СОДЕРЖАНИЕ
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ..................................................................................……....3
II. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ...........................................................................................................4
III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ)…………..4
IV. ТРЕБОВАНИЯ К ПЛАНИРУЕМЫМ РЕЗУЛЬТАТАМ ...................................................5
V. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ ................................................................................................5
VI. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ................................................6
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа клуба предназначена для учащихся 5-11 классов общеобразовательных школ и учреждений дополнительного образования, проявляющих интерес к изучению истории и культуры народов Донбасса. Программа рассчитана на 5 лет. Рабочая программа составлена на основании учебного плана МОУ «Новоамвросиевская школа» на 2020-2021 уг. года.
В условиях нового учебного плана единство урочной и внеурочной работы с учащимися приобретает особое значение. Внеурочная работа позволяет расширить активный словарный запас школьников, поддерживать интерес к изучению истории развития Донбасса, воспитывать толерантность, патриотизм и интернационализм. Задача учителя – организовать внеклассную работу так, чтобы она заинтересовала ребят, увлекла их.
Работа клуба «Международный простор» строится на принципах добровольности, активности и интереса учащихся. Вместе с тем основная роль в организации работы принадлежит учителю.
Тематика клуба отражает одну большую тему: «Мы разные, но мы едины». Так как КИД призван активно содействовать интернациональному воспитанию учащихся, одним из основных направлений клуба является общение со сверстниками разных национальностей, изучение их культуры. Молодому человеку, вступающему в жизнь, необходимо хорошо знать условия жизни и развития, круг проблем, традиции, обычаи всех народов нашей страны. Поэтому в основе данного курса заложен принцип терпимости, направленный на раскрытие и объяснение специфических черт всех народов Донбасса, образов жизни, истории и культуры средствами русского языка и данных, полученных со слов сверстников.
Для расширения кругозора и эрудиции учащихся в программе клуба заложена возможность активизировать умственную деятельность путем проведения различных соревнований, викторин, конкурсов и участия в коммуникационных проектах.
У обучающихся формируется умение участвовать в различных мероприятиях, способствующих пониманию национально-культурных особенностей народов Донбасса и воспитывающих уважение к ним.
В программе кратко описаны цели и задачи работы клуба. Определена тематика занятий, описано содержание и формы работы. Также даны некоторые методические указания по формам работы КИДа.
На основе определенных задач и ориентируясь на предполагаемый конечный результат, в программе определены тактические шаги по реализации представленного содержания клуба в виде нескольких этапов:
Подбор материала для занятий КИДа.
Изучение краеведческого материала Донбасса.
Участие в коммуникационных викторинах.
Конечный результат планируется следующий:
Организация КИДа в школе.
Знание школьниками краеведческого материала Донбасса.
Презентация проектов учащихся.
Участие в городских и республиканских мероприятиях.
Цели и задачи клуба
Основной целью работы клуба КИД является содействие формированию общественно-политической активности учащихся, приобщению их к патриотическим и интернациональным традициям народов Донбасса и способностей формирования толерантности по отношению к жизни сверстников разных национальностей и конфессий.
В этой связи комплексная цель, направленная на воспитание, образование и развитие личности учащихся конкретизируется в данном курсе кружковой работы следующим образом:
Развитие познавательных интересов учащихся в области краеведения и интереса к жизни сверстников различных национальностей.
Привлечение школьников к изучению детского и юношеского движения, к участию в интернациональных акциях солидарности.
Установление дружеских связей с учащимися других школ района и края путем участия в различных мероприятиях и переписке.
Подготовка учащихся к участию в межкультурном общении.
Расширение краеведческого кругозора учащихся и их общей эрудиции.
Воспитание толерантности по отношению к своим сверстникам.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
КИД организует среди школьников изучение и пропаганду:
истории Донбасса;
деятельности детских и юношеских организаций школ Донбасса;
истории, культуры и искусства народов Донбасса;
КИД организует:
участие учащихся в коммуникационных викторинах;
участие школьников в различных интернациональных акциях.
деятельности КИДа используются следующие формы работы:
проведение очных и заочных путешествий по нашему краю;
проведение лекций, бесед, устных журналов, викторин и конкурсов по краеведческому материалу;
работа с компьютером, организация переписки;
сбор материала;
оформление альбомов и выпуск газет;
проектная работа.
Тематика КИДа
Заочные путешествия.
Их проведение предполагает разработку маршрутов, заданий с целью более глубокого изучения истории, географии, культуры и искусства нашего края. Вот некоторые конкретные задания: «познакомиться с историей Донбасса, с периодом гражданской и отечественной войны, с героями войны и труда, с развитием промышленности, сельского хозяйства, науки, культуры, с историческими достопримечательностями, традициями, обычаями народов Донбасса».
Переписка по электронной почте.
Это направление предполагает знание особенностей написания личного и официального письма, правил его оформления, правильного написания адреса, обращения, выражения мыслей, умение задавать вопросы и отвечать на полученные письма и вопросы в них, умение закончить письмо. Необходимо знание компьютера, умение набирать тексты, форматировать его, сохранять, делать исправления и отправлять по электронной почте. Умение работать с полученной информацией из писем и информацией из интернета.
Недели дружбы.
Для лучшей подготовки недели целесообразно создать инициативную группу из учащихся и учителей. Эта группа разрабатывает план подготовки и проведения недели, определяет задания по темам (или классам): подготовить информацию, беседы, лекции, викторины, радиопередачи, номера художественной самодеятельности, оформить уголки, сделать подборку наглядного материала, обеспечить оформление классов, приглашение гостей и интересных людей.
Формы и методы работы.
Организация работы клуба предполагает занятия по 1 часу в неделю.
Диагностика.
Планируем повышение воспитанности учащихся, повышение терпимости ко всем народам и национальностям нашего края, использование краеведческого материала на уроках, а также участие школьников в коммуникационных проектах.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Название тем и разделов | Общее Кол - во часов |
|
|
| |
Вводное занятие. День знакомства | 1 |
|
Раздел 1 Человек в социальном измерении. Социальные отношения | 11 |
|
Раздел 2. Великобритания | 5 |
|
Раздел 3. Германия | 4 |
|
Раздел 4. Мое Отечество | 7 |
|
Раздел 5. Человек среди людей | 7 |
|
ТРЕБОВАНИЯ К ПЛАНИРУЕМЫМ РЕЗУЛЬТАТАМ
Ожидаемые результаты
К концу обучения учащиеся должны
Знать:
историю, культуру и искусство народов стран изучаемых языков;
правила оформления и написания разных видов писем;
основные правила работы на ПК;
Уметь:
вести переписку с зарубежными школьниками по почте и электронной почте;
работать с компьютером в сети Интернет;
участвовать в различных интернациональных проектах;
создавать проекты по истории, культуре Донбасса и стран, изучаемых языков;
проводить общешкольные мероприятия
Содержание и формы работы.
КИД организует среди школьников изучение и пропаганду:
истории нашего края;
деятельности детских и юношеских организаций зарубежных стран;
истории, культуры и искусства народов разных стран.
КИД организует:
переписку с зарубежными школьниками по электронной почте
изучение работы с компьютером в сети Интернет;
изучение правил оформления и написания разных видов писем;
участие учащихся в коммуникационных викторинах;
участие школьников в различных интернациональных акциях.
В деятельности КИДа используются следующие формы работы:
проведение очных и заочных путешествий по нашему краю;
проведение заочных путешествий по зарубежным странам;
проведение лекций, бесед, устных журналов, викторин и конкурсов по страноведческому материалу;
работа с компьютером, организация переписки по электронной почте;
оформление альбомов и выпуск газет;
организация встреч с ветеранами КИДа «Международный простор»;
встречи с представителями зарубежных стран;
встречи с людьми, побывавшими в разных странах;
проведение праздничных вечеров.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Донбасс и Россия – неразрывная связь // http://10svodok.su/888-donbass-i-rossiya-8722- nerazryvnaya-svyaz.html
Донбасс в годы Великой Отечественной войны 1941-1945. Известные и неизвестные страницы истории. – Донецк : АОЗТ «Издательство «Донбасс», 2008. – 432 с.
Н.А. Дьякова. Проблемы возникновения пограничных и территориальных конфликтов на постсоветском пространстве / Н.А.Дьякова. // http://www.iskran.ru/russ/works98/dyakova.html
А.С. Бабенков. Как это было: (воспоминания и размышления): с любовью о Донецке / А.С. Бабенков. – Донецк: Донбасс, 2003. – 128 с.
Война глазами детей. Воспоминания / Сост. О.А. Гладнева. – Донецк: Апекс, 2008. – 252 с.
А. Лукьянченко. – Донецк: Донбасс, 2003. - 294 с.
Донбасс многоликий и вечный: Исторические зарисовки / авт. – сост. Е. Ю. Ясенов. – Донецк: ЛАНДОН-ХХІ, 2012. – 272 с.
Интернет-ресурсы.
Интернет Донбасс // http://region.dn.ua/pages/donetsk/donobl/history.html
http://www.kuljturastran.ru/
http://fishki.net/1578066-interesnye-obychai-raznyh-stran-i-narodov.html
http://www.life-in-travels.ru/books-about-travel/
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п\п | Название раздела, темы занятия | Дата проведения | Примечания | |
По плану | По факту | |||
1 | Вводное занятие. День знакомства |
|
|
|
РАЗДЕЛ 1. ЧЕЛОВЕК В СОЦИАЛЬНОМ ИЗМЕРЕНИИ. СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ (11 ЧАСОВ) | ||||
2 | Сила Донбасса в единстве народов |
|
|
|
3 | День доброго сердца |
|
|
|
4 | Один за всех и все за одного |
|
|
|
5 | Терроризм и его история |
|
|
|
6 | Права человека |
|
|
|
7 | Культура и литература народов мира. |
|
|
|
8 | Мы с одного земного шара и шар земной у нас один! |
|
|
|
9 | Человек и толерантность |
|
|
|
10 | Детские и молодёжные организации. |
|
|
|
11 | Движения и проекты в контексте интернационального сотрудничества |
|
|
|
12 | Волшебные моменты со всего мира |
|
|
|
РАЗДЕЛ 2. ВЕЛИКОБРИТАНИЯ (5 ЧАСА) | ||||
13 | Какая же ты, Англия? |
|
|
|
14 | Праздники Британии. Хэллоуин. История праздника. |
|
|
|
15 |
Неделя английских традиций |
|
|
|
16 | Читаем сказки «Алиса в стране чудес» |
|
|
|
17 | Просмотр мультфильмов . Мой любимый американский мультгерой, его характеристика. |
|
|
|
РАЗДЕЛ 3. ГЕРМАНИЯ (4 ЧАСА) | ||||
18 |
Какая же ты, Германия? |
|
|
|
19 | Конкурс проектов «Достопримечательности Германии» |
|
|
|
20 | Праздники Германии. |
|
|
|
21 | Информационно – деловая игра «Что я знаю о Германии» |
|
|
|
РАЗДЕЛ 4. МОЕ ОТЕЧЕСТВО (7 ЧАСОВ) | ||||
22 | История родного края: традиции и обычаи. |
|
|
|
23 |
Конкурс проектов «Мой родной край» |
|
|
|
24 |
Замечательные места Донбасса. |
|
|
|
25 | Наше Наследие – наше будущее! |
|
|
|
26 | День памяти. Участие представителей разный наций в одной войне. |
|
|
|
27 |
|
|
|
|
28 | Круглый стол « Традиции народов нашей школы» |
|
|
|
29 | Диспут «Происхождение имён разных народов» |
|
|
|
РАЗДЕЛ 4. ЧЕЛОВЕК СРЕДИ ЛЮДЕЙ (7 ЧАСОВ) | ||||
30 | Ищем друзей по переписке. Правила оформления письма. |
|
|
|
31 |
Учимся писать e-mail письма. |
|
|
|
32 | Посылаем письма. Конкурс на лучшее письмо. |
|
|
|
33 | Выпуск информационных бюллетеней «Разные народы – одна общая Земля» |
|
|
|
34 | Урок ролевая игра |
|
|
|
35 | Итоговое заседание клуба |
|
|
|
7