Беседы по правилам дорожного движения
Темы бесед.
"Светофор – наш верный друг"
"Путешествие в страну дорожных знаков"
"На наших улицах"
"Мы идём в школу"
"Мы знакомимся с дорожными знаками"
"Мы – пассажиры"
"Где можно играть"
"Мы учимся соблюдать правила дорожного движения"
"Правила движения для велосипедистов"
"Для всех без исключения есть правила движения"
1. Тема "Светофор – наш верный друг"
Цель: закрепить представления учащихся о правилах поведения на улице, назначение и внешнем виде городского транспорта.
Оборудование: игрушки или картинки, соответствующие ответам на загадки о транспорте.
Ход занятия.
Учитель. Угадайте, кто к нам сегодня придёт в гости?
Встало с краю улицы
В длинном сапоге
Чучело трехглазое
На одной ноге.
Где машины движутся,
Где сошлись пути,
Помогает улицу
Людям перейти.
Дети. Светофор.
Учитель. У нас в гостях хозяин улицы – светофор (на доске картинка)
Светофор решил проверить, хорошо ли вы, ребята, знаете улицу, правила перехода проезжей части, различные виды транспорта.
Викторина.
За правильные ответы дети получают Светофорчики с ярким зелёным глазом.
1 тур. Значение сигналов светофора.
- Продолжите строчки стихотворения С. Михалкова.
Если свет зажёгся красный,
Значит двигаться … (опасно).
Свет зелёный говорит:
"Проходите, путь …" (открыт)
Жёлтый свет – предупрежденье –
Жди сигнала для … (движенья).
- Послушайте стихотворение:
У отца спросил Серёжа:
"Что такое светофор?
Отчего же, отчего же
я не знаю до сих пор,
Почему он разным цветом
Посылает нам приветы?"
Сыну так отец ответил:
"Нужно знать сигналы эти.
Если красный свет сияет –
Переход нам запрещает
Светофор.
Жёлтый свет – внимание!
А глазок зелёный светит –
Можно взрослым, можно детям
Через улицу шагать.
Должен ты сигналы эти
Твёрдо помнить, твёрдо знать,
Никогда не забывать!"
2 тур. Очень важные вопросы.
Как называют людей, идущих куда-либо пешком? (Пешеходы)
По какой части улицы ходят пешеходы? (По тротуару)
Какая часть улицы предназначена для перехода? ("Зебра" – пешеходный переход)
Если через дорогу нет пешеходного перехода, где разрешается её перейти? (Переходить разрешается только по подземному переходу)
3 тур. Очень важные загадки.
Если бы я встала,
До неба бы достала (Дорога)
Многолюден, шумен, молод,
Под землёй грохочет город.
А дома с народом тут
Вдоль по улице бегут (Метро)
Что за чудо – едет дом,
Окна светлые кругом,
Носит обувь из резины,
А питается бензином (Автобус)
(Можно предложить ещё и другие загадки, на усмотрение учителя)
4 тур. Очень важные правила.
Дети вспоминают правила дорожного движения:
- переходить улицу только под прямым углом там, где и когда это разрешено, наблюдать за движением транспорта,
- идти через дорогу шагом, а не бежать, не спешить,
- уступать дорогу транспорту, не перебегать улицу перед приближающейся машиной,
- понимать опасность игр и шалостей на дороге, иметь правильное представление о героизме, храбрости, мужестве,
- безопасно пользоваться общественным транспортом, быть предельно внимательным в зоне остановок транспорта,
- не кататься на роликовых коньках и доске в опасных местах, а только на стадионах, в парках и на закрытых для движения транспорта площадках, потому что это травмоопасные занятия, а правила дорожного движения не причисляют катающихся к водителям,
-выезжать на дорогу на велосипеде только с 14 лет, а на мопеде – с 16 лет. При этом надо иметь навыки езды и досконально знать Правила дорожного движения наравне с водителем.
5 тур. Подвижная игра
Игра направлена на упражнение детей в переходе улицы по светофору.
Создаётся две команды, которые становятся лицом друг к другу у противоположных стен помещения, где проводится игра. На полу мелом схематично изображается пешеходный переход с островком безопасности. "Светофор" стоит между командами и голосом или при помощи кругов подаёт свои сигналы. Услышав слово "красный" или увидев красный круг, играющие остаются на тротуаре. По жёлтому сигналу поднимают ногу или делают шаг вперёд, не выходя на проезжую часть. По зелёному сигналу дети переходят улицу по правой стороне перехода. если действия играющих не соответствуют установленным для игры правилам, "светофор" штрафует нарушителей – вручает "квитанцию", а взамен у нарушителей забирает фант. Фанты разыгрываются в конце встречи – оштрафованные отвечают на вопросы по правилам поведения на улице.
2. Тема: "Путешествие в страну дорожных знаков"
Цель: расширить представления детей о правилах дорожного движения, о правилах поведения пешехода и водителя в условиях улицы; развивать внимание и наблюдательность, память, мышление; воспитывать уважение к правилам дорожного движения, учить правилам поведения на улице, в обществе.
Оборудование: дорожные знаки, светофор, письмо, Помеха - Неумеха.
Ход занятия.
- Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами собрались, чтобы поговорить об очень важном - о правилах дорожного движения. И вот совсем недавно, перед тем как идти сюда к вам, я получила такое письмо: "Мы, жители страны Дорожных знаков, находимся в беде. Мы попали в плен к Помехе – Неумехе. И теперь у нас в стране постоянные аварии происходят. Помогите нам! "
- Да, ребята, как видите, произошло большое несчастье. Бездорожных знаков, светофора и чётких, строгих правил очень трудно и машинам и пешеходам.
- Вы согласны помочь жителям страны Дорожных знаков? Ну что тогда не будем терять времени даром и отправимся в путь. Ребята, Помеха – Неумеха заколдовала дорожные знаки. Вот они (показываем знаки с обратной стороны). Но какой это знак, вы узнаете, только тогда, когда отгадаете эти загадки:
Маленькие домики
По улице бегут,
Мальчиков и девочек
Домики везут (Автомобиль)
Что за чудо - этот дом
Окна светятся кругом.
Носит обувь из резины
И питается бензином? (Автобус)
+ другие загадки о знаках дорожного движения и транспорте.
- Молодцы! Загадки вы отгадали правильно. Знаки все расколдовали, а теперь надо их назвать: подземный переход, пешеходный переход, железнодорожный переезд со шлагбаумом, движение пешеходов запрещено, пересечение с велосипедной дорожкой.
- Молодцы, ребята! Вы знаете эти знаки. А теперь, чтобы продолжить наше путешествие в страну Дорожных знаков, мы узнаем с вами ещё новые знаки и их назначение (Если кто-то из детей знает эти знаки, попросить объяснить).
Знаки:
"Въезд запрещён" – его обычно устанавливают при одностороннем движении. Поэтому попасть на дорогу, на которой установлен этот знак, можно с противоположного конца или через боковые проезды.
"Место остановки автобуса" – этот знак показывает, что в этом месте разрешена остановка автобуса. Дети, где можно увидеть этот знак?
"Пункт питания" – обозначает, что недалеко впереди имеется кафе, столовая, то есть то место, где проголодавшимся путникам можно поесть.
"Место стоянки" – знак указывает, что в этом месте разрешена стоянка транспорта.
3. Тема: "На наших улицах"
Цель: расширить и закрепить представления детей о внешнем виде различных машин и их назначении, о существовании ПДД.
Оборудование: настольный перекрёсток, модели различных видов транспорта (или картинки)
Ход занятия.
- Ребята, какие машины вы видели на улицах нашего города?
- Сегодня многие из этих машин приедут на улицу нашего города.
- Вот приехали троллейбус и автобус (показываем модели или картинки). Каково их назначение?
- А вот, весело постукивая колесами, бежит трамвай – куда рельсы, туда и он.
Троллейбус, автобус, трамвай – пассажирский транспорт.
- Есть машины, которым все уступают дорогу. Как они называются? Правильно, пожарная машина спешит потушить пожар, а "скорая помощь" мчится на помощь тяжелобольному.
- На улицах города можно видеть и другие специальные машины. Вот панелевоз. Водитель везёт на нём панели для строительства. На чём стоят панели? Панели очень тяжёлые. Как их поставили на платформу? Верно, с помощью подъёмного крана.
- А такую машину вы видели? Это фургон для перевозки хлеба.
- Есть машины, в которых перевозят жидкие продукты. Вот по нашей улице едет машина с молоком. Как она называется? Молоковоз. В рыбный магазин возит рыбу машина с цистерной.
- Ребята, вы знаете, что наша улица чистая и красивая. Для того, чтобы она всегда была такой, её тщательно убирают и своевременно ремонтируют. Делают это машины. Вот машина – дворник. Рано утром она подъезжает к дому, забирает и увозит мусор. Машины – дворники работают не только летом, но и зимой. Во время снегопада эти машины сгребают своими большими лопатами снег с тротуара, а затем подъезжают машины – грузчики и вмиг перебрасывают снег в кузов машины – самосвала.
- Машины помогают и в строительстве. Вот водитель привёз на самосвале горячий асфальт, высыпал его на землю. Специальная машина разровняла его и покрыла улицу ровным черным слоем. Затем асфальт надо уплотнить. Это сделал специальный каток. На славу поработали люди с их машинами – помощниками. Мостовая получилась гладкой и прочной.
- А почему машины ездят по нашим улицам и не сталкиваются друг с другом? Все машины ездят по особым правилам: Правилам дорожного движения.
- Каждый водитель должен хорошо знать эти правила. За соблюдением правил следят работники ГИБДД.
- А нужно ли нам с вами знать правила дорожного движения? Нужно, так, как мы с вами тоже являемся участниками движения, но не водителями, а пешеходами.
4. Тема: Мы идём в школу.
Цель: расширить представления детей о назначении дороги, о правилах движения машин и пешеходов.
Оборудование: таблицы с изображением дороги, пешеходного перехода, тротуара.
Ход занятия.
Ранним утром в нашу школу
С ранцем книжек за спиной
Мы шагаем, не боимся,
Мы идём по мостовой.
Мы серьёзный и послушный,
И внимательный народ.
Мы дорогу переходим
Только там, где обозначен
(только так – и не иначе!)
Белой краской на асфальте
Полосатый переход.
- Вы стали учениками, и теперь каждый день вы идёте в школу. Кто может рассказать, как выглядит его путь?
- Вы заметили, что многие из вас переходят проезжую часть улицы. Так называется та часть дороги, по которой ездит транспорт. В городе много пешеходов и транспорта. Пешеходы – хозяева на тротуарах, транспорт – на дороге. Если те и другие соблюдают правила дорожного движения, то они не мешают друг другу. Водителей учат в специальной автошколе, где они изучают правила дорожного движения (ПДД) и дорожные знаки. А вот пешеходы начинают изучать правила движения по улицам с помощью своих родителей и в школе.
- Расскажите, пожалуйста, чему вас научили родители. что вы уже знаете как пешеходы? (Дети делятся своими знаниями: где ходят пешеходы и где двигается транспорт; как переходить проезжую часть по пешеходному переходу; как переходить дорогу, если пешеходного перехода нет; как светофор помогает перейти улицу).
Правила перехода улицы в местах, где нет светофора.
Посмотрите налево.
Если нет машин, дойдите до середины улицы.
Остановитесь и посмотрите направо.
Если нет машин, идите дальше.
- Прослушайте стихотворение Н. Сорокина.
Там, где шумный перекрёсток,
Где машин не сосчитать,
Перейти не так уж просто,
Если правила не знать.
Пусть запомнят твёрдо дети:
Верно поступает тот,
Кто лишь при зелёном свете
Через улицу идёт!
- Посмотрите на плакат и расскажите, как Котику пройти от дома до школы.
- Послушайте ещё одно стихотворение:
Возле площади затор –
Поломался светофор.
Загорелся жёлтый свет,
А зелёного всё нет…
- Попадали ли вы в такую ситуацию? Как должны поступать в данной ситуации пешеходы?
Заучивание слов:
Если свет зажёгся красный –
Значит двигаться опасно.
Жёлтый свет – предупрежденье:
Жди сигнала для движенья.
Свет зелёный говорит:
"Проходите, путь открыт!"
- Скажите, что нового вы узнали на сегодняшнем занятии.
Правила пешехода.
Обгонять идущих впереди следует слева, если тротуар узкий, надо попросить разрешения пройти.
Мальчик идёт слева от девочки или мамы.
при встрече дорогу уступает младший старшему, мужчина – женщине, при равных условиях – более вежливый человек.
5. Тема: "Мы знакомимся с дорожными знаками"
Цель: познакомить с дорожными знаками, которые необходимо знать пешеходам
Оборудование: плакаты, дорожные знаки.
Ход занятия.
- Сегодня мы с вами узнаем, что существуют специальные знаки для водителей и пешеходов, которые расположены вдоль дороги и показывают шофёру, куда можно ехать, как правильно повернуть, где можно обогнать другую машину, где остановиться. Пешеходам также необходимо знать основные правила дорожного движения и дорожные знаки: пешеходный переход, остановка трамвая, автобуса и троллейбуса. Давайте рассмотрим, как выглядят эти знаки? Опишите их. (Показ знаков детям)
- Многие из вас катаются на велосипеде. Для этого созданы специальные знаки: движение на велосипеде запрещено, велосипедная дорожка. (Показ знаков детям).
Город, в котором
С тобой мы живём,
Можно по праву сравнить с букварём.
Азбукой улиц,
Проспектов, дорог
Город даёт нам
Всё время урок.
Вот она азбука –
Над головой
Знаки развешаны
Вдоль мостовой.
Азбуку города
Помни всегда,
Чтоб не случилась
С тобою беда.
Медвежонок твёрдо знает,
Зайка наш не забывает,
Что идти через дорогу
Разрешается,
Что идти через дорогу полагается
Только там, где установлен
Голубой знак "Переход"
Помнить это должен твёрдо
Каждый пешеход.
6. Тема: "Мы – пассажиры"
Цель: познакомить с правилами поведения в транспорте.
Ход занятия.
- Общественные места – это места большого скопления людей. Назовите известные вам общественные места. (Школа, транспорт, магазин, театр, кинотеатр)
- Чтобы сохранить своё здоровье и безопасность свою и окружающих следует соблюдать правила поведения в общественных местах. Девизом нашего сегодняшнего урока могут стать строки стихотворения:
Я по городу иду,
Я в беду не попаду,
Потому что твёрдо знаю –
Правила я выполняю.
Что за правила такие?
Очень, в общем-то, простые –
С ними будет жизнь прекрасна
Весела и безопасна.
- Кто из вас часто ездит в троллейбусе, автобусе, трамвае?
- Какие правила пассажира необходимо соблюдать?
не отвлекайте водителя во время движения,
крепко держитесь за поручни,
не высовывайте руки и голову из окна,
не входите и не выходите, когда двери уже закрываются,
не мешайте другим входить в транспорт,
уступайте место старшим и тем, кому по каким-либо причинам трудно стоять,
выходя из транспорта, надо помочь тем, кто выходит позднее вас, - подать им руку,
При переходе улиц надо соблюдать ПДД.
Игра "Выбери правильный ответ"
Во время поездки в автобусе можно:
громко разговаривать,
петь песни,
требовать себе место на сиденье,
вставать на сиденье ногами,
уступать место старшим,
ставить на сиденье грязные ноги.
- Чтобы не создавать угрозу своему здоровью и здоровью окружающих в транспорте, надо соблюдать общепринятые правила поведения.
7. Тема: "Где можно играть"
Цель: закрепить понимание детей о безопасности при проведении подвижных игр на улице.
Оборудование: настольный перекрёсток, игрушки.
Ход занятия.
- Послушайте ситуацию и в "опасном" месте покажите красный цвет светофорика, и объясните, в чём опасность.
Братья играли в мяч на площадке у самой автострады. Мяч был прыгучий и лёгкий. Ребята били его об асфальт, катали, подбрасывали и не заметили, как выбежали на проезжую часть дороги.
- Сегодня мы с вами будем говорить о безопасности во время игр на улице. посмотрите, на наш перекрёсток и расскажите, кого из героев поджидает опасность и почему?
-Ах, забывчивый зайчонок,
Шаловливый медвежонок!
Что же это получается?
Сколько раз вам повторять,
Сколько раз напоминать,
Что на улице играть запрещается.
медвежонок наш и зайка
В мяч играют на лужайке,
Молодцы!
Они помнят, они знают:
На дороге в мяч играют
Только сорванцы.
Всем ребятам твёрдо знать
Полагается:
На дороге в мяч играть
Запрещается!
Мчит машина, мчит как ветер,
Погасить пожар спешит.
Вдруг зайчонок – пострелёнок,
Он на роликах как ветер
Ей наперерез летит.
До беды один лишь миг
…Но водитель тормозит.
А зайчонок – пострелёнок
На асфальт упал, дрожит,
А зайчонок – пострелёнок
Смотрит виновато…
Брать нельзя с него пример.
Правда же, ребята?
Ничего что у дороги
Наша снежная гора!
Мы на санках, на ледянках
Все с утра спешим сюда.
"Догоняй –ка, догоняй-ка!" –
Нам кричит хвастливый зайка.
Медвежонок с зайкой рядом
Лапой машет, очень рад он.
…Вдруг – автомашина мчит,
и гудит, гудит, гудит…
Испугались ребята, дрожат…
А машина всё приближается…
Обучить нам бы этих зверят,
У дороги играть запрещается!
- Какие правила поведения на улице вы запомнили?
не играть на проезжей части улицы,
переходить дорогу только в положенном месте и только на зелёный свет,
изучать правила дорожного движения.
8. Тема: "Мы учимся соблюдать правила дорожного движения"
Цель: закрепить у ребят знания правил уличного движения.
Оборудование: зал, где проходит игра, напоминает перекрёсток большого города, в центре которого светофор.
Ход занятия.
- Ребята! Вы, конечно, выучили правила уличного движения, сигналы светофора, а сегодня мы ещё раз повторим с вами всё, что вы знаете о правилах уличного движения.
У любого перекрёстка
Нас встречает светофор
И заводит очень просто
С пешеходом разговор:
Свет зелёный – проходи!
Жёлтый – лучше подожди.
Если свет зажёгся красный –
Значит, двигаться опасно!
Стой!
Пускай пройдёт трамвай.
Наберись
Терпения.
Изучай
И уважай
Правила движения.
Игра "Светофор"
В центре зала устанавливается светофор. Класс делится на две команды. Участникам игры надо быть очень внимательными. Когда ведущий зажигает зелёный свет, то ребята должны топать ногами, будто идут; когда горит жёлтый свет, то ребята должны хлопать в ладоши. При красном свете в зале должна быть тишина. (Перед началом игры обязательно провести репетицию, чтобы все поняли условия игры). Выигрывает та команда, игроки которой более внимательные.
Игра "Перейди улицу"
У ведущего два картонных кружка. Один оклеен зелёной бумагой с одной стороны и жёлтой – с другой. Второй – красной бумагой, а с обратной стороны - тоже жёлтой. Все игроки делятся на две команды. В зале проводятся две параллельные линии, одна от другой на расстоянии 7 – 10 шагов. Это "улица". Игроки становятся за одной чертой.
Условия игры.
Когда ведущий делает взмах зелёным кружком, играющие делают шаг вперёд, красным – шаг назад, жёлтым – остаются на месте. Ведущий чередует цвета. Если он взмахнул кружком один раз – надо сделать один шаг в ту или иную сторону, если два – два и т.д. Те, кто ошибается, выбывают из игры.
Побеждает команда, игрок которой первым перейдёт "улицу".
Беседа.
Как пешеход должен ходить по улице? (По тротуару, придерживаясь правой стороны)
Как должны ходить пешеходы при отсутствии тротуара? (По левой стороне обочины навстречу движению транспорта)
Где пешеходы могут переходить улицу? (На перекрёстках, где есть указатели "переход", по пешеходным дорожкам, нанесённым на мостовую белой или красной краской)
Как вы должны, ребята, переходить улицу, где перекрёсток не регулируется? (Сначала посмотреть налево, а дойдя до середины, посмотреть налево. Приближающийся транспорт надо пропустить. Улицу надо переходить прямо, а не наискосок)
Где нужно ожидать трамвай? (Ждать на тротуаре против остановки или на специально отмеченной площадке)
Почему нельзя появляться внезапно перед близко идущим транспортом? (Потому что шофёр не может резко затормозить, чтобы остановит машину)
Каким машинам разрешено ехать на красный свет? (Пожарной, "Скорой помощи", милиции, "Горгаз")
Где можно кататься на велосипедах? (По тротуару или по обочине, в парках, в садах ездить нельзя)
Что означает знак: жёлтый или белый круг с красной каймой, внутри которого изображён велосипед? (Такой знак предупреждает, что по этой улице ездить на велосипеде запрещено)
Сигналы регулировщика выполняет ведущий.
Здесь на посту, в любое время
Дежурный – ловкий постовой,
Он управляет сразу всеми,
Кто перед ним на мостовой.
Никто на свете так не может
Одним движением руки
Остановить поток прохожих
И пропустить грузовики.
- О каких сигналах регулировщика идёт речь?
Задание командам: выполнить эти сигналы.
- Когда милиционер – регулировщик обращен к приближающемуся транспорту и пешеходам грудью или спиной, то это положение соответствует красному сигналу светофора. При этом положении пешеходам и транспорту запрещается продолжать движение.
- Когда регулировщик обращён к движущемуся транспорту и пешеходам боком, с вытянутой рукой вдоль груди, то это положение соответствует зелёному сигналу светофора. При этом положении регулировщика разрешается движение транспорта и пешеходов через перекрёсток только прямо и поворот направо.
- Какие машины могут свободно проехать, если регулировщик поднял руку вверх (согнутая в локте)? (Машина "скорой помощи" и пожарная)
Игра "Это я, это я – это все мои друзья!"
- Сейчас я буду задавать вам вопросы, а вы, если согласны, дружно отвечайте: "Это я, это я – это все мои друзья!", а если не согласны – молчите.
Кто из вас в вагоне тесном
Уступает старшим место? ("Это я, это я – это все мои друзья!")
Кто из вас идёт на свет,
Говорящий "хода нет"?
Кто из вас идёт вперёд,
Только там, где переход? ("Это я, это я – это все мои друзья!")
Кто из вас, идя домой,
Держит путь по мостовой?
Кто же правила не зная,
Едет "зайцем" на трамвае?
Кто на скользкую дорогу
Выбегает в непогоду?
Знает кто, что свет зелёный
Означает: путь открыт,
А что жёлтый свет всегда нам
О вниманье говорит? ("Это я, это я – это все мои друзья!")
Игра "На старт!"
Две команды по 5 человек. Они встают по команде в затылок друг другу. Первым вручают самокат. На трассе "гонок" можно поставить по 2 – 3 дорожных знака. Выигрывает та команда, которая быстрее пройдёт трассу и не нарушит ПДД.
Игра "Подумай – отгадай!"
Сколько колёс у автомобиля: 2, 4, 6, 8?
Сколько человек могут ехать на одном велосипеде: 1, 2, 3?
9. Тема: "Правила движения для велосипедистов"
Общие требования к водителям велосипедов.
Согласно правилам дорожного движения (пункт 2.3) велосипед – немеханическое транспортное средство.
Велосипедист – один из самых активных участников движения, поэтому он должен твёрдо знать правила дорожного движения и неукоснительно выполнять их, руководствоваться сигналами светофора или регулировщика, линиями разметки проезжей части, подчиняться всем требованиям работников милиции, общественных автоинспекторов, дружинников.
Перед выездом необходимо проверить техническое состояние велосипеда. Особое внимание надо обратить на исправность тормозов, руля, седла, на состояние колёс и шин, проверить звуковой сигнал, осветительные приборы.
Велосипед должен иметь специальное снаряжение:
Звонок для подачи звукового сигнала; крепится на левой стороне рулевой трубы;
Переднюю фару с белым светом; устанавливается таким образом, чтобы свет от неё падал на проезжую часть на расстояние до 20 м от велосипеда, и включается в тёмное время суток, в условиях недостаточной видимости (туман, дождь, снегопад, в туннелях);
Задний фонарь и отражатель красного света, дающие возможность водителям, едущим сзади, своевременно увидеть велосипедиста и объехать его;
Зеркало заднего вида для наблюдения за дорогой позади; крепится на левой стороне руля шарниром;
Номерной знак на заднем щитке;
Путевой инструмент для устранения неисправности велосипеда в пути;
Велосипедный насос; крепится к раме на нижней, верхней или подседельной трубе.
Безопасность движения велосипедиста во многом зависит от того, как он одет. Одежда должна быть лёгкой, прочной, удобной, не стеснять движений. Такие же требования предъявляются и к обуви.
Правила езды на велосипеде.
По улицам городов и шоссейным дорогам на велосипеде разрешается ездить лишь с 14-летнего возраста.
Двигаться по крайней правой полосе в один ряд и как можно правее.
Велосипедист обязан хорошо знать устройство и постоянно поддерживать свою машину в хорошем техническом состоянии, особо надо проверять надёжность руля и тормозов.
В некоторых городах, чтобы получить право управлять велосипедом, надо сдать экзамены по правилам дорожного движения, получить номерной знак.
При движении по улице или шоссе велосипедисты не должны удаляться от тротуара или обочины далее чем на метр.
Запрещается ездить по двое или более в ряд.
Тротуары улиц, пешеходные дорожки бульваров, парков – не для велосипедистов!
Категорически запрещается:
Ездить на велосипеде, держась за руль одной рукой или "без рук".
Ехать под знаки 3.1 "Въезд воспрещён", 3.2 "Движение запрещено", 3.9 "Движение на велосипедах запрещено", 4.4 "Движение легковых автомобилей", 5.1 "Автомагистраль", 5.3 "Дорога для автомобилей".
Цепляться за проезжающий мимо транспорт.
Катать на одноместном велосипеде взрослых или детей.
Перевозить предметы, которые мешают управлению или выступают более, чем на полметра в длину или ширину.
Велосипедистам разрешается:
Поворачивать налево или разворачиваться на улицах и шоссейных дорогах лишь на перекрёстках и только с той улицы, по которой проезд автомобиля разрешён не более чем в один ряд для одного или каждого направления (трамвайный путь считается как ряд движения).
При необходимости поворота на более широкой (многорядовой) улице, а также для разворота в обратном направлении на перегонах улиц надо сойти с велосипеда, повернуть или развернуться, ведя велосипед рядом с собой, соблюдая правила движения для пешеходов.
Проезжая перекрёсток в городе или на шоссе, велосипедист сначала пропускает поворачивающий налево или направо транспорт, а затем продолжает следование дальше или делает поворот, причём только направо.
На шоссе и загородных дорогах поворот налево и разворот на перегонах велосипедисту запрещены.
При необходимости повернуть налево или развернуться следует сойти с велосипеда в наиболее безопасном месте и вести велосипед рядом с собой.
Если на дороге есть специальная "велосипедная дорожка", за её пределы заезжать нельзя.
Велосипедист обязан прекрасно знать дорожные знаки, подчиняться сигналам светофора, постового-регулировщика.
На регулируемых перекрестках велосипедисты должны подчиняться сигналам специальных велосипедных светофоров или сигналам обычных транспортных светофоров. Сигнализировать о повороте нужно следующим образом: вытянуть прямую руку в сторону поворота или вытянуть согнутую в локте руку в сторону, противоположную направлению поворота. Намерение остановиться сигнализируется поднятием любой руки прямо вверх.
Один их дорожных знаков – круг с красной каймой, в центре которого на белом или жёлтом фоне изображён велосипед, - запрещает движение на велосипеде по улице или шоссе. Здесь надо сойти с велосипеда и вести его рядом с собой у кромки тротуара.
Дорожный знак круглой формы, где на синем поле изображён белый велосипед, означает начало велосипедной дорожки.
Знак "Движение на велосипедах запрещено" применяется для запрещения движения в тех случаях, когда они создают помехи для других транспортных средств, а кроме того, и сами подвергаются опасности. Такое ограничение вводится прежде всего на дорогах с очень интенсивным движением, а также на городских улицах, где проходят маршрутные автобусы и троллейбусы. В этом случае, кроме того, что все обгоняют велосипедистов, им самим приходится объезжать стоящие на остановках автобусы и троллейбусы.
10. Тема: "Для всех без исключения есть правила движения"
- Дорогие ребята! Наверное, все вы заметили, что с каждым годом на наших улицах становится всё больше и больше автомобилей. Одни из них мчат пассажиров, другие везут важные для жителей грузы. и, без сомнения, увеличение потока транспортных средств требует ещё большей осторожности со стороны пешеходов. Мы с вами знакомы с правилами дорожного движения, но насколько правильно мы их соблюдаем? Не перебегаем ли улицы в неположенных местах? Не спешим ли перейти дорогу, когда зелёный свет светофора уже погас и загорелся жёлтый?.. Мы, как впрочем, и некоторые из водителей, пытаемся сэкономить секунды нашей быстротечной, суетливой жизни. Но помним ли мы при этом, что здесь, около шумной дороги, порой доля секунды отделяет жизнь от смерти, здоровье от инвалидности.
- Сегодня мы повторим ПДД. Пусть это будет в игре, но давайте помнить:
Если правила движенья
Выполняют все вокруг,
Будут живы, будут целы
Я и ты, мой юный друг.
Всем на свете,
Всем на свете
Эти правила нужны.
Помнить взрослые и дети
Эти правила должны!
Аукцион загадок об участниках дорожного движения.
Чтоб тебе помочь
Путь пройти опасный,
Горит и день и ночь –
Зеленый, желтый, красный. (Светофор)
Не летает, не жужжит,
Жук по улице бежит.
И горят в глазах жука
Два блестящих огонька. (Автомобиль)
Спозаранку за окошком
Стук, и звон, и кутерьма.
По прямым стальным дорожкам
Ходят красные дома. (Трамвай)
Я по городу иду,
Я в беду не попаду,
Потому что твёрдо знаю –
Правила я выполняю. (Пешеход)
Место есть для перехода,
Это знают пешеходы.
Нам его разлиновали,
Где ходить – всем указали. (Пешеходный переход)
Дом по улице идёт,
На работу всех везёт.
Не на курьих тонких ножках
А в резиновых сапожках. (Автобус, маршрутное такси)
Две пары ног на мостовой,
Две пары рук над головой. (Троллейбус)
Пьёт бензин как молоко,
Может бегать далеко,
Возит грузы и людей
Будь внимателен при ней. (Машина)
Посмотри силач какой:
На ходу одной рукой
Останавливать привык
Пятитонный грузовик. (Регулировщик)
В два ряда дома стоят –
10, 20, 100 подряд.
И квадратными глазами
Друг на друга все глядят. (Улица)
Игра "Доскажи словечко"
Надя с Таней ходят парой.
Где идут? … (по тротуару).
Старшим место уступай,
Если ты зашёл в… (трамвай).
Хоккей – на льду игра зимой,
Но не играй на … (мостовой).
Должен помнить пешеход
Про подземный … (переход).
С площадей и перекрёстков
На меня глядит в упор
С виду грозный и серьёзный
Долговязый … (светофор).
Вот здесь стоит на мостовой
Регулировщик - … (постовой),
Висит трехглазый … (светофор),
И знает правила … (шофёр).
По дороге едут ноги
И бегут два колеса
У загадки есть ответ:
Это мой … (велосипед).
Ученик:
По городу, по улице
Не ходят просто так:
Когда не знаешь правило,
Легко попасть впросак.
Всё время будь внимательным
И помни наперёд:
Свои имеют правила
Шофёр и пешеход.
Дополни фразу в рифму:
Тише едешь – дальше … (будешь)
Знайте правила движенья, как … (таблицу умноженья)
Разгадайте кроссворд.
По горизонтали:
Загородная автомобильная дорога. (Шоссе)
Дом чудесный - бегунок
На своей восьмёрке ног.
День-деньской в дороге:
Бегает аллейкой
По стальным двум змейкам. (Трамвай)
Мчит от самого порога
К городам другим … (Дорога)
4. Если будем торопиться,
Очень нам оно сгодится.
Знак зелёный загорится –
Значит можно нам садиться. (Такси)
По вертикали:
Водитель наземного транспорта. (Шофёр)
Фонарь с красными, зелёными и жёлтыми стёклами для регулирования движения на улицах и дорогах. (Светофор)
Законы дорожного движения. (Правила)
Многоместный наземный вид транспорта для перевозки пассажиров. (Автобус)
Разгадайте ребус.
- Что вы можете рассказать о правилах перехода перекрёстков?
- Хорошо, когда правила не нарушаются ни пешеходами, ни водителями. Тогда не случается дорожно-транспортных происшествий. Тогда все живы и здоровы. Но, к сожалению, есть люди, которые считают, что правила вовсе не обязательно соблюдать. О таком пешеходе написал стихотворение О. Бедарев:
Идёт по улице один
Довольно странный гражданин.
Ему дают благой совет:
- На светофоре красный свет.
Для перехода нет пути.
Сейчас никак нельзя идти!
- Мне наплевать на красный свет! –
Промолвил гражданин в ответ.
Он через улицу идёт
Не там, где надпись "Переход",
Бросая грубо на ходу:
- Где захочу, там перейду!
Шофёр глядит во все глаза:
Разиня впереди.
Нажми скорей на тормоза –
Разиню пощади!...
А вдруг бы заявил шофёр:
"Мне наплевать на светофор!" –
И как попало ездить ста?
Ушёл бы постовой с поста?
Трамвай бы ехал, как хотел?
Ходил бы каждый, как умел?
Да… Там где улица была,
Где ты ходить привык,
Невероятные дела
Произошли бы в миг!
Сигналы, крики, то и знай:
Машина – прямо на трамвай,
Трамвай наехал на машину,
Машина врезалась в витрину…
Но нет: стоит на мостовой
Регулировщик – постовой,
Висит трёхглазый светофор,
И знает правила шофёр.
- Правила нужно соблюдать. И нам тоже их нужно твёрдо знать. Давайте поиграем в игру.
Игра "Запрещается - разрешается"
И проспекты, и бульвары –
Всюду улицы шумны,
Проходи по тротуару
Только с правой стороны!
Тут шалить, мешать народу - … (за – пре – ща – ет - ся!)
Быть примерным пешеходом - … (раз – ре – ша – ет – ся!)
Если едешь ты в трамвае
И вокруг тебя народ,
Не толкаясь, не зевая
Проходи скорей вперёд.
Ехать "зайцем", как известно …(за – пре – ща – ет - ся!)
Уступать старушке место …(раз – ре – ша – ет – ся!)
Если ты гуляешь просто,
Всё равно вперёд гляди,
Через шумный перекрёсток
Осторожно проходи.
Переход при красном свете - …(за – пре – ща – ет - ся!)
При зелёном даже детям…(раз – ре – ша – ет – ся!)