Методическая разработка урока
Дата проведения урока: 03.03.2019 год (2 часа)
Учитель: Жилкина Елена Анатольевна.
Образовательная организация: МБОУ «Зиминский лицей».
Предмет: информатика.
Класс: 8 «А».
Раздел: передача информации в компьютерных сетях.
Тема урока: «Безопасный интернет».
Тип урока: комбинированный.
Технология: технология проектного обучения.
Цель урока: ознакомление с потенциальными угрозами, которые могут встретиться при работе в сети Интернет.
Задачи урока:
Обобщить знания о безопасной работе в сети Интернет.
Закрепить основные правила безопасной работы в Интернете.
Способствовать развитию умения анализировать, обобщать и систематизировать получаемую информацию.
Создать условия для формирования законопослушной личности, соблюдающей нравственные и этические нормы работы с информацией в сетях Интернет.
Создать условия для формирования умения работы в группе.
Принимать решения в стандартной и нестандартной ситуациях и нести за них ответственность.
Отработка навыков и умений работы с сервисами Web 2.0.
Технические условия: программное обеспечение MS Power Point, Vegas Pro 13.01 (64бит), Freemake Video Converter, скорость Интернета 3 Мбайт/сек.
Используемое оборудование: ноутбуки, флеш-накопители, колонки, мультимедиа проектор, проекционный экран.
Материал к уроку: презентация «Безопасный интернет. pptx », видеоролик подготовленный пресс-службой Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации «Единый урок безопасности в Интернете», учебный видеоролик «Как обнаружить ложь и остаться правдивым в интернете», физминутка для урока информатики видеоролик «Берегите зрение»
Время, мин |
Элементы методической структуры урока (мероприятия с детьми, занятия) | Наглядный дидактический материал (скриншоты интерактивной доски, слайды презентации, ссылки на учебное видео и т.д.) |
Содержание этапов занятия | Ожидаемый результат использования дидактического материала (ИКТ, учебно- лабораторного оборудования и др.) на каждом этапе урока (мероприятия с детьми, занятия) | ||||
Скриншот/ слайд | Методический комментарий скриншота (Задачи этапа) | Действия учителя | Действия обучающихся | |||||
1 мин. | 1. Организационный момент (инициация) |
| Создание благоприятного климата на уроке | Приветствует учащихся, проверяет готовность к учебному занятию, организует внимание детей. Как можно чаще улыбайся. И радость всем свою дари. С улыбкой лёгкой просыпайся, От счастья в облаках пари. Жизнь так прекрасна, улыбайся. И засмеётся мир с тобой. Как можно чаще улыбайся. Встречай улыбкой день любой. - Вот с такого доброго стихотворения я бы хотела начать наш урок. Улыбнитесь друг другу, настройтесь на дружную и активную работу. Я желаю вам, чтобы работа на уроке принесла вам только положительные эмоции! | Приветствуют учителя, проверяют наличие учебного материала на столах, организует свое рабочее место.
| Психологическая готовность учащихся к уроку, самоопределение. Учебное сотрудничество со сверстниками.
| ||
6 мин. | 2. Актуализация знаний и формулирование темы и целей урока |
| Создание проблемной ситуации
Слайд 1. Тема урока | Ребята поднимите руки, те, у кого дома нет интернета? - Я вижу, что большинство учащихся вашего класса пользуются Интернетом. В современном мире человечество не может представить свою жизнь без интернета. Кругом телефоны, компьютеры, ноутбуки, WI-FI, множество мировых рынков держатся на сети Интернет. Казалось бы, плюсов бесконечное множество. Но всё ли так хорошо?! По вашему мнению, интернет - это «благо» или «зло»? - Действительно интернет служит для поиска, хранение и обмена информацией, для общения с людьми, в котором присутствуют неблагоприятные вещи, именуемые злом. - Как вы думаете, к какой проблеме мы посвятим сегодняшний урок? - Сегодня на уроке мы с вами поговорим об интернете, точнее о безопасности в интернете. Тема нашего урока безопасный интернет.
| Учащиеся поднимают руки.
Учащиеся внимательно слушают учителя.
Учащиеся отвечают на вопрос.
Учащиеся отвечают на вопрос и пытаются определить тему урока. | Учебное сотрудничество с учителем. Дискуссия.
Умение слушать учителя.
Извлечение необходимой информации из прослушанного материала.
Учебное сотрудничество с учителем. Дискуссия.
Анализ и систематизация полученной информации и формулирование темы урока. | ||
4 мин. | 3. Постановка проблемы |
https://youtu.be/pmYb0U8gmmM | Постановка основополагающего вопроса
Слайд 2. История о Международном дне безопасного Интернета
Просмотр видеоролика о безопасности в сети Интернет, подготовленный пресс-службой Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации
| А вы знайте, какой праздник отмечается во второй вторник февраля?
Мы будем отмечать Международный день безопасного Интернета, в 2019 году он пришелся на 12 февраля. Праздник был учрежден в 2004 году в рамках программы Еврокомиссии «Безопасный интернет». В России День безопасного Интернета впервые был проведен в 2007 году. Цель праздника – информировать людей об ответственном и безопасном использовании интернета. Какая же опасность нас может подстерегать в интернете?! Посмотрим видеоролик.
Обсуждение видеоролика.
- В какую ситуацию попала девочка?
Нам сегодня в конце урока нужно будет ответить на основополагающий вопрос: Как стать хозяином своей безопасности?! Что можно?! Что нельзя?! К чему надо относиться осторожно?! Обо всем об этом вы узнаете на нашем уроке. | Учащиеся отвечают на вопрос.
Учащиеся внимательно слушают учителя.
Учащиеся внимательно смотрят видео и отвечают на вопросы. -Девочка попалась на обман. - Она переписывалась с мальчиком, под видом мальчика скрывался взрослый мужчина, который пригласил её одну в парк.
Учащиеся внимательно слушают учителя.
| Учебное сотрудничество с учителем.
Умение слушать учителя.
Извлечение необходимой информации из прослушанных текстов на видео. Учебное сотрудничество с учителем. Дискуссия.
Умение слушать учителя.
| ||
4 мин. | 4. Решение поставленной творческой задачи
|
| Разделение на группы
Объяснение заданий
Слайд 3. На данном слайде размещены задания для группы № 1 и группы № 2
Слайд 4. На данном слайде размещены задания для группы №3, для группы № 4, для группы № 5. | Учащимся предлагается разноцветный бумажный веер (красный, оранжевый, желтый, зеленый, фиолетовый)
-Вы разделились на пять групп, теперь ваша задача придумать название группе. Учитель объясняет задания каждой группе. Группе № 1.Ответить на проблемный вопрос: ловушки для новичков и как справиться с рисками? Я вам предлагаю определенную ситуацию, с которой вы можете встретиться, путешествуя по Интернету. Вам нужно разобрать данную ситуацию и придумать правила. Результат своей работы оформляем с помощью сервиса on-line газеты wikiwall.ru Группе № 2. Ответить на проблемный вопрос: какие правила необходимо соблюдать, чтобы оставаться в безопасности в Интернете? Для этого Вы найдите 10 советов, как оставаться в безопасности в Интернете. И оформить результат своей работы в виде on-line доски Linoit.com Группе № 3. Ответить на проблемный вопрос: как распознать фишинг? Назвать признаки фишингового мошенничества. Результат своих исследований оформить в on-line газете wikiwall.ru Группе № 4. Ответить на проблемный вопрос: как распознать вирус – троян? Назвать признаки вируса и возможную защиту от него. Результат своей работы оформить в виде скрайбинга. Группе № 5. Ответить на проблемный вопрос: знакомы ли вы с таким выражением «шесть кошельков»? Дать рекомендации, как этого избежать? Результат своей работы оформить в виде скрайбинга. | Учащиеся выбирают понравившийся цвет, рассаживаются за столы по цвету, таким образом, они будут поделены на пять команд.
Учащиеся, разделенные на пять групп внимательно слушают учителя.
| Учебное сотрудничество с учителем. Выполнение алгоритма рассадки на рабочие места и разделение на пять групп.
Умение слушать учителя.
Умение внимательно слушать информацию по выполнению практического здания для участников каждой группы. Учебное сотрудничество со сверстниками.
| ||
2 мин. | 5. Инструктаж по ТБ
|
| Инструктаж по технике безопасности при работе с компьютером | Закрепление правил по техники безопасности при работе с компьютером. Учитель задает вопрос. - Назовите правила по технике безопасности при работе с компьютером? | Каждая группа (1, 2, 3, 4, 5) называет правила по технике безопасности при пользовании компьютера: - проверить исправность электропроводки и розеток; - нельзя располагать рядом с компьютером жидкости, а также работать с мокрыми руками; - не допускается употребление пищи в непосредственной близости с ПК; - расстояние от монитора до глаз должно составлять от 600 до 700 мм, но не меньше 500 мм; - при любых неполадках необходимо сразу отсоединить ПК от сети и сообщить учителю. | Умение анализировать, обобщать и систематизировать получаемую информацию, умение воспроизводить информацию по технике безопасности. | ||
20-22 мин. | 6. Практическая деятельность учащихся |
| Компьютерный практикум | Учитель курирует работу групп. | Работа в группе. Учащиеся группы выполняют задания: распределяют обязанности, работая с различными сервисами Интернета | Совместно-взаимодействующая форма работы каждого участника в группе. Умение работать в команде. Извлечение необходимой информации из различных источников, в том числе из сети Интернет. Умение анализировать информацию, выделять главное и подготовить материал к оформлению результата своей работы с использованием различных компьютерных технологий: скрайбинг, on-lin газеты wikiwall.ru, on-lin доски Linoit.com | ||
2 мин. | 7. Физминутка | http://www.youtube.com/watch?v=6TAzTd2FKxM | Просмотр видеоролика | Учитель смотрит видео | Учащиеся смотрят видео | Умение учащихся работать по алгоритму. | ||
30 мин. | 8. Защита работы групп |
| Защита исследований
| Учитель внимательно слушает защиту мини-проектов каждой группы. Учитель подводит итог творческой задачи. - Работая с технологиями on-line газета - wikiwall.ru, on-line доска Linoit.com, искусство рисованного рассказа – скрайбинг, каждая группа разработала свой мини-проект об информационной безопасности в сети. - Все вы, молодцы, хорошо сработали. | Каждая группа защищает свою работу | Совместно-взаимодействующая форма работы каждого участника в группе. Умение представить и защитить свой мини-проект.
Умение слушать учителя и радоваться полученному результату - продукту групповой деятельности. | ||
4 мин. | 9. Подведение итогов
| https://youtu.be/5YhdS7rrxt8 | Просмотр видеоролика | - А сейчас посмотрим видеоролик «Как обнаружить ложь и остаться правдивым в интернете». Учитель задает вопросы. Интернет – это море информации, хорошо или плохо, почему? Общение в интернете - это хорошо или плохо, почему? - И помните, Интернет может быть прекрасным и полезным средством для обучения, отдыха или общения с друзьями. Следовательно, сам интернет не является злом. Зло то, что используется через него. | Ученики внимательно смотрят видеоролик.
Идет дискуссия – обсуждение.
| Извлечение необходимой информации из прослушанных текстов на видео.
Учебное сотрудничество с учителем. Дискуссия.
| ||
5 мин. | 10. Рефлексия урока | | Слайд 5. На данном слайде размещена мишень для рефлексии урока. | Учитель обращает внимание на «мишень». - Рефлексия мишень подразумевает, то как вы работали на уроке, предлагается четыре критерия, вы можете выбрать только один и оценить свою деятельность на уроке, максимум 10 баллов и минимум 4 балла. Начну с себя, мне очень понравилось с вами работать, я выбираю критерий «было интересно» и ставлю магнит на десять баллов. Теперь я попрошу вас, провести рефлексию.
Учитель задает вопросы. Что нового узнали на уроке? Чем понравился урок? Было интересно на уроке? - Спасибо за урок. | Ученики внимательно слушают учителя.
Ученики встают и выбирают нужный критерий, оставляя магниты-смайлики на мишени.
Ученики отвечают на вопросы. | Умение дать самооценку своей деятельности в баллах от 4 до 10 по заданным критериям.
Учебное сотрудничество с учителем.
Дискуссия.
|
Директор МБОУ «Зиминский лицей» /Т.Н. Диагенова/.
Заместитель директора по научно-методической работе: /Е.А. Симахина/.