Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №17 им.И.П. Склярова»
РАЗРАБОТКА УРОКА
ПО ФИЗИКЕ В 7 КЛАССЕ
АРХИМЕДОВА СИЛА
Разработала и провела:
учитель 2 категории
Власова Т.Б.
2011-2012 уч.г.
Цель урока: изучить закон Архимеда.
Задачи:
Образовательные: продолжить формирование понятия давления жидкости на погружённое в него тела и изучение закона Архимеда; показать на примере однородных и разнородных жидкостей зависимость выталкивающей силы от плотности жидкостей и объёма тела, и независимость от плотности тела;
Воспитательные: воспитание аккуратности, бережного отношения к оборудованию кабинета, умения слушать и быть услышанным;
Развивающие: формировать интеллектуальные умения анализировать, сравнивать, находить примеры возникновения выталкивающей силы в быту, технике, природе, развивать навыки самостоятельной работы с дополнительной литературой.
Оборудование: мультимедийная установка, оборудования для выполнения
заданий каждой группой.
План урока:
Этап урока | Время |
1.Организационный момент | 1мин |
2.Актуализация знаний | 4мин |
3.Изучение новой темы | 15мин |
4.Физпауза | 1мин |
5.Закрепление полученных знаний | 22мин |
7.Подведение итогов | 1мин |
8.Домашнее задание | 1мин |
Ход урока.
Этап урока | Демонстрации | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I.Орган. момент. | | Приветствие учеников, сообщение цели урока. | Приветствие учителя. |
II.Актуализация знаний: 2)Фронт. опрос | 1)Слайд 1. | Осуществляет контроль. 1)Почему вес в воде меньше веса тела в воздухе? 2)Чему равна выталкивающая сила? 3)Как ещё можно найти выталкивающую силу? | Объясняют опыт и выводы, вытекающие из него. Отвечают на вопросы. |
III.Изучение новой темы. 1.Работа в группах. 2.Физпауза. 3.Вывод формулы архимедовой силы. | Слайд 2 Работают в группах (задания для групп в приложении).
Слайд 3,4 Видеофрагмент. Слайд 5 | Выталкивающую силу по-другому называют архимедовой силой или силой Архимеда в честь древнегреческого ученого, который впервые указал на её существование и рассчитал её значение. Сегодня на уроке мы выяснит от чего же зависит сила Архимеда? Для этого вы будете работать в группах. Каждая группа должна выполнить свою мини лабораторную работу. Смотри приложение F=P, P=mg= =Vg. Но V=V, след-но, F=Vg. Обратить внимание на то, что в формуле берется объем тела, погруженного в жидкость, т.е если в жидкость погружено половина тела, то и объем берется в 2 раза меньше. Т.к. газы в этом отношении мало чем отличаются от жидкости, то все выводы будут справедливы и для газов. | В тетрадях записывают тему урока Делают выводы: сила Архимеда зависит от объема тела, плотности жидкости, объема погруженной части тела, и не зависит от плотности тела, формы тела, глубины погружения. В тетрадях записывают в виде таблицы Выполняют упражнения. Записывают в тетрадях. |
IV.Закрепление полученных знаний. | Слайд 6 . | Осуществляет контроль и помощь. | Решают количественные и качественные задачи. Решение задач записывают в тетрадях. |
V.Подведение итогов. | | Сегодня на уроке мы познакомились с Архимедовой силой. Я думаю, что урок прошел плодотворно и интересно. Теперь вы знаете, что на любое тело, погружённое в жидкость, действует выталкивающая сила. Всем спасибо за работу. | |
VI.Домашнее задание. | | | Записывают в дневниках: п.49; упр.24(3), зад.14. |
Приложения.
Задание первой группе
Оборудование: сосуд с водой, динамометр, алюминиевый и стальной бруски одинакового объема.
Определите архимедову силу, действующую на первое и второе тело.
Сравните плотность тел и Архимедовы силы, действующие на тела.
Сделайте вывод о зависимости (независимости) Архимедовой силы от плотности тела.
Задание второй группе
Оборудование: сосуд с водой, тела разного объема, динамометр, нить.
Определите Архимедову силу, действующую на каждое из тел. Сравните эти силы.
Сделайте вывод о зависимости (независимости) Архимедовой силы от объема тела.
Задание третьей группе
Оборудование: динамометр, нить, сосуды с водой, растительным маслом, алюминиевый цилиндр.
Определите архимедовы силы, действующие на тело в воде, растительном масле.
Чем отличаются эти жидкости?
Что можно сказать об Архимедовых силах, действующих на тело в различных жидкостях?
Установите зависимость Архимедовой силы от плотности жидкости.
Задание четвертой группе
Оборудование: тела одинакового объёма и разной формы сосуд с водой, нить, динамометр.
Поочередно опуская каждое тело в воду, с помощью динамометра определите Архимедову силу, действующую на нее.
Сравните эти силы и сделайте вывод о зависимости (независимости) Архимедовой силы от формы тела.
Задание пятой группе
Оборудование: сосуд с водой, динамометр, алюминиевый брусок, нить
Определите Архимедову силу, действующую на тело, при погружении на разную глубину
Сравните Архимедову силу, действующую на тело при погружении на разную глубину
Сделайте вывод о зависимости (независимости) Архимедовой силы от глубины погружения тела.
Задание шестой группе
Оборудование: сосуд с водой, динамометр, алюминиевый цилиндр.
Определите архимедову силу, действующую на тело, сначала погрузив в воду его часть, а потом полностью всё тело.
Сравните объем погруженной части тела и архимедову силу, действующую на тело.
Сделайте вывод о зависимости (независимости) Архимедовой силы от объема погруженной части тела.
Физпауза
Закройте глаза, расслабьте тело,
Представьте – вы птица, вы вдруг полетели!
Теперь в океане дельфином плывете,
Теперь в саду яблоки спелые рвете,
Налево, направо, вокруг посмотрели,
Открыли глаза и снова за дело!
Задание первой группе
Оборудование: сосуд с водой, динамометр, алюминиевый и стальной бруски одинакового объема.
Определите архимедову силу, действующую на первое и второе тело.
Сравните плотность тел и Архимедовы силы, действующие на тела.
Сделайте вывод о зависимости (независимости) Архимедовой силы от плотности тела.
Задание второй группе
Оборудование: сосуд с водой, тела разного объема, динамометр, нить.
Определите Архимедову силу, действующую на каждое из тел. Сравните эти силы.
Сделайте вывод о зависимости (независимости) Архимедовой силы от объема тела.
Задание третьей группе
Оборудование: динамометр, нить, сосуды с водой, растительным маслом, алюминиевый цилиндр.
Определите архимедовы силы, действующие на тело в воде, растительном масле.
Чем отличаются эти жидкости?
Что можно сказать об Архимедовых силах, действующих на тело в различных жидкостях?
Установите зависимость Архимедовой силы от плотности жидкости.
Задание четвертой группе
Оборудование: тела одинакового объёма и разной формы сосуд с водой, нить, динамометр.
Поочередно опуская каждое тело в воду, с помощью динамометра определите Архимедову силу, действующую на нее.
Сравните эти силы и сделайте вывод о зависимости (независимости) Архимедовой силы от формы тела.
Задание пятой группе
Оборудование: сосуд с водой, динамометр, алюминиевый брусок, нить
Определите Архимедову силу, действующую на тело, при погружении на разную глубину
Сравните Архимедову силу, действующую на тело при погружении на разную глубину
Сделайте вывод о зависимости (независимости) Архимедовой силы от глубины погружения тела.
Задание шестой группе
Оборудование: сосуд с водой, динамометр, алюминиевый цилиндр.
Определите архимедову силу, действующую на тело, сначала погрузив в воду его часть, а потом полностью всё тело.
Сравните объем погруженной части тела и архимедову силу, действующую на тело. Сделайте вывод о зависимости (независимости) Архимедовой силы от объема погруженной части тела.