Анализ урока учебной дисциплины «Алгебра»
по теме “ Свойства логарифмов ”
Все помнят высказывание Гаусса Карла Фридриха: «Математика – царица наук». Но начинается математика с учителя, преподавателя, который должен стремиться заинтересовать обучающихся этой учебной дисциплиной. Урок тогда будет успешен, когда педагог будет сам анализировать его, честно, без лукавства, отвечать себе на вопросы: что у меня получилось? Что нет? Достиг ли я поставленной цели? Понял ли студент тему урока?
Недавно я провел урок алгебры по теме «Свойства логарифмов» в группе первокурсников. Уровень знаний ребят ниже среднего, плохо помнят школьную программу, но есть и несколько студентов, на которых можно опереться. Но наше тесное общение во внеурочное время, мягко проходящий процесс адаптации в колледже сделали свое дело. Матемтаику ребята полюбили, по крайней мере учатся охот но, стремятся понять и решить на скорость какие-то задания. Главное – потенциал, работоспособность, устойчивое внимание, активность, интерес к предмету. Учащиеся адекватно реагируют на требования преподавателя, умеют вовремя настроиться на задание.
Урок по теме “ Свойства логарифмов” - первое занятие по данной теме, урок открытия новых знаний, целью которого является создание условий для личностной самореализации каждого обучающегося в процессе изучения темы, формирование и развитие личностных, учебно-познавательных, коммуникативных компетенций.
На уроке решались три основные задачи:
1. Образовательные: обеспечить изучение свойств логарифма и умение применять их при решении заданий;
2. Развивающие: развивать навыки построения логической цепи рассуждений; способствовать развитию самостоятельного решения проблем, навыков взаимоконтроля и самоконтроля; развивать грамотную математическую речь;
3. Воспитывающие: воспитывать волю и настойчивость для достижения конечных результатов; воспитание уважительного отношения к однокурсникам.
На уроке применялись:
проблемный метод;
частично поисковый метод учения;
объяснительно-иллюстративный метод обучения (использовалась мультимедийная презентация с наглядным пояснением к ответу),
репродуктивный метод (обучающиеся выполняют доказательство свойств по алгоритму, предложенному преподавателем)
Основным элементом урока была учебная проблема: невозможность решения задания вида , . С помощью наводящих заданий с выполнением преобразования (вместо точек вставляли необходимые выражения) учащиеся выдвинули гипотезу и проверили ее через доказательство свойств.
Для вывода учеников из проблемной ситуации я развернул диалог, побуждающий их к осознанию противоречия и формулированию проблемы: "Какие задания вызвали затруднения и почему?» Формулировка учебной проблемы стимулируется фразами: " Как вы думаете, что мы должны знать, чтобы выполнить действия с логарифмами? Какова же будет тема урока? Какие задачи мы поставим перед собой в соответствии с темой?
На уроке выполнялся весь комплекс УУД:
Личностные: Оценивать усваиваемый материал исходя из личностных ценностей самоопределение и смыслообразование.
Познавательные: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация, извлечение необходимой информации из текста учебника (домашнее задание), самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, постановка проблемы, выбор наиболее эффективных способов решения задачи.
Регулятивные: Осуществлять действия по реализации плана, соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать ее (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию.)
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, выражение и аргументация своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; учет разных мнений, разрешение конфликтов.
Рефлексия осуществлялась на протяжении всего урока. Ребята осуществляли самоконтроль и давали самостоятельно оценку своей деятельности.
Все структурные элементы урока были выдержаны. Все этапы урока связаны логической последовательностью и рационально распределены.
Содержание учебного материала и виды работы, используемые на уроке, были направлены на поддержание познавательной активности учащихся на протяжении всего урока.
По моему мнению, урок цели достиг. Показателем этого могут служить активная деятельность учащихся и эмоциональная атмосфера на уроке. Поэтому я делаю вывод о правильности выбора цели и задач и методов.