Классный час по ПДД
Тема: «Азбука безопасности на дороге»
Цели: повторить с обучающимися правила дорожного движения, сигналы светофора, знакомить с дорожными знаками, формировать навыки правильного и безопасного поведения на улице и дороге; расширить знания обучающихся по безопасности движения; воспитывать интерес и уважение к общему закону дорог и улиц; развивать внимание, активность, дисциплинированность, ответственность.
Ожидаемый результат:
каждый обучающийся:
- понимает, для чего нужны правила дорожного движения;
- умеет объяснить, опираясь на правила дорожного движения, сконструированные дорожные ситуации;
- запоминает и узнает дорожные знаки, ориентируется в основных понятиях.
Оборудование: презентация, сигналы светофора (красный, желтый, зеленый), дорожные знаки, индивидуальные карточки.
Ход классного часа:
(слайд №1)
1. Организационный момент.
Учитель: (слайд 2)
Город, в котором
С тобой мы живем,
Можно по праву сравнить с Букварем.
Азбукой улиц,
Проспектов, дорог,
Город дает нам все время урок.
Вот она, азбука,-
Над головой:
Знаки развешаны вдоль мостовой.
(на доске вывешены рисунки дорожных знаков и светофор)
- Ребята, что такое азбука? Для чего человеку азбука?
- А вот сегодня мы с вами поговорим об азбуке безопасности на дороге.
- Как вы думаете, что же это за азбука и для чего она человеку?
(правила дорожного движения необходимы для того, чтобы не подвергать свою жизнь опасности и не мешать движению транспорта)
- Ребята, а кто главный среди этих знаков? (Слайд 3)
- Правильно, конечно же – светофор! Вот какой он важный и серьёзный. Этот помощник пришёл к нам на классный час не просто так, он будет строго следить за нашей с вами работой! Мы повторим правила поведения на дороге, познакомимся с дорожными знаками, повторим сигналами светофора. А в конце классного часа вы станете участниками викторины, чтобы верно ответить на ее вопросы, будьте внимательными. И так, начинаем изучать Азбуку безопасности поведения на дороге.
- А кто-то знает, когда и где появились первые правила дорожного движения?
- Оказывается, это было давным-давно, а расскажет нам об этом тетушка Сова.
- Дети, вы должны, внимательно просмотреть видео и затем ответить на мои вопросы.
(просмотр видео)
- Что вы нового узнали из истории правил дорожного движения? (Фронтально).
1. Что случилось с Яшей? (бежал через дорогу «сломя голову» и чуть не попал под машину). А что же значит «сломя голову» (очень быстро и невнимательно).
2. Для чего римляне ввели левостороннее движение? (чтобы правая рука с оружием была свободна).
3. При каком императоре в России было принято разъезжаться, держась правой стороны? (при Петре Великом).
4. Как называли первые автомобили? (самоходные повозки).
5. Для чего перед машиной бежал мальчик с очень громкими криками? (он оповещал, что едем машина).
6. Какого цвета изначально был жезл у регулировщика? (белый). А почему со временем стал полосатым? (так заметнее).
7. Когда изобрели первый светофор? (в начале XX века, электрический и у него было только два цвета – красный и зелёный).
8. А что же было в 1953 году? (первая разметка, обозначающая «пешеходный переход» и назвали её «зебра»).
9. Почему назвали разметку «зебра»? (полосатая).
10. Мы посмотрели с вами сюжет про то, рак развивалась «азбука дорожного движения». Скажите, какая же она сейчас эта азбука, что в неё входит? (Дорожные знаки, светофор, регулировщик, дорожная разметка, мостовая, тротуар, правила ДД для водителей и пешеходов).
- А какие профессии мы можем назвать из этой азбуки дорожной безопасности?
(регулировщик, ДПС, инженеры, водитель)
- А сейчас мы немножко отдохнём и послушаем, что расскажут нам ученики о ПДД.
(индивидуальные задания заранее получили учащиеся класса)
1-ый ребёнок.
Везде и всюду правила
Их надо знать всегда!
Без них не выйдут в плаванье
Из гавани суда.
2-ой ребёнок.
Выходит в рейс по правилам
Полярник и пилот.
Свои имеют правила
Шофёр и пешеход.
3-ий ребёнок.
По городу, по улице
Не ходят просто так!
Когда не знаешь правила –
Легко попасть впросак.
4-ый ребёнок.
Всё время будь внимательным!
И помни на перёд:
Свои имеют правила
Шофёр и пешеход!
5-ый ребёнок.
Асфальтом улицы мостятся,
Автомобили быстро мчатся,
Бурлит в движенье мостовая,
Бегут авто, спешат трамваи.
Все будьте правилу верны –
Держитесь правой стороны.
6-ой ребёнок.
Должен помнить пешеход:
Перекресток – переход
Есть сигналы светофора,
Подчиняйся им без спора.
Желтый свет – предупрежденье!
Жди сигнала для движенья.
Зеленый свет открыл дорогу:
Переходить ребята могут.
Иди вперед! Порядок знаешь,
На мостовой не пострадаешь.
Красный свет нам говорит!
Стой! Опасно! Путь закрыт.
7-ой ребёнок.
Ученик, садясь в трамвай,
Старшим место уступай.
Футбол хорошая игра.
На стадионе, детвора.
Хоккей – игра на льду зимой,
Но не играй на мостовой.
Юные граждане, Тани и Пети,
Твердо запомните правила эти.
8-ой ученик:
Делаем ребятам предостережение:
Выучите срочно правила движения!
Чтоб не волновались каждый день родители,
Чтоб спокойны были за рулем водители.
- Вы запомнили правила, о которых вам рассказали ребята?
Попробуйте в парах дополнить предложения:
По дороге нужно идти по (левой правой) стороне.
Для транспорта – (мостовая, тротуар), для пешеходов – (мостовая, тротуар).
При переходе улицы сначала посмотри - (налево, направо), а потом - (налево, направо).
Играть можно только (во дворе, на мостовой).
Пешеходам можно переходить дорогу только на (красный, жёлтый, зелёный) свет светофора.
- Проверим, как вы справились с данным заданием (спрашивает ответы у нескольких пар, ответы на экране) (Слайд 4)
- А кто еще наш помощник на дороге, вы узнаете, отгадав загадки:
Загадки: (Слайд 5)
Он имеет по три глаза,
По три с каждой стороны.
И хотя еще ни разу
Не смотрел он всеми сразу –
Все глаза ему нужны.
Он висит тут с давних пор.
И на всех глядит в упор.
Что же это? … (Светофор)
Он и вежливый, и старый,
И известен на весь мир,
Он на улице широкой
Самый главный командир.
Все его, конечно, знают,
Да и как его не знать!
Все отлично понимают
Все, что хочет он сказать.
- Давайте представим, что отправляемся в поездку на автобусе.
- Что обязательно есть у каждого автобуса? (маршрут и номер).
- Нам тоже нужно назвать наши автобусы. Поищите внимательно, где же написано, на каком автобусе вы едите?
(разделить на команды: «Светофорики», «Пешеходики»)
- А вы знаете сигналы светофора?
- Каждой команде необходимо собрать картинку и прочитать, что же на ней написано?
(Игра: «Собери картинку») (Слайд 6)
- А сейчас, ребята, я предлагаю поиграть. Я буду показывать сигналы светофора. Если красный – вы стоите на месте, желтый – хлопаете в ладоши, зеленый – ходьба на месте. И так, внимание!
(учитель показывает карточки с цветами сигналов светофора в произвольном порядке)
- А почему светофор называется светофором?
Это слово стоит из двух частей: “свет” и “фор”. “Свет” – это всем понятно. А “фор”? “Фор” произошло от греческого слова “форос”, что означает “несущий” или “носитель”. А все вместе, светофор – значит “носитель света”, “несущий свет”. Он и, верно, несет свет 3-х цветов: желтого, зеленого и красного.
- Кроме светофора к средствам регулирования дорожного движения относятся дорожные знаки.
Некоторые из них вам уже знакомы, а другие мы увидим сейчас. У каждого знака свое назначение. Постарайтесь их запомнить.
- Учитель читает стихи. Обучающиеся внимательно их слушают и находят соответствующий дорожный знак.
1. Знак “Дети”: (Слайд 7)
Я хочу спросить про знак.
Нарисован знак вот так:
В треугольнике ребята
Со всех ног бегут куда - то.
2. Знак “Движение пешеходов запрещено”: (Слайд 8)
Если ты поставил ногу На проезжую дорогу,
Обрати внимание, друг: Знак дорожный – красный круг,
Человек, идущий в черном,
Красной черточкой зачеркнут.
И дорога вроде, но Здесь ходить запрещено.
3. Знак “Велосипедная дорожка”: (Слайд 9)
Шли из школы мы домой,
Видим – знак над мостовой.
Круг, внутри – велосипед,
Ничего другого нет.
4 Знак “Пешеходный переход”: (Слайд 10)
Пешеход, пешеход!
Помни ты про переход!
Он наземный,
Похожий на зебру.
Знай, что только переход
От машин тебя спасет.
5 Знак “Телефон”: (Слайд 11)
Что мне делать? Как мне быть?
Нужно срочно позвонить!
Должен знать и ты, и он,
В этом месте…
6 Знак “Пешеходная дорожка”: (Слайд 12)
В голубом иду я круге
И понятно всей округе,
Если вдуматься немножко – …
7 Знак “Пункт питания”: (Слайд 13)
Путь не близок на беду
Ты не взял с собой еду
Вас спасёт от голоданья
Знак дорожный пункт…
Подведение итогов работы.
- Вы запомнили, что означает каждый знак?
Учитель:
- Наш урок подходит к концу.
- Вы узнали что-то новое на нашем занятии?
- Нужно ли нам знать правила и знаки дорожного движения?
Викторина для самых внимательных учащихся (Слайд 14)
Если вы поступаете согласно правилам дорожного движения, то дружно отвечайте: «Это я, это я, это все мои друзья!». А если нет – молчите.
Кто из вас идёт вперёд, только там, где переход?
Кто летит вперёд так скоро, что не видит светофора?
Знает кто, что свет зелёный, означает – путь открыт,
А что жёлтый свет всегда нам о внимании говорит?
Знает кто, что красный свет говорит – дороги нет?
Кто из вас идя домой, держит путь по мостовой?
Кто из вас в вагоне тесном уступил старушке место?
Эмоциональный итог занятия подводит учитель:
- Молодцы, ребята, вы сегодня отлично поработали, справились с большинством вопросов викторины.
- Чтоб не оказаться в опасности на дороге, нужно знать и знаки светофора, и правила дорожного движения.
Я надеюсь, что вы подружились с правилами дорожного движения, с дорожными знаками, и дороги для вас станут с этими знаниями безопасными.
А для тех, кто иногда, а кто и часто, бывает невнимательным пешеходом, мы приготовили памятки. Пусть они научат вас правилам дорожного движения.
Выйдя из дома или из школы на улицу, помни:
Надо быть всегда примером в соблюдении правил уличного движения и требуй это от своих товарищей.
Переходи улицу по пешеходным дорожкам и только на зеленый сигнал светофора, а там, где его нет, при отсутствии близ идущего транспорта.
Не выбегай внезапно на дорогу из-за стоящего транспорта, т.к. он закрывает видимость, и ты можешь попасть под другую машину.
Ожидая автобус, троллейбус или трамвай, стой на тротуаре или посадочной площадке.
Не выезжай на велосипеде на улицу, если не выучил правила движения и, тем более, если тебе нет 14 лет.
Помни о малышах. Появившись на улице, они затевают опасные игры на мостовой. Чтобы сохранить им жизнь и здоровье, уведи их с проезжей части дороги.
14. Рефлексия проведенного занятия.
Вам понравилось занятие?
- Учитель предлагает, используя цвета светофора (красный и зелёный), лежащие на столе у каждого обучающегося, оценить работу на занятии.
- Дети, а почему у нашего светофора к концу классного часа такое отличное и веселое настроение, он горит не красным, а зелёным светом. Что же случилось?
- Дети, нашему гостю пора в путь! У него ещё много важных дел!
- Давайте посмотрим, какое напутствие он даёт нам перед уходом!
(Слайд 15)
Учитель предлагает домашнее задание: выучить памятку по ПДД.