Библиотечный урок как форма образовательного события для формирования читательских компетенций ( из опыта работы)"

Материал к семинару школьных библиотекарей.

Содержимое разработки

СЕМИНАР  « БИБЛИОТЕЧНЫЙ УРОК  КАК ФОРМА РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СОБЫТИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ШКОЛЬНИКОВ» «ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ»

СЕМИНАР « БИБЛИОТЕЧНЫЙ УРОК КАК ФОРМА РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СОБЫТИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ШКОЛЬНИКОВ»

«ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ»

  «Неграмотным человеком  завтрашнего дня будет не тот, кто не умеет читать, а тот, кто не научился при этом учиться»   Элвин Тоффлер, философ   В 21 веке умение пользоваться информацией и быстро ее находить – настоящий ключ к успеху. Под  читательской компетентностью понимается совокупность знаний, умений и навыков, позволяющих учащемуся отбирать, понимать, организовывать информацию, представленную в знаково-буквенной форме, и успешно её использовать в личных и общественных целях. Читательская компетентность - личностное качество, характеризующееся степенью обладания читательской компетенцией и способностью самостоятельно выносить суждения и принимать решения в результате работы с художественными текстами.

  «Неграмотным человеком завтрашнего дня будет не тот, кто не умеет читать, а тот, кто не научился при этом учиться» Элвин Тоффлер, философ

В 21 веке умение пользоваться информацией и быстро

ее находить – настоящий ключ к успеху.

Под  читательской компетентностью понимается совокупность знаний, умений и навыков, позволяющих учащемуся отбирать, понимать, организовывать информацию, представленную в знаково-буквенной форме, и успешно её использовать в личных и общественных целях. Читательская компетентность - личностное качество, характеризующееся степенью обладания читательской компетенцией и способностью самостоятельно выносить суждения и принимать решения в результате работы с художественными текстами.

Проблема формирования читательской компетентности является глобальной задачей, решение которой приводит к повышению уровня грамотности населения в целом. Развитие читательских компетенций и навыков чтения школьников в социальном развитии личности является важнейшей целью деятельности педагогов-  библиотекарей в условиях цифровой  медийной культуры как необходимость  овладения обучающимися  метакомпетенцией, лежащей в основе  базовых процессов социализации –  обучения и воспитания, саморазвития и  самореализации субъектов.

Проблема формирования читательской компетентности является глобальной задачей, решение которой приводит к повышению уровня грамотности населения в целом. Развитие читательских компетенций и навыков чтения школьников в социальном развитии личности является важнейшей целью деятельности педагогов-

библиотекарей в условиях цифровой

медийной культуры как необходимость

овладения обучающимися

метакомпетенцией, лежащей в основе

базовых процессов социализации –

обучения и воспитания, саморазвития и

самореализации субъектов.

Структура читательской компетенции Когнитивная (техника чтения, умение ориентироваться в круге чтения, речевое развитие школьников) Деятельностная (вовлечённость школьников в исследовательскую, проектную, интерпретационную, творческую, игровую деятельность) Мотивационная (отношение ребенка к чтению, активная читательская деятельность)

Структура читательской компетенции

Когнитивная

(техника чтения, умение ориентироваться в круге чтения, речевое развитие школьников)

Деятельностная

(вовлечённость школьников в исследовательскую,

проектную, интерпретационную, творческую, игровую деятельность)

Мотивационная

(отношение ребенка к чтению, активная читательская деятельность)

В сопровождении развития читательской компетенции в школьной библиотеке основной активной формой взаимодействия субъектов образования является библиотечный урок. Главная задача библиотечного урока - выработать способность учащихся самостоятельно работать с книгой, научить детей систематически пользоваться библиотекой, уметь вести поиск нужной информации в библиотечных фондах. Библиотечный урок понимается мною, в широком смысле, как событийное пространство на основе книжной коммуникации с активными способами взаимодействия субъектов образовательного процесса в решении задач развития читательских компетенций.

В сопровождении развития читательской компетенции в школьной библиотеке основной активной формой взаимодействия субъектов образования является библиотечный урок.

Главная задача библиотечного урока - выработать способность учащихся самостоятельно работать с книгой, научить детей систематически пользоваться библиотекой, уметь вести поиск нужной информации в библиотечных фондах.

Библиотечный урок понимается мною, в широком смысле, как событийное пространство на основе книжной коммуникации с активными способами взаимодействия субъектов образовательного процесса в решении задач развития

читательских компетенций.

Требования к библиотечному уроку Содержание библиотечных уроков должно формировать умение работать с информацией, расширять первоначальные умения поиска необходимой информации в словарях и в сети Интернет. На занятиях необходимо создавать условия для формирования у обучающихся умения организовывать свою деятельность - определять её цель и задачи, выбирать средства их реализации, применять на практике, оценивать достигнутые результаты. При составлении библиотечного урока должны быть включены ролевые и дидактические игры, позволяющие активизировать занятия, усилить  деятельностную сторону урока.

Требования к библиотечному уроку

Содержание библиотечных уроков должно формировать умение работать с информацией, расширять первоначальные умения поиска необходимой информации в словарях и в сети Интернет. На занятиях необходимо создавать условия для формирования у обучающихся умения организовывать свою деятельность - определять её цель и задачи, выбирать средства их реализации, применять на практике, оценивать достигнутые результаты.

При составлении библиотечного урока должны быть включены ролевые и дидактические игры, позволяющие активизировать занятия, усилить деятельностную сторону урока.

Эффективный библиотечный урок – это ключевой смысловой компонент педагогической и просветительской работы школы по формированию качественной образовательной среды развития чтения обучающихся, проектируемой педагогами – библиотекарями. Особенности библиотечного урока, в отличие от традиционного урочного занятия, заключаются в том, что он позволяет как «неформальное событие» расширить смысловые рамки содержания занятия и общения участников, использовать в педагогических целях всесторонние глубинные связи явлений и фактов действительности, усиливая воздействие на мировоззрение обучающихся.

Эффективный библиотечный урок – это ключевой смысловой компонент педагогической и просветительской работы школы по формированию качественной образовательной среды развития чтения обучающихся, проектируемой педагогами –

библиотекарями. Особенности библиотечного урока, в отличие от традиционного урочного занятия, заключаются в том, что он позволяет как «неформальное событие» расширить смысловые рамки содержания занятия и общения участников, использовать в педагогических целях

всесторонние глубинные связи явлений и

фактов действительности, усиливая

воздействие на мировоззрение

обучающихся.

Основные характеристики урока в библиотеке во внеурочной деятельности Нестандартность Открытость диалога Многообразие творческих проявлений учащихся

Основные характеристики урока в библиотеке во внеурочной деятельности

Нестандартность

Открытость диалога

Многообразие творческих проявлений учащихся

В своей практике я использую методы и технологии, которые трактуются мною как совокупность и последовательность методов и процессов, позволяющих получить конечный продукт с заданными свойствами. Наряду с ролевыми играми, уроками-конференциями, уроками-экскурсиями к активным формам обучения относятся и бинарные уроки .  Библиотечный бинарный урок предполагает наличие трех взаимосвязанных аспектов: познавательного, развивающегося и воспитательного. Интересной и занимательной формой библиотечных уроков является круглый стол .В ходе дискуссионных бесед в рамках круглых столов рождаются идеи будущих проектов, новых мероприятий.

В своей практике я использую методы и технологии, которые трактуются мною как совокупность и последовательность методов и процессов, позволяющих получить конечный продукт с заданными свойствами.

Наряду с ролевыми играми, уроками-конференциями, уроками-экскурсиями к активным формам обучения относятся и бинарные уроки . Библиотечный бинарный урок предполагает наличие трех взаимосвязанных аспектов: познавательного, развивающегося и воспитательного.

Интересной и занимательной формой библиотечных уроков является круглый стол .В ходе дискуссионных бесед в рамках круглых столов рождаются идеи будущих проектов, новых мероприятий.

КВЕСТ-ИГРА – УВЛЕКАТЕЛЬНАЯ ФОРМА  БИБЛИОТЕЧНОГО УРОКА Квест-игра учит пользоваться библиотекой, знакомит с размещением в ней справочно-библиографического аппарата. Квест способствует развитию личностных качеств пользователей, таких как внимание, память, скорость и логика мышления. Игра способствует развитию навыков командной работы. Основные правила/условия квеста: наличие определенного сюжета игры, наличие задания/препятствия, наличие цели, к которой можно прийти, преодолев препятствия.

КВЕСТ-ИГРА – УВЛЕКАТЕЛЬНАЯ ФОРМА

БИБЛИОТЕЧНОГО УРОКА

Квест-игра учит пользоваться библиотекой, знакомит с размещением в ней справочно-библиографического аппарата. Квест способствует развитию личностных качеств пользователей, таких как внимание, память, скорость и логика мышления. Игра способствует развитию навыков командной работы. Основные

правила/условия квеста: наличие определенного сюжета игры, наличие задания/препятствия, наличие цели, к которой можно прийти, преодолев препятствия.

«Литературный круиз» – мероприятие строится из небольших, сменяющих одна другую форм подачи материала о книгах. Каждая отдельная форма мероприятия не превышает 5 минут проведения. С целью усиления внимания к теме в программу я всегда включаю музыкальные заставки между формами. Можно включать: зачитывание увлекательных событий из книг, мини-игру, конкурс рисунков с любимыми героями, беседу-игру-путешествие, загадки, шутки, поговорки, просмотр видеофильма. В рамках мероприятия по творчеству Тамары Крюковой мы просматривали фрагменты фильма «Потапов, к доске!».

«Литературный круиз» мероприятие строится

из небольших, сменяющих одна другую форм подачи материала о книгах. Каждая отдельная форма мероприятия не превышает 5 минут проведения. С целью усиления внимания к теме в программу я всегда включаю музыкальные заставки между формами. Можно включать: зачитывание увлекательных событий из книг, мини-игру, конкурс рисунков с любимыми героями, беседу-игру-путешествие, загадки, шутки, поговорки, просмотр видеофильма. В рамках мероприятия по творчеству Тамары Крюковой мы просматривали фрагменты фильма «Потапов, к доске!».

Мероприятие представляло из себя литературно-музыкальную композицию по творчеству великой русской поэтессы. Звучали романсы на стихи М.И.Цветаевой.

Мероприятие представляло из себя литературно-музыкальную композицию по творчеству великой русской поэтессы.

Звучали романсы на стихи М.И.Цветаевой.

МЕРОПРИЯТИЕ НА ПЕРСПЕКТИВУ!!!    «Бук-слэм»– своеобразное книжное соревнование на лучшую рекламную кампанию по продвижению выбранной книги, возможно, с элементами музыкальной театрализации, форма продвижения книги к читателю. Участники делятся на несколько команд, каждая из них должна разрекламировать книгу в сжатые сроки. Презентация каждой книги длится максимум 3 минуты. После каждой презентации жюри оценивает книгу с различных аспектов по 10-балльной шкале. В конце мероприятия все «книги-участники» выставляются на стенде. Это своеобразный рейтинг самых читаемых книг с позиции сверстников.

МЕРОПРИЯТИЕ НА ПЕРСПЕКТИВУ!!!

«Бук-слэм»– своеобразное книжное соревнование на лучшую рекламную кампанию по продвижению выбранной книги, возможно, с элементами музыкальной театрализации, форма продвижения книги к читателю. Участники делятся на несколько команд, каждая из них должна разрекламировать книгу в сжатые сроки. Презентация каждой книги длится максимум 3 минуты. После каждой презентации жюри оценивает книгу с различных аспектов по 10-балльной шкале. В конце мероприятия все «книги-участники» выставляются на стенде. Это своеобразный рейтинг самых читаемых книг с позиции сверстников.

Для организации библиотечного урока по формированию читательской компетенции я использую следующие приёмы активного чтения:   Приём «Корзина  идей» Это прием организации индивидуальной и групповой работы учеников на начальной стадии библиотечного урока. Он позволяет выяснить всё, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске нарисован значок корзины, в которой условно будет собрано всё то, что все ученики вместе знают о теме разговора.

Для организации библиотечного урока по формированию читательской компетенции я использую следующие приёмы активного чтения:

Приём «Корзина  идей»

Это прием организации индивидуальной и групповой работы учеников на начальной стадии библиотечного урока. Он позволяет выяснить всё, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске нарисован значок корзины, в которой условно будет собрано всё то, что все ученики вместе знают о теме разговора.

Приём «Ромашка вопросов» ромашка Блума»             Учащиеся с удовольствием изготавливают ромашку, на каждом из шести лепестков которой записываются вопросы разных типов. Работа может быть индивидуальной, парной или групповой.

Приём «Ромашка вопросов» ромашка Блума»

Учащиеся с удовольствием изготавливают ромашку, на каждом из шести лепестков которой записываются вопросы разных типов. Работа может быть индивидуальной, парной или групповой.

Цель метода «Кубик Блума»— с помощью 6 вопросов выйти на понимание содержащейся в тексте информации, на осмысление авторской позиции (в художественных и публицистических текстах).Я в своей работе чаще применяю другой похожий приём, предложенный тоже Бенджамином Блумом, а конкретнее, Кубик Блума. Я работаю с этим предметом более 7 лет. Дети очень увлечённо разглядывают грани кубика, заинтересованно ожидают вопроса.

Цель метода «Кубик Блума»— с помощью 6 вопросов выйти на понимание содержащейся в тексте информации, на осмысление авторской позиции (в художественных и публицистических текстах).Я в своей работе чаще применяю другой

похожий приём, предложенный тоже Бенджамином Блумом, а конкретнее, Кубик Блума. Я работаю с этим

предметом более 7 лет. Дети очень увлечённо разглядывают грани кубика, заинтересованно ожидают вопроса.

Цели, которых мы достигаем с помощью использования технологии развития критического мышления, применяя кубик Блума, можно обозначить следующими блоками                Кубик Блума хорош и в том смысле, что каждый участник мероприятия может почувствовать ситуацию читательского успеха, ответив на вопрос. ЗНАЮ ТВОРЮ УМЕЮ

Цели, которых мы достигаем с помощью использования технологии развития критического мышления, применяя кубик Блума, можно обозначить следующими блоками Кубик Блума хорош и в том смысле, что каждый участник мероприятия может почувствовать ситуацию читательского успеха, ответив на вопрос.

ЗНАЮ

ТВОРЮ

УМЕЮ

Приём «Путаница» Приём, при котором ставится задача, когда отрывки из текста, цитаты, события необходимо расположить в хронологическом порядке, составить логическую цепочку.

Приём «Путаница»

Приём, при котором ставится задача, когда отрывки из текста, цитаты, события необходимо расположить в хронологическом порядке, составить логическую цепочку.

Дневник двойных записей.   Для формирования умения задавать вопросы во   время чтения, критически оценивать информацию, сопоставлять прочитанное с собственным опытом. 1.Учитель дает указание учащимся разделить тетрадь на две части. 2. В процессе чтения ученики должны в левой части записать моменты, которые поразили, удивил, напомнили о   каких-то фактах, вызвали   какие- либо ассоциации; в правой – написать    лаконичный   комментарий: почему   именно   этот  момент удивил, какие ассоциации вызвал, на какие мысли натолкнул.

Дневник двойных записей.

Для формирования умения задавать вопросы во   время чтения, критически оценивать информацию, сопоставлять прочитанное с собственным опытом.

  • 1.Учитель дает указание учащимся разделить тетрадь на две части.
  • 2. В процессе чтения ученики должны в левой части записать моменты, которые поразили, удивил, напомнили о   каких-то фактах, вызвали   какие- либо ассоциации; в правой – написать    лаконичный   комментарий: почему   именно   этот  момент удивил, какие ассоциации вызвал, на какие мысли натолкнул.

Прием «Цветопись»   Приёмы психорисунка дают возможность выразить понимание абстрактных понятий, внутренний мир через зрительные образы. Можно дать задание нарисовать характер героев, совесть, месть, добро, зло и затем объяснить свои рисунки. Создание книжек-малышек – своеобразное проявление читательских эмоций через зрительные образы, переданные через творческий продукт,

Прием «Цветопись»

Приёмы психорисунка дают возможность выразить понимание абстрактных понятий, внутренний мир через зрительные образы. Можно дать задание нарисовать характер героев, совесть, месть, добро, зло и затем объяснить свои рисунки. Создание книжек-малышек – своеобразное проявление читательских эмоций через зрительные образы, переданные через творческий продукт,

Поскольку привлечение к чтению школьников и развитие их читательской грамотности относится к основной цели работы школьной библиотеки, еще одним способом формирования читательской компетентности можно назвать традиционные библиотечные мероприятия, направленные на работу со справочными и литературно-художественными текстами. Использование в рамках библиотечных мероприятий стратегий текстовой деятельности и игровых технологий повышает их эффективность.

Поскольку привлечение к чтению школьников и развитие их читательской грамотности относится к основной цели работы школьной библиотеки, еще одним способом формирования читательской компетентности можно назвать традиционные библиотечные мероприятия, направленные на работу со справочными и литературно-художественными текстами.

Использование в рамках библиотечных мероприятий стратегий текстовой деятельности и игровых технологий повышает их эффективность.

Любой библиотечный урок вызывает неподдельный интерес у ребят, так как они имеют возможность познать много нового, творчески выразить свои идеи и мысли в рамках темы библиотечного мероприятия.

Любой библиотечный урок вызывает неподдельный интерес у ребят, так как они имеют возможность познать много нового, творчески выразить свои идеи и мысли в рамках темы библиотечного мероприятия.

КОНКУРС ФОТОРАБОТ  «С КНИГОЙ В ОБНИМКУ»

КОНКУРС ФОТОРАБОТ «С КНИГОЙ В ОБНИМКУ»

СЕМЕЙНАЯ ВИКТОРИНА – «ПАПА,МАМА,Я – ЧИТАЮЩАЯ СЕМЬЯ»

СЕМЕЙНАЯ ВИКТОРИНА – «ПАПА,МАМА,Я – ЧИТАЮЩАЯ СЕМЬЯ»

ДЕНЬ ЧТЕНИЯ

ДЕНЬ ЧТЕНИЯ

КОНКУРС ПЛАКАТОВ  «СОВЕТЫ МУДРОЙ КНИЖКИ»

КОНКУРС ПЛАКАТОВ «СОВЕТЫ МУДРОЙ КНИЖКИ»

«Урок-биографический портрет»

«Урок-биографический портрет»

«ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!»  Урок-дискуссия.

«ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!» Урок-дискуссия.

ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРНАЯ ВИКТОРИНА «ВДОГОНКУ ЗА СКАЗКОЙ»

ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРНАЯ ВИКТОРИНА «ВДОГОНКУ ЗА СКАЗКОЙ»

УРОК-ПАМЯТЬ  «САЛАСПИЛС: ФАБРИКА КРОВИ» П Р О Ч Т И

УРОК-ПАМЯТЬ «САЛАСПИЛС: ФАБРИКА КРОВИ»

П

Р

О

Ч

Т

И

Сборник воспоминаний бывших узников Саласпилсского концентрационного лагеря. Эти страшные свидетельства о злодеяниях нацистов записаны вскоре после войны и были впервые опубликованы в середине 60-х годов. В этом новом издании многие имена, факты и свидетельства были уточнены на основе тщательного изучения архивных материалов и личных бесед с очевидцами преступлений нацизма. Тексты, представленные в данном издании, могут несколько отличаться от ранее публиковавшихся материалов. Отличаться по литературной форме, но не по фактическому содержанию! Книга дополнена уникальными фотографиями и недавно обнаруженными ранее неизвестными материалами об этом крупнейшем в Прибалтике гитлеровском концлагере И.Н.Гусев «Быль о Саласпилсе»

Сборник воспоминаний бывших узников Саласпилсского концентрационного лагеря. Эти страшные свидетельства о злодеяниях нацистов записаны вскоре после войны и были впервые опубликованы в середине 60-х годов. В этом новом издании многие имена, факты и свидетельства были уточнены на основе тщательного изучения архивных материалов и личных бесед с очевидцами преступлений нацизма. Тексты, представленные в данном издании, могут несколько отличаться от ранее публиковавшихся материалов. Отличаться по литературной форме, но не по фактическому содержанию! Книга дополнена уникальными фотографиями и недавно обнаруженными ранее неизвестными материалами об этом крупнейшем в Прибалтике гитлеровском концлагере

И.Н.Гусев «Быль о Саласпилсе»

УРОК – СУД «БЛОКАДНЫЕ ДНЕВНИКИ – ХРОНИКИ УЖАСА».   Подобные библиотечные уроки не оставляют равнодушными никого. Знакомство с творчеством Д.Гранина открыло детям малоизвестную для них страницу в истории страны. Урок-суд построен по принципу судебного заседания по делу нацистов в годы Великой Отечественной войны.

УРОК – СУД «БЛОКАДНЫЕ ДНЕВНИКИ – ХРОНИКИ УЖАСА».

Подобные библиотечные уроки не оставляют равнодушными никого. Знакомство с творчеством Д.Гранина открыло детям малоизвестную для них страницу в истории страны. Урок-суд построен по принципу судебного заседания по делу нацистов в годы Великой Отечественной войны.

Безусловно, без объединения усилий повысить уровень читательской компетенции школьников достаточно сложно. Школьная библиотека тесно сотрудничает с библиотеками города, со школьными библиотеками, перенимая передовой опыт и транслируя свои достижения в этом направлении. Тесное взаимодействие с библиотекой № 5 расширяет возможности школьной библиотеки в едином деле воспитания подрастающего поколения, их приобщения к осмысленному чтению. Одно из мероприятий вызвало неподдельный интерес у подростков. Заведующая библиотекой № 5 Харченко Ольга Михайловна рассказала ребятам о современной литературе для подростков. Навигация в области детского чтения очень важна.

Безусловно, без объединения усилий повысить уровень читательской компетенции школьников достаточно сложно. Школьная библиотека тесно сотрудничает с библиотеками города, со школьными библиотеками, перенимая передовой опыт и транслируя свои достижения в этом направлении. Тесное взаимодействие с библиотекой № 5 расширяет возможности школьной библиотеки в едином деле воспитания подрастающего поколения, их приобщения к осмысленному чтению. Одно из мероприятий вызвало неподдельный интерес у подростков. Заведующая библиотекой № 5 Харченко Ольга Михайловна рассказала ребятам о современной литературе для подростков. Навигация в области детского чтения очень важна.

Учащиеся школы принимают активное участие в городских конкурсах, организованных в целях пропаганды чтения как значимого инструмента интеллектуального и духовного развития подрастающего поколения.

В каждой школьной библиотеке есть свой богатый опыт в работе с разновозрастной читательской аудиторией. Каждый работает в меру своих возможностей и особенностей целевой аудитории. Важно то, что школьные библиотекари работают в ногу со стремительно меняющимся временем, организуют и проводят достойные мероприятия, тесно работают с детьми, активно взаимодействуют с педагогическим сообществом.

Вашему вниманию видео-нарезка одного моего библиотечного урока , в котором представлено использование некоторых технологий, направленных на формирование читательских компетенций у учащихся начальной школы. Театрализованная литературная викторина называется «Вдогонку за сказкой» , главным объектом которой стала сказка «Красная Шапочка». Она интересна тем, что её трактовка разными писателями разнообразна, это философская сказка, которая учит многому, вызывает у ребят огромное количество эмоций.

Сохранить у себя:
Библиотечный урок как форма образовательного события для формирования читательских компетенций ( из опыта работы)"

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки