Басни И.А.Крылова
Библиотечный урок
для учащихся 4 класса
Заведующая библиотекой: Гитуляр Светлана Александровна
Библиотекарь. Ребята, сегодня у нас с вами необычный библиотечный урок, урок-игра. На этом уроке мы вспомним басни Ивана Андреевича Крылова.
13 февраля – 250 лет со дня рождения Ивана Андреевича Крылова
(1769-1844), русского баснописца
Библиотекарь показывает портрет писателя.
– Мы видим открытое лицо, добрые и проницательные глаза мудрого человека. 13 февраля – 250 лет со дня рождения Ивана Андреевича Крылова (1769 – 1844), русского баснописца.
«Кто хочет изучить язык русский вполне,
тот должен познакомиться
с Крыловым»
Белинский В.Г.
Библиотекарь. Чтение его басен обогащает нас знанием жизни, родного языка. Познакомиться с новой басней Крылова – значит стать умнее, узнать что-то новое и важное о себе и людях.
Виссарион Григорьевич Белинский так говорил о Крылове: "Кто хочет изучить язык русский вполне, тот должен познакомиться с Крыловым".
"Люблю, где случай есть, пороки пощипать".
Библиотекарь. Давайте вспомним какие мы с вами знаем басни Ивана Андреевича Крылова. А сам Крылов о себе говорил: "Люблю, где случай есть, пороки пощипать".
А вот что это за пороки, вы скажете в конце урока.
Брейн-ринг
Библиотекарь. А сейчас мы с вами проведём игру «Брейн-ринг».
1 тур. Вопрос 1
До того ль, голубчик, было? В мягких муравах у нас Песни, резвость всякий час, Так, что голову вскружило.
Библиотекарь. О своей готовности команды сигнализируют звуковым сигналом, за правильный ответ – жетон.
Кто так говорил?
До того ль, голубчик, было? В мягких муравах у нас Песни, резвость всякий час, Так, что голову вскружило.
Дети. Стрекоза.
1 тур. Вопрос 2
Перечислите героев басни, которые "затеяли сыграть квартет".
Библиотекарь. Перечислите героев басни, которые "затеяли сыграть квартет".
Дети. Проказница Мартышка, Осел, Козел, / Да косолапый Мишка...
1 тур. Вопрос 3
Персонажи какой басни Крылова хвалили друг друга, "не боясь греха"?
Библиотекарь. Персонажи какой басни Крылова хвалили друг друга, "не боясь греха"?
Дети. Кукушка и Петух.
1 тур. Вопрос 4
«У сильного всегда бессильный виноват: / Тому в Истории мы тьму примеров слышим, / Но мы Истории не пишем..."
В какой басне звучат эти слова?
Библиотекарь. "У сильного всегда бессильный виноват: / Тому в Истории мы тьму примеров слышим, / Но мы Истории не пишем..."
В какой басне звучат эти слова?
Дети. "Волк и Ягненок".
1 тур. Вопрос 5
Куда попал "волк ночью, думая залезть в овчарню".
Библиотекарь. Куда попал "волк ночью, думая залезть в овчарню".
Дети. На псарню.
Чёрный ящик.
В нем находится предмет, который героиня
одной из басен
"с полдюжины себе купила".
Библиотекарь. Внимание! "Черный ящик". В нем находится предмет, который героиня одной из басен "с полдюжины себе купила".
Дети. Очки.
2 тур. Кроссворд «Басни Крылова»
Дети заполняют кроссворд. За правильный ответ – жетон.
2 тур. Вопрос 1
Кого "по улицам водили, как будто на показ"?
Библиотекарь. Кого "по улицам водили, как будто на показ"?
Дети. Слон.
2 тур. Вопрос 2
Кто смеялся "вперед чужой беде"?
Библиотекарь. Кто смеялся "вперед чужой беде"?
Дети. Голубь.
2 тур. Вопрос 3
Героиня, которая увидела свой образ в зеркале?
Библиотекарь. Героиня, которая увидела свой образ в зеркале?
Дети. Обезьяна.
2 тур. Вопрос 4
У кого к зиме под листом "был готов и стол, и дом"?
Библиотекарь. У кого к зиме под листом "был готов и стол, и дом"?
Дети. Муравей.
2 тур. Вопрос 5
Она осталась без обеда благодаря своей глупости
Библиотекарь. Она осталась без обеда благодаря своей глупости.
Дети. Ворона.
2 тур. Вопрос 6
Один из героев, которые "везти с поклажей воз взялись
Библиотекарь. Один из героев, которые "везти с поклажей воз взялись".
Дети. Рак.
2 тур. Вопрос 7
Кто "без драки" хочет "попасть в большие забияки".
Библиотекарь. Кто "без драки" хочет "попасть в большие забияки".
Дети. Моська.
Крылатые фразы
- "А воз и ныне там".
- "Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться".
- Сильнее кошки зверя нет.
- Хоть видит око да зуб неймёт.
- Слона-то я и не приметил.
- У сильного всегда бессильный виноват.
- Вперёд чужой беде не смейся, голубок.
Библиотекарь. Как вы понимаете выражения:
"А воз и ныне там".
"Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться".
Сильнее кошки зверя нет.
Хоть видит око да зуб неймёт.
Слона-то я и не приметил.
У сильного всегда бессильный виноват.
Вперёд чужой беде не смейся, голубок.
Ответы детей.
– Приведите примеры из жизни, соответствующие данным выражениям.
Итог урока
- Так что же это за пороки, которые любил "пощипать" Крылов?
- Болтливость.
- Хвастовство.
- Лень.
- Лесть
Лесть.
Библиотекарь. Так что же это за пороки, которые любил "пощипать" Крылов?
Дети. Болтливость.
– Хвастовство.
– Лень.
– Лесть.
Библиотекарь. Спасибо!