Государственное областное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение
«Липецкий техникум городского хозяйства и отраслевых технологий»
Методическая разработка урока
Тема: «Безопасность в сети Интернет»
Подготовил: преподаватель
информатики
Н. В. Фролова
Липецк, 2018
Курс: 1
Тема урока: «Безопасность в сети Интернет»
Цели и задачи:
образовательные: систематизировать знаний в области использования интернета;
сформировать общее представление о безопасной работе в сети Интернет;
развивающие: сформировать у студентов навыки безопасной работы в интернете на основании имеющегося у них опыта; привить навыки ответственного и безопасного поведения в современной информационно-телекоммуникационной среде; сформировать критическое отношение к сообщениям и иной информации, распространяемой в сетях Интернет, мобильной (сотовой) связи, посредством иных электронных средств массовой коммуникации;
воспитательные: воспитывать информационную культуру и толерантное общение при работе в группах; формировать у студентов информационную и коммуникативную компетенции.
Тип урока: комбинированный
Вид урока: обобщение
Оборудование: ПК, проектор, карточки-задания
План урока
1. Вступительное слово (4 мин)
2. Изучение нового материала (12 мин)
3. Физкульт. минутка (2 мин)
4. Практическая часть (10 мин)
5. Работа с памятками о безопасности (12 мин)
6. Подведение итогов. Домашнее задание. (4 мин)
7. Выставление оценок (1 мин)
Ход урока:
I. Организационный момент
- Приветствие студентов
- Проверка присутствующих
- Знакомство с темой урока через стихотворение:
Ночь. Компьютер. Интернет.
Три часа – а сна всё нет.
Стук по клавишам и ввод.
Из окна в окно проход.
Слово. Фраза. И совет.
Был вопрос – и есть ответ.
ICQ, e-mail’ы сайт,
Память в сотни гигабайт.
Диалог. Письмо. Рассылка.
Форум. Чат. Запрос. И ссылка.
Слово. Поиск. Сохранить.
Напечатать. Удалить.
Ввод. Запрос. Ответ системы.
Ящик. Список. Файл «Без темы».
Глобальная сеть Интернет прочно вошла в нашу жизнь. Интернет открывает перед нами широкие возможности. Интернет постепенно проникает в каждую организацию, общественное учреждение, учебное заведение, в наши дома. Число пользователей Интернета в России стремительно растет, причем доля молодежи и совсем юной аудитории среди пользователей Всемирной паутины очень велика. Для многих, особенно молодых людей, он становится информационной средой, без которой они не представляют себе жизнь. И это не удивительно: ведь в Интернете можно найти информацию для реферата или курсовой, послушать любимую мелодию, купить понравившуюся книгу или обсудить горячую тему на многочисленных форумах. Интернет может быть прекрасным и полезным средством для обучения, отдыха или общения с друзьями. Но – как и реальный мир – Сеть тоже может быть опасна: в ней появилась своя преступность, хулиганство, вредительство и прочие малоприятные явления. Виртуальность общения предоставляет людям с недобрыми намерениями дополнительные возможности причинить вред детям. В последнее время в Интернете появляется много материалов агрессивного и социально опасного содержания.
- Тема сегодняшнего нашего урока «Безопасности в сети Интернет»
- Цель: рассмотреть понятие «информационная безопасность» в сети Интернет, Выработать навыки ответственного и безопасного поведения в современной информационно-телекоммуникационной среде.
II. Изучение нового материала
Беседа
- Что же такое «Информационная безопасность»?
Информационная безопасность — состояние сохранности информационных ресурсов и защищенности законных прав личности и общества в информационной сфере.
Информационная безопасность – это процесс обеспечения конфиденциальности, целостности и доступности информации (запись определения в тетрадях).
- Как вы думаете, какие опасности сети Интернет могут Вас подстерегать? (ответы студентов)
- Давайте составим схему «Самые опасные угрозы в сети Интернет» и перенесем ее в тетрадь
Самые опасные угрозы в сети Интернет: вредоносные программы, кража информации - фишинг, хакерские атаки, спам, аппаратные и программные сбои, вторжение в частную жизнь, кража личной информации, интернет-мошенничество, кибербуллинг (издевательство)и т.д.
III Физкульт. минутка «Мы ладонь к глазам приставим»
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво.
И налево надо тоже
Поглядеть из под ладошек.
И - направо! И еще
Через левое плечо!
Текст стихотворения сопровождается движениями преподавателя и студентов.
IV. Практическая часть
- Давайте выработаем правила безопасной работы в сети Интернет (работа по подгруппам).
Каждой группе дается задание на составление правил в одной из сфере сети Интернет:
Методы защиты от вредоносных программ.
Советы по безопасности работе в общедоступных сетях Wi-fi.
Основные советы по безопасности в социальных сетях.
Основные советы по безопасной работе с электронными деньгами.
Основные советы по безопасной работе с электронной почтой.
Кибербуллинг или виртуальное издевательство.
Основные советы для безопасности мобильного телефона.
Основные советы по борьбе с фишингом.
V. Обсуждение ответов (10 мин)
Представитель от подгруппы предлагает основные правила. Основные выводятся на доску и записываются в виде памятки.
Методы защиты от вредоносных программ:
• Используй современные операционные системы, имеющие серьёзный уровень защиты от вредоносных программ;
• Постоянно скачивай обновления своей операционной системы. Скачивай их только с официального сайта разработчика ОС. Если существует режим автоматического обновления, включи его;
• Ограничь физический доступ к компьютеру для посторонних лиц;
• Используй внешние носители информации, такие как флешка, диск или файл из интернета, только из проверенных источников;
• Работай на своем компьютере под правами пользователя, а не администратора. Это не позволит большинству вредоносных программ инсталлироваться на твоем персональном компьютере;
• Используй антивирусные программные продукты известных производителей, с автоматическим обновлением баз;
• Не открывай компьютерные файлы, полученные из ненадёжных источников. Даже те файлы, которые прислал твой знакомый. Лучше уточни у него, отправлял ли он тебе их.
Советы по безопасности работе в общедоступных сетях Wi-fi:
• Не передавай свою личную информацию через общедоступные Wi-Fi сети. Работая в них, желательно не вводить пароли доступа, логины и какие-то номера;
• Используй и обновляй антивирусные программы и брандмауер. Тем самым ты обезопасишь себя от закачки вируса на твое устройство;
• При использовании Wi-Fi отключи функцию «Общий доступ к файлам и принтерам». Данная функция закрыта по умолчанию, однако некоторые пользователи активируют её для удобства использования в работе или учебе;
• Не используй публичный WI-FI для передачи личных данных, например для выхода в социальные сети или в электронную почту;
• Ипользуй только защищенное соединение через HTTPS, а не НТТР, т.е. при наборе веб-адреса вводи именно «https://»;
• В мобильном телефоне отключи функцию «Подключение к Wi-Fi автоматически». Не допускай автоматического подключения устройства к сетям Wi-Fi без твоего согласия.
Основные советы по безопасности в социальных сетях:
• Ограничь список друзей. У тебя в друзьях не должно быть случайных и незнакомых людей;
• Защищай свою частную жизнь. Не указывай пароли, телефоны, адреса, дату твоего рождения и другую личную информацию. Злоумышленники могут использовать даже информацию о том, как ты и твои родители планируете провести каникулы;
• Защищай свою репутацию - держи ее в чистоте и задавай себе вопрос: хотел бы ты, чтобы другие пользователи видели, что ты загружаешь? Подумай, прежде чем что-то опубликовать, написать и загрузить;
• Если ты говоришь с людьми, которых не знаешь, не используй свое реальное имя и другую личную информации: имя, место жительства, место учебы и прочее;
• Избегай размещения фотографий в Интернете, где ты изображен на местности, по которой можно определить твое местоположение;
• При регистрации в социальной сети необходимо использовать сложные пароли, состоящие из букв и цифр и с количеством знаков не менее 8;
• Для социальной сети, почты и других сайтов необходимо использовать разные пароли. Тогда если тебя взломают, то злоумышленники получат доступ только к одному месту, а не во все сразу.
Основные советы по безопасной работе с электронными деньгами:
• Привяжи к счету мобильный телефон. Это самый удобный и быстрый способ восстановить доступ к счету. Привязанный телефон поможет, если забудешь свой платежный пароль или зайдешь на сайт с незнакомого устройства;
• Используй одноразовые пароли. После перехода на усиленную авторизацию тебе уже не будет угрожать опасность кражи или перехвата платежного пароля;
• Выбери сложный пароль. Преступникам будет не просто угадать сложный пароль. Надежные пароли — это пароли, которые содержат не менее 8 знаков и включают в себя строчные и прописные буквы, цифры и несколько символов, такие как знак доллара, фунта, восклицательный знак и т.п. Например, $tR0ng!;
• Не вводи свои личные данные на сайтах, которым не доверяешь.
Основные советы по безопасной работе с электронной почтой:
• Надо выбрать правильный почтовый сервис. В интернете есть огромный выбор бесплатных почтовых сервисов, однако лучше доверять тем, кого знаешь и кто первый в рейтинге;
• Не указывай в личной почте личную информацию. Например, лучше выбрать «музыкальный_фанат@» или «рок2013» вместо «тема13»;
• Используй двухэтапную авторизацию. Это когда помимо пароля нужно вводить код, присылаемый по SMS;
• Выбери сложный пароль. Для каждого почтового ящика должен быть свой надежный, устойчивый к взлому пароль;
• Если есть возможность написать самому свой личный вопрос, используй эту возможность;
• Используй несколько почтовых ящиков. Первый для частной переписки с адресатами, которым ты доверяешь. Это электронный адрес не надо использовать при регистрации на форумах и сайтах;
• Не открывай файлы и другие вложения в письмах даже если они пришли от твоих друзей. Лучше уточни у них, отправляли ли они тебе эти файлы;
• После окончания работы на почтовом сервисе перед закрытием вкладки с сайтом не забудь нажать на «Выйти».
Кибербуллинг или виртуальное издевательство
Кибербуллинг — преследование сообщениями, содержащими оскорбления, агрессию, запугивание; хулиганство; социальное бойкотирование с помощью различных интернет-сервисов.
Основные советы по борьбе с кибербуллингом:
• Не бросайся в бой. Лучший способ: посоветоваться как себя вести и, если нет того, к кому можно обратиться, то вначале успокоиться. Если ты начнешь отвечать оскорблениями на оскорбления, то только еще больше разожжешь конфликт;
• Управляй своей киберрепутацией;
• Анонимность в сети мнимая. Существуют способы выяснить, кто стоит за анонимным аккаунтом;
• Не стоит вести хулиганский образ виртуальной жизни. Интернет фиксирует все твои действия и сохраняет их. Удалить их будет крайне затруднительно;
• Соблюдай свой виртуальную честь смолоду;
• Игнорируй единичный негатив. Одноразовые оскорбительные сообщения лучше игнорировать. Обычно агрессия прекращается на начальной стадии;
• Бан агрессора. В программах обмена мгновенными сообщениями, в социальных сетях есть возможность блокировки отправки сообщений с определенных адресов;
• Если ты свидетель кибербуллинга. Твои действия: выступить против преследователя, показать ему, что его действия оцениваются негативно, поддержать жертву, которой нужна психологическая помощь, сообщить взрослым о факте агрессивного поведения в сети.
Основные советы для безопасности мобильного телефона:
• Ничего не является по-настоящему бесплатным. Будь осторожен, ведь когда тебе предлагают бесплатный контент, в нем могут быть скрыты какие-то платные услуги;
• Думай, прежде чем отправить SMS, фото или видео. Ты точно знаешь, где они будут в конечном итоге?
• Необходимо обновлять операционную систему твоего смартфона;
• Используй антивирусные программы для мобильных телефонов;
• Не загружай приложения от неизвестного источника, ведь они могут содержать вредоносное программное обеспечение;
• После того как ты выйдешь с сайта, где вводил личную информацию, зайди в настройки браузера и удали cookies;
• Периодически проверяй какие платные услуги активированы на твоем номере;
• Давай свой номер мобильного телефона только людям, которых ты знаешь и кому доверяешь;
• Bluetooth должен быть выключен, когда ты им не пользуешься. Не забывай иногда проверять это.
Основные советы по борьбе с фишингом:
• Следи за своим аккаунтом. Если ты подозреваешь, что твоя анкета была взломана, то необходимо заблокировать ее и сообщить администраторам ресурса об этом как можно скорее;
• Используй безопасные веб-сайты, в том числе, интернет-магазинов и поисковых систем;
• Используй сложные и разные пароли. Таким образом, если тебя взломают, то злоумышленники получат доступ только к одному твоему профилю в сети, а не ко всем;
• Если тебя взломали, то необходимо предупредить всех своих знакомых, которые добавлены у тебя в друзьях, о том, что тебя взломали и, возможно, от твоего имени будет рассылаться спам и ссылки на фишинговые сайты;
• Установи надежный пароль (PIN) на мобильный телефон;
• Отключи сохранение пароля в браузере;
• Не открывай файлы и другие вложения в письмах даже если они пришли от твоих друзей. Лучше уточни у них, отправляли ли они тебе эти файлы.
VI. Подведение итогов урока
Рефлексия (каждому студенту раздаются карточки с вопросами)
Вопросы на понимание темы урока:
Ответьте на вопросы, отметив тот вариант, который вы считаете верным.
1. Была ли полезной информация на сегодняшнем уроке?
да нет
2. Была ли для вас услышанная на уроке информация новой?
да нет
3. Закончите, пожалуйста, предложение:
Самым главным правилом безопасной работы в сети интернет для меня является следующее правило……………………………………………………
VI. Домашнее задание: Составить универсальную памятку.
VII. Выставление оценок за урок. (1 мин)
Используемая литература:
Семакин И.Г., Хеннер Е.К., Шеина Т.Ю. Информатика. Базовый уровень: учебник для 10 класса. Бином. Лаборатория знаний, 2013
Интернет ресурсы:
http://bezwindowsa.ru/internet-i-seti/bezopasnost-v-seti-internet.html
https://womanadvice.ru/bezopasnost-v-internete-informacionnaya-bezopasnost-v-seti-internet