого, желтого и синего цвета. Круглые спилы дерева с пластиковыми разноцветными гвоздиками,3 железные баночки из-под крема большого и маленького размера, сухой горох, шерстяная нитка,3 пластмассовые крышки от мыльных пузырей,2 крышки с закруткой из пластика в форме мороженого,4 прищепки для скрепления пакетов. | |
Направление развития
| Образовательная область «Познавательное развитие», «Речевое развитие» Условия для освоения детьми и интеграции «Сенсомоторной культурной практики», «Речевой культурной практики», «Практика игры и общения». Направлен на формирование ценностей «Семья», «Здоровье», «Социальная солидарность» | |
ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ
| Цель: Формирование эмоционально-чувственной и познавательной сферы воспитанников посредством освоения детьми сенсомоторной культурной практики Задачи: Создавать условия для: развития мелкой моторики, речи, тактильных ощущений, воображения, мышления, фантазия, сенсорной памяти; освоения представлений о качествах предметов; развития элементарного чувства ритма с стихах, темпе (быстро-медленно) в песенках… развития самостоятельности и познавательной активности; совершенствования навыков самообслуживания (самостоятельно одеваться и раздеваться). | |
| ||
Образовательная ценностно-ориентированная ситуация № 1
| Игровая деятельность, использование 2 варежек коровок Мотивацией может служить для решения проблемной ситуации: помирить 2 поссорившихся детей Пара детей сидя за игровой панелью, «надевают» по одной варежки каждый, а второй рукой совместно продевают шнурок в трубочки. Цель: помирить 2 поссорившихся детей, совместной деятельностью | |
Образовательная ценностно-ориентированная ситуация № 2
| Игровая деятельность, использование железной мочалки для мытья посуды. Мотивацией может служить переход от прослушивания песни «Маленький ежик 4 ножек» Ребенок осуществляет перцептивные действия пальцами рук с мочалкой Цель: расширение представлений о тактильных ощущениях и их обозначений в речи Служит мотивацией для перехода к массажу рук спец мячиком с пупурышами. | |
Образовательная ценностно-ориентированная ситуация № 3
| Игровая деятельность, использование тряпки в виде травки зеленого цвета и формы для выпечки жёлтого цвета, деревянные палочки используются для «постройки» забора Мотивацией может служить помочь курочке и цыплятам найти травку. Ребенок осуществляет перцептивные действия с мягкой тряпкой зеленого цвета, формой для выпечки, деревянными палочками цель: пальчики-«цыплятки» ходят по травке Служит мотивацией для перехода к пальчиковой игре «Вышла курочка гулять» | |
Образовательная ценностно-ориентированная ситуация № 4
| Игровая деятельность, использование варежки-мочалки Мотивацией может служить ситуация Цель: сдуть ватные комочки с варежки и найти мишку под снегом Служит мотивацией для перехода к играм на поддувание. | |
Образовательная ценностно-ориентированная ситуация № 6
| Игровая деятельность, использование пластиковых крышек и прищепок «Найди маму» Ребенок осуществляет перцептивные действия с прищепками, Цель: найти каждой маме своих деток путём присоединения прищепок к крышкам такого же цвета. На желтую - к маме утке утят, на синюю к маме рыбке маленьких рыбок, на зеленую лягушат к лягушке. Мотивацией может служить действия, содержащие ошибку Ситуация «Путаница»Воспитатель неправильно подбирает картинки с мамами и дитёнышами. Дети помогают найти правильно. Служит мотивацией для перехода к дидактической игре «Чей дитеныш» | |
Образовательная ценностно-ориентированная ситуация № 7
| Игровая деятельность, использование круглых деревянных спилов Мотивацией может служить переход от пальчиковой игры «Паучок», помоги сделать паутинку паучку. Ребенок осуществляет перцептивные действия наматывая шерстяную нитку на цветные гвоздики в любом порядке или по заданию (Круг, квадрат, треугольник) Цель: закрепление геометрических фигур. Мотивацией… | |
Образовательная ценностно-ориентированная ситуация № 8
| Игровая деятельность, использование 4 зажимов для пакетов для прохождения пальчиками по следам. Мотивацией может служить подвижная игра «Большие ноги, идут по дороге…» Ребенок осуществляет пальцами рук ходьбу по следам цель: развитие мелкой моторики. Служит мотивацией для перехода на | |
Образовательная ценностно-ориентированная ситуация № 9
| Игровая деятельность, использование крышек «Домики» Мотивацией может служить беседа с детьми «Где чей домик?» Ребенок осуществляет перцептивные действия с крышками цель: найти каждому животному свой дом, закручивая крышку к основанию Служит мотивацией для перехода на дидактическую игру «Чей домик?» | |
Образовательная ценностно-ориентированная ситуация № 10
| Игровая деятельность, использование Мотивацией может служить Ребенок осуществляет перцептивные действия с …, цель: …. Служит мотивацией для перехода на игру … |
ПРИЛОЖЕНИЯ
Подвижная игра «Вертолеты»
Цель: развитие двигательной активности детей.
Материалы: бубен
Игра проводится как спортивное занятие, с одним ребенком или с группой детей, с организующим участием взрослого.
Летит над нами вертолёт,
Внутри него сидит пилот,
Исправно вертолёт ведёт,
Чтоб был устойчивым полёт.
У вертолёта нет крыла,
Взамен него лишь два винта.
Не только может он летать,
Но даже в воздухе витать.
Когда вдали он пролетает,
То стрекозу напоминает.
Когда же в поле он садится,
Похож на сказочную птицу.
Взрослый – диспетчер, он дает команды и руководит полетом летной эскадрильи.
Дети – вертолеты, они выполняют действия по команде диспетчера.
1. Дети садятся на корточки врассыпную.
2. Диспетчер объявляет "Вертолеты заводят моторы", дети начинают у груди крутить руками, как будто крутиться вертушка.
3. Когда зазвенит бубен, дети встают, выпрямляют руки и летят как вертолеты в разные стороны, не сталкиваясь друг с другом.
Как только звон бубна будет стихать, дети приземляются на посадку - садятся врассыпную на корточки.
Надели шарики на нити.
Красиво очень, посмотрите!
Блестят на солнце краше
Они на шее нашей (бусы).
Пальчиковая гимнастика «Пылесос»
Пылесос, пылесос, Ритмичное сгибание пальцев
Ты куда суёшь свой нос? обеих рук (ладони смотрят вперед)
Я жужжу, я жужжу, то же, но ладони обращены друг к другу.
Я порядок навожу. Соприкосновение кончиков пальцев.
У меня есть кукла Мила,
Мама мне ее купила.
Милу очень я люблю-
Утром кашкою кормлю,
Чтобы Мила не скучала,
Почитаем для начала:
Рядом Милу посажу,
Все картинки покажу.
Хорошенько причешу,
В платье Милу наряжу.
Чтоб и дальше не скучать,
Поведу ее гулять.
На ночь уложу в коляску,
Тихо расскажу ей сказку.
Мне бы интересней было,
Если б Мила говорила. (Елена Стеквашова)
Массаж с помощью массажного мячика
«Колючий еж»
Цель: развивать ручную умелость и мелкую моторику; формировать навыки выразительности, пластичности в движении.
Гладь мои ладошки, еж! Ты колючий, ну и что ж? Я хочу тебя погладить! Я хочу с тобой поладить! | Катаем мячик между ладошками, гладим его, дотрагиваемся пальцами до отдельных «колючек». Можно катать стопой по полу, заменив «ладошки» на «ножки», делать массаж тела, называя всё соответственно. |
Большие ноги
Шли по дороге:
Топ, топ, топ,
Топ, топ, топ.
Маленькие ножки
Бежали по дорожке:
Топ, топ, топ, топ,
Топ, топ, топ, топ.
Пальчиковая гимнастика «Дудочка»
Ой, ду-ду, ду-ду, ду-ду, Потерял пастух дуду.
А я дудочку нашла, Пастушку я отдала. - Ну-ка, милый пастушок, Ты спеши-ка на лужок. Там буренка лежит, На теляток глядит. А домой не идет, Молочка не несет. Надо кашу варить, Сашу кашей кормить. | Пальцы обеих рук сложены в колечки и поднесены ко рту, дети выполняют круговые движения – «играют на дудочке» Ритмичные удары в ладоши и кулачками друг о друга попеременно
Указательный и средний пальцы «шагают» по столу Ритмичные удары в ладоши и кулачками друг о друга попеременно
Указательным пальцем правой руки «варят кашу» на левой ладошке |
Бежит ежик по дорожке, У него кривые ножки, Весь иголками оброс, - Жалко ежика до слез. (К. Шефер)
| Дети катают мячик в руках, делая движения вперед-назад, вправо-влево между ладонями. |
Для развития дыхания ребенка используются множество дыхательных игр:
сдувать снежинки, бумажки, пушинки со стола, с руки;
дуть на легкие шарики, карандаши, свечи; дуть на плавающих в тазу уточек, корабликов, дуть на всевозможные вертушки и прочее;
надувать надувные игрушки, воздушные шары, пускать мыльные пузыри;
Горячий чай"
Цель: развитие сильного плавного и продолжительного выдоха.
Оборудование: стаканчики из цветного картона.
Ход игры: - Здравствуйте, девчонки и мальчишки! Сегодня гости вы мои и горячим чаем всех я угощаю, а чтобы не обжечься вам - дуть я предлагаю!
Правила игры Паучок
С помощью считалочки выбирают одного ребенка, он будет играть роль паучка.
Остальные ребята берутся за руки, и образуют круг.
Паучок садится в центр круга на корточки.
Дети начинают водить хоровод вокруг паучка, громко приговаривая:
— Паучок-паучок,
Тоненькие ножки,
Красные сапожки,
Мы тебя кормили,
Мы тебя поили,
На ноги поставили. (игроки подходят к жучку и помогают ему встать на ноги)
Танцевать заставили.
Танцуй, сколько хочешь
Выбирай, кого захочешь! (паучок танцует и выбирает из круга того кто будет паучком с следующем кону)
После этого игра начинается сначала, уже с новым «паучком».
Песенка-игра «Паучок»
(1)Паучок ходил по ветке,
А за ним ходили детки.
(2)Дождик с неба вдруг полил,
(3)Паучков на землю смыл.
(4)Солнце стало пригревать,
(5)Паучок ползёт опять,
(6)А за ним ползут все детки,
(7)Чтобы погулять на ветке.
Одна из ручек (или рука взрослого) - веточка. Её вытягиваем вперёд, пальцы растопырены.
Вторая ручка - паучок, который гуляет «по ветке».
1 - «Паучок» бегает по предплечью, а затем по плечу.
2 - Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение (дождик).
3 - Хлопаем ладонями по коленям.
4 - Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками (солнышко светит)
5 - Действия как в первом куплете
6 – «Паучки» ползают по голове.
Песенки,которые можно обыграть
(автор Е.Железнова)
Екатерина и Сергей Железновы предлагают такие песни, как:
«Села мушка на ладошку» — под веселую мелодию малыш, используя пальчиковые игры, должен показывать, как маленькая мушка садится на его ладошку;
«Котенок» — малыш учится подражать котенку, подпевает припев мяу-мяу;
«Бычок» — малыш подражает бычку, раскачивается из стороны в сторону, показывает рукой, как бычок машет хвостиком;
«Лошадка» — малыши скачут на палке-лошадке;
«Машинка» — с помощью кольца от пирамидки малыш изображает, как едет на машинке и рулит;
«Мишка» — малыш подражает мишке, который стучит ложечкой по чашке, играет на барабане и на дудочке;
«Дождик» — малыш, используя пальчиковые игры, изображает, как он будет прятаться от дождика под зонтиком, а потом в сапожках бегать по лужам;
«Едем-едем на лошадке» — малыш стучит в ложечки;
«Мыли мылом ручки» — малыш изображает, используя пальчиковые игры, как будет намыливать ручки;
«Кукла с кубиком идет» — малыш в нужный момент должен бросить кубик;
«Паровозик чух-чух-чух» — малыш изображает поезд, и как стучат его колесики;
«Ножки побежали по дорожке» — малыш бегает по комнате, в нужный момент он должен присесть;
«Лягушка» — малыш прыгает и показывает ручками, используя пальчиковые игры, как квакает лягушка;
«Щенок» — малыш подпевает припев песенки;
«Часы» — малыш стучит в ложки;
«Гуси-гуси — га-га-га» — малыш показывает ручками, как гогочут гуси;
«Та-та, два кота» — малыш бъет в такт погремушку;
«Сидит зайка серенький» — малыш изображает зайку — прыгает и шевелит ушами;
«Две маленьких картошки» — малыш учится ходить на мысочках.
разминка «Утята» — аналог английской песенки про утят, которые уплывали от мамочки утки и по очереди не возвращались, а потом вернулись все вместе,
Бодливые телята
Теленочек бодливый рос,
(на правой руке сгибают и прижимают к ладони все пальцы, кроме мизинца и указательного)
Другой теленок — тоже.
(сгибают все пальцы на левой руке, кроме мизинца и указательного)
Они бодались каждый день.
Кто их разнять поможет?
(выставленные пальцы на обеих руках «бодаются»)
Бычок
Шел бычок
(покажите рожки: для этого прижмите к голове кулачки с выставленными вперед указательными пальчиками)
Вдоль забора
(расположите перед грудью ладони с растопыренными пальцами, ладони расположите вертикально),
Увидал мочало —
(расслабьте ладони так, чтобы они бессильно повисли вниз)
Начинай сказочку сначала.
(разведите руки в стороны, повтор потешки несколько раз)
Детеныши
Детеныши в домике этом живут.
Их мамы зовут — они сразу бегут.
(называя детенышей домашних животных, разгибают пальцы на руке, начиная с большого)
Жеребеночек быстрый,
Котенок пушистый,
Теленок бодливый,
Щенок шаловливый,
Козленок рогатый,
Убежали все ребята.
(все пальцы — снова в кулак)
Домашние животные
Мне папа открытки купил,
(дети имитируют движения — ритмично «выкладывают открытки на стол»)
Что вижу, сказать попросил.
(поочередно соединяют пальцы рук)
Я вижу свинью с поросятами.
(«смотрят в бинокль»)
Я вижу корову с телятами,
(«смотрят в бинокль»)
И вижу я кошку с котятами,
(«смотрят в бинокль»)
И вижу козу я с козлятами,
(«смотрят в бинокль»)
И вижу овцу я с ягнятами.
(«смотрят в бинокль»)
Домашних животных, которых я вижу,
(«смотрят в бинокль»)
Всегда напою, накормлю, не обижу.
(«наливают воду», «дают миску с едой», гладят)
Эту можно к варежке-мочалке приспособить, прятать в варежку то шишку, то грибок игрушечный.