Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Управление образования городского округа Богданович
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
№ 38 «Детский сад Будущего» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию воспитанников
АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЁТ
ЗА МЕЖАТТЕСТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД
(2016- 2021 гг.)
Аттестующийся:
Шурова Татьяна Александровна
Должность: воспитатель
Заявленная квалификационная
категория: Первая
Богданович
2021
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………………...5
Глава 1. Аналитическая часть…………………………………………………8
1.1. Актуальность развития творческих способностей у детей дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования ……………………………8.
1.2. Анализ актуального уровня творческих способностей воспитанников в изобразительной деятельности……………………………………………….11
1.3. Анализ педагогического процесса в организации развития творческих способностей через нетрадиционные техники рисования …………………13
1.4. Анализ эффективности педагогического процесса по развитию творческих способностей через нетрадиционные техники рисования…….18
1.5. Мониторинг образовательного процесса ………………………………20
1.6. Взаимодействие ДОО и семьи в обеспечении всестороннего развития воспитанников…………………………………………………………………23
1.7.Социальная активность воспитанников и педагогов в разных видах деятельности…………………………………………………………...........25
1.8.Результаты развития профессиональной деятельности за межаттестационный период…………………………………………………….27
Заключение…………………………………………………………………........29
Глава 2. Проектирование педагогической деятельности на межаттестационный период с 2021 по 2026 год………………………….........30
Список литературы………………………………………………………………33
Сведения о педагоге.
ФИО | Шурова Татьяна Александровна |
Должность | воспитатель |
Стаж педагогической работы | 8 лет |
Стаж работы в ОУ | 6 лет |
Образование | высшее |
Квалификационная категория /действующая/ | Первая |
Квалификационная категория /заявленная/ | Первая |
Цель составления аналитического отчета: проанализировать и дать оценку собственной педагогической деятельности за межаттестационный период.
Задачи составления аналитического отчета:
1. Определить приоритетные, ведущие проблемы, решаемые в межаттестационный период.
2. Проанализировать полученные результаты работы.
3. Провести самооценку профессиональной педагогической деятельности в межаттестационный период.
4. Выявить противоречия, возникающие в результате педагогической деятельности в межаттестационный период.
5. Путем педагогического проектирования наметить пути решения возникших проблем и вытекающих из них противоречий на следующий аттестационный период.
Введение
Именно творческая деятельность человека делает его существом,
обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим свое настоящее.
Л. С. Выготский
По мнению ряда современных психологов и педагогов, сензитивным периодом для развития творчества является дошкольный возраст. Общеизвестно, что художественно-творческие способности, умения и навыки детей необходимо начинать развивать как можно раньше, поскольку занятия изобразительной деятельностью способствуют развитию не только творческих способностей, но и воображения, наблюдательности, художественного мышления и памяти детей.
Новые подходы в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста формируют изменения традиционных форм работы, которые ориентированы на личность ребёнка, предоставляют ему свободу самореализации, но не исключают обучение. Общие тенденции развития науки и общества свидетельствуют о том, что правомерно обратиться к феномену развития практических умений и творческих способностей в теории и практике организации художественно-практической деятельности ребенка дошкольного возраста.
В дошкольном периоде детства закладываются основы развития личности и формируются творческие способности. Педагоги-практики отмечают, что если ребенок талантлив, он талантлив во многих сферах. Это говорит о том, что способности, проявляющиеся в одном виде деятельности, качественно влияют на развитие других.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования особое место принадлежит образовательной области «Художественно-эстетическое развитие», содержание которой направлено на достижение целей развития детского художественного творчества, интереса к самостоятельной творческой деятельности, удовлетворение потребности детей в самовыражении.
Вопросы детского творчества, являясь одними из самых спорных и сложных, интересовали не одно поколение ученых, которые считают, что большие возможности для раскрытия творчества дошкольников заключены в изобразительной деятельности, и в частности детском рисовании. В процессе рисования создаются особые предпосылки для формирования социально активной, творческой личности, способной изменять мир.
В настоящее время ширится круг инновационных программ развития ребенка в ДОУ. Тем не менее, вопрос об обеспечении условий развития творческих способностей детей остается актуальным и концептуальным. Современный образовательный процесс содержит комплекс проблем, затрудняющих эффективность решения вопросов творческого развития личности. Среди них можно назвать следующие:
- переход к личностно-ориентированной модели воспитания еще полностью не завершен, при этом признаки учебно-дисциплинарной модели сохраняются в педагогических традициях, например, обучать, ориентируясь на «среднего» ребенка и качество исполнительской деятельности, ограничивать проявление самостоятельности и неординарности в пределах педагогических задач и пр.;
- использование в обучении нескольких приоритетных направлений, программы которых настолько насыщенны, что исключают возможность специальной работы по развитию творческих способностей;
- недостаточное владение технологией развития творческих способностей и, как результат, оценка преимущественно продукта детского творчества, а не динамики его развития.
Рисование – один из видов творческой деятельности ребёнка, это увлекательное и полезное занятие, так как развивает не только воображение, но и мелкую моторику, а, следовательно, способствует формированию и усвоению универсальных действий.
Моя задача, как воспитателя состоит в том, чтобы помочь каждому ребёнку, доверенному мне родителями, почувствовать себя самостоятельным, способным к творчеству, счастливым от своей успешности.
Тема моей деятельности в течение межаттестационного периода «Рисование нетрадиционными техниками, как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста»
Цель: создание педагогических условий, способствующих развитию творческих способностей у детей дошкольного возраста посредством рисования нетрадиционными техниками
Объект: процесс развития творческих способностей у детей дошкольного возраста
Предмет анализа: нетрадиционные техники рисования, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста
В целях реализации приоритетного направления деятельности в межаттестационный период были поставлены и решались следующие задачи:
- изучить учебную, справочную, научно-методическую литературу по вопросу использования рисования нетрадиционными техниками, как средства развития творческих способностей;
- расширить знания о разнообразных техниках нетрадиционного рисования;
- моделировать работу на основе изученных видов, приемов и методов;
- разработать конспекты занятий с использованием нетрадиционных техник рисования и консультации для родителей;
- публиковать свои научные статьи и конспекты занятий на вышеуказанную тему;
- принимать участие в конкурсах;
- делиться опытом по данной теме с коллегами на мастер-классах, семинарах-практикумах;
- обогатить предметно-развивающую среду группы, способствующую формированию творческих способностей дошкольников.
Эти задачи были взяты за основу работы в данном направлении, а результат педагогической деятельности и ее анализ будут освещены в аналитическом отчете.
Глава 1. Аналитическая часть
1.1. Актуальность развития творческих способностей у детей дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования
Проблема развития детского творчества становится все более и более актуальной на современном этапе развития дошкольного образования, но еще остается недостаточно изученной. В практике работы дошкольных учреждений программное содержание и методика работы с детьми на занятиях и вне их ориентированы в основном только на формирование изобразительных умений, навыков, а обучению техники рисования уделяется мало внимания, что отражается на развитии творческих способностей детей.
Реформирование современной системы образования, переход на новые образовательные стандарты ориентирует педагогов на развивающее обучение, осуществление личностно-ориентированной модели взаимодействия и предполагает создание условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребёнка.
В исследованиях, посвященных проблемам развития детского творчества, отмечается, что в дошкольном возрасте у ребенка появляется ряд черт, характеризующих его как творца. Это проявление активности и инициативы в применении уже освоенных приемов работы по отношению к новому содержанию, нахождение оригинальных способов решения поставленных задач, использование разных видов преобразований и т.п.
Известно, что психологической основой творческой деятельности является воображение — психический процесс, заключающийся в создании образов предметов и ситуаций, основанных на результатах их восприятия и осмысления. К основным свойствам воображения относят: видение целого раньше частей, перенос функции с одного предмета на другой. Значимые показатели в развитии воображения — опора на наглядность, использование прошлого опыта, наличие особой внутренней позиции, позволяющей, не приспосабливаясь к ситуации, подчинять ее себе, овладевать содержательными ее особенностями.
Первые проявления воображения относятся ко второй половине третьего года жизни, когда ребенок начинает действовать в воображаемой ситуации и с воображаемыми предметами. Это первый этап развития. В раннем детстве оно носит пассивный, воссоздающий характер — ребенок идет от действия к мысли. В дошкольном возрасте, начиная с четвертого года жизни, развивается способность идти от мысли к действию, воображение становится целенаправленным. В среднем и в начале старшего дошкольного возраста воображение проходит свой второй этап развития, для которого характерно ступенчатое планирование. На третьем этапе ребенок овладевает способностью к целостному планированию своей деятельности, что предполагает достаточно высокий уровень развития воображения. В процессе создания образов дошкольник пользуется разными приемами, в том числе комбинированием ранее полученных представлений, а также их преобразованием.
Нетрадиционные техники рисования — это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует всё: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться. Проблемой развития нетрадиционных техник рисования занимались О.А. Белобрыкина, Р.Г. Казакова и др. Большинство нетрадиционных техник относятся к спонтанному рисованию, когда изображение получается не в результате использования специальных изобразительных приемов, а как эффект игровой манипуляции. Кроме этого, нетрадиционные техники рисования расширяют изобразительные возможности детей, что позволяет им в большей мере реализовать свой жизненный опыт, освободиться от неприятных переживаний и утвердиться в позитивной позиции «творца».
По исследованиям НА. Ветлугиной, деятельность детей основывается на тех знаниях и умениях, которые приобретаются в повседневной жизни в процессе воспитания и обучения, осуществляемого в детском саду под руководством педагога.
Она отмечает, что исполнительская деятельность детей требует творческой интерпретации, проявления творческой активности. Творческая интерпретация находится в известной зависимости от степени владения художественными умениями и навыками.
Согласно мнению Н.А. Ветлугиной, творчество есть важное условие и средство развития способности образного видения.
Б.Л.Яворский, вскрывая природу творческого процесса, показал, что в развитии творческих способностей существуют определенные этапы:
- накопление впечатлений;
- выражение творческого начала в зрительных, сенсомоторных, речевых направлениях;
- двигательные, речевые, музыкальные импровизации, иллюстративность в рисовании;
- создание собственных композиций, которые являются отражением художественного впечатления: литературного, музыкального, изобразительного, пластического;
Анализ изученной педагогической и психологической литературы выдвигает показатели творческих способностей, позволяющих выражать создаваемые образы в наиболее оптимальной для детей форме:
- оригинальность движений;
- эмоциональность при воплощении игрового образа;
- наличие выразительных средств для воплощения образа;
- гибкость при принятии решений;
- умение находить нестандартные решения творческих задач. Что же считается основным в обучении творчеству?
Ребенку необходимо помочь развить ту деятельность, которой он начинает заниматься. Сам ребенок не найдет эти средства, он сможет открыть только самые примитивные из них, и творчество его обречено остаться на самой низкой ступени.
Итак, нетрадиционные техники рисования могут быть средством развития творческих способностей. Под средствами мы будем понимать предмет, приспособление (или совокупность их), необходимое для осуществления какой-нибудь деятельности.
Выбор нетрадиционных техник рисования в качестве одного из средств развития детского изобразительного творчества становится актуальным для многих педагогов и психологов, изучающих детский рисунок.
1.2 Анализ актуального уровня творческих способностей воспитанников в изобразительной деятельности.
Для выявления актуального уровня творческих способностей мы провели диагностику по методике Т.С. Комаровой, Е.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной, которая представлена двумя критериями:
1. Анализ продуктов деятельности, в ней 5 показателей: форма, строение, пропорции, композиция, передача движения.
2. Анализ процессов деятельности, в ней 4 показателя: цвет, характер линии, регуляция деятельности, уровень самостоятельности.
Цель: определить начальный уровень развития творческих способностей детей.
Обработка результатов диагностики.
Оценка дается по трех бальной шкале: 1-й (по месту за критерием) – 3 балла, 2-й – 2 балла, 3-й – 1 балл.
Все оценки по показателям по каждому критерию и по каждому ребенку суммируются. Наибольшее число баллов, которое может получить ребенок – 45 баллов, наименьшее – 15 баллов.
Уровни развития творческих способностей детей.
Высокий уровень – от 35 — 45 баллов передача формы, строение предмета передача пропорций перемета и изображения соответствуют относительно формату листа, цветовая гамма многоцветна и соответствует реальному изображению предмета, изображение выполнено аккуратно без помарок, самостоятельно без помощи взрослого, замысел рисунка возник до начала рисования.
Средний уровень – от 25 — 35 баллов передача формы, строение предмета передача пропорций перемета и изображения незначительно искажены, движение предмета передано не умело, неопределенно, есть отступление от реальной окраски предмета, преобладают несколько цветов и оттенков в большей степени случайные. Требуется помощь со стороны педагога, замысел рисунка возник до начала рисования иногда и корректируется в процессе рисования.
Низкий уровень – от 15 – 25 баллов передача формы, строение предмета передача пропорций перемета и изображения незначительно искажен, форма не удалась, движение предмета передано не умело в большей степени статично, неопределенно, есть отступление от реальной окраски предмета, в частности проявляется безразличие к цвету или же изображение выполнено в одном цвете. Критическое отношение к полученному рисунку, заниженная оценка своего рисунка, помощь взрослого не принимает.
Как видно из полученных данных, уровень развития творческих способностей воспитанников находится в основном на низком и среднем уровнях, все это диктует о необходимости организации педагогического процесса, направленного на повышение творческих способностей воспитанников в изобразительной деятельности.
1.3. Анализ педагогического процесса в организации развития творческих способностей.
В своей работе использую педагогические технологии:
- личностно – ориентированные (проблемные вопросы и ситуации);
- коммуникативные (эвристическая беседа и диалог, расширение и активизация словаря);
- игровые (оригинальность сюжета, мотивация);
- педагогические (доверительная беседа, стимулирование, авансирование успеха, пауза);
- информационные.
В процессе обучения опираюсь на принципы построения общей дидактики:
- принцип сезонности: построение познавательного содержания с учётом природных и климатических особенностей данной местности в данный момент времени;
- принцип систематичности и последовательности: постановка задач. «От простого к сложному», от «неизвестного к известному»;
- принцип развивающего характера художественного образования;
- принцип природосообразности: постановка задач художественно- творческого развития детей с учётом возрастных особенностей и индивидуальных способностей;
- принцип личностно-ориентированного подхода к каждому ребёнку;
- принцип наглядности: выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление.
На занятиях по изобразительной деятельности я столкнулась с проблемой - дети боятся рисовать, потому что, как им кажется, они не умеют, и у них ничего не получится.
Решила предложить воспитанникам попробовать рисовать с использованием нетрадиционных техник. На прогулках мы вместе с детьми собирали материалы для создания творческих работ: листья деревьев, семена, овощи на огороде, что очень заинтересовало моих воспитанников. Оказалось, что рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей.
Работа по ознакомлению с художественными техниками осуществлялась поэтапно. Алгоритм работы с детьми по овладению любой художественной техникой включал в себя следующие этапы:
I этап - знакомство с художественной техникой;
II этап - упражнения в художественной технике;
III этап - самостоятельный перенос знаний и умений в творческую деятельность.
На первом этапе проходило знакомство с новой техникой, детям сообщались новые знания о материалах, инструментах и способах изображения. Здесь же ребенку предоставлялась возможность экспериментировать с материалом, самостоятельно изучить его свойства и признаки.
На втором этапе дети непосредственно упражнялись в использовании традиционных и нетрадиционных техник (материалов, инструментов и способов их применения). Отработка навыков в использовании различных материалов происходила на занятиях с различной тематикой. Дети получали возможность прочно освоить данную технику. Упражнения детей в применении способов действий, направлены на репродуктивный способ познания и формирование обобщенных, гибких, вариативных знаний и умений.
Как правило, данному этапу отводилось 2-3 занятия в зависимости от сложности техники.
Третий этап включает в себя творческие занятия, на которых дети включаются в поисковую деятельность, свободны и самостоятельны в разработке и реализации замыслов на основе полученных знаний. Тематика этих занятий разнообразна, она побуждает детей к поиску наиболее выразительных средств изображения своего замысла («Зимний пейзаж», «Осеняя песня», «Золотая рыбка» и т. д.).
Начали работу в данном направлении с овладения техники рисование пальчиками. Были проведены занятия по темам: «Мухомор — лекарство для животных», «Горошинки на зонтике», «Мой любимый дождик», «Разноцветные мячи» «Бусы для куклы».
На занятиях с использованием нетрадиционных техник, я применяю индивидуальный подход каждому ребенку, учитывая желание, интерес, настроение. Рисование же в несколько рук, как коллективная форма творчества, сближает детей. У них развиваются навыки культуры общения, возникают эмоционально теплые отношения со сверстниками. Дети легко усваивают нравственные нормы, правила поведения.
Далее попробовали технику рисование ладошками, выполнили работы по темам: «Елочка нарядная на праздник к нам пришла», «Осьминожки», «Жили у бабуси». Следующей стала техника: рисование методом тычка.
На занятиях также использовали полусухую кисть и ватные палочки. Тема: «Помоги маме-курочке найти цыплят», «Носит одуванчик желтый сарафанчик». После неё перешли к технике печать поролоном по трафарету: «Овощи и фрукты», «Белочка», а потом перешли к технике оттиск, печатание (листочками, ластиками, пробками, салфетками и пр.). Темы занятий: «Осеннее дерево», «Ёжик».
Занимались в технике пластилинография по темам: «Караблик», «Цыплёнок». На занятиях я заметила, что попробовав даже эти несложные техники ребята очень заинтересовались необычными способами рисования, были усидчивы и старательны.
Овладев этими простейшими нетрадиционными техниками, рисования мы с ребятами перешли на более сложный уровень и попробовали технику кляксография, темы занятий: «Смешные кляксы», «Забавные животные», «Павлин»; технику монотипия: «Бабочка», «Ёлочка»; технику набрызг : «Листопад», «Волшебное дерево», «Дивные цветы»; рисование смятой бумагой: «Снегопад», «Веточка сирени». Попробовав эти техники ребята стали ещё более заинтересованы в знакомстве с новыми нетрадиционными техниками рисования, так как чем сложнее техника тем её процесс необычнее и интересней.
Во многом результат работы ребенка зависит и от заинтересованности, поэтому на занятиях активизировала внимание дошкольников, привлекала их интерес к деятельности при помощи дополнительных стимулов. Таких как:
- любимые герои из сказки;
- музыкальное сопровождение;
- просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, им важно почувствовать себя значимыми;
- сюрпризные моменты.
В тёплые периоды времени года мы с ребятами выходили на пленэр на территории ДОУ, попробовали технику рисования по-мокрому, рисовали на темы: «Яркое солнышко», «Краски лета». Дети были рады попробовать новый способ рисования в нетрадиционной обстановке.
В стенах ДОУ мы пробовали техники: рисование нитками на темы: «Чудесные цветы», «Паутина»; рисование окрашенным шариком: «Одуванчик», «Гусенница», живопись шерстью: «Расцвёл подснежник», «Гроздь рябинки», «Котик Васька».
Дети научились замечать красивое в группе и на участке, удивляться ярким цветам радуги, необычной форме цветка на клумбе, красивой картинке в книжке. Самое главное, у них появился интерес к изобразительному творчеству, желание рисовать карандашом, красками, овладевать разными инструментами рисования, в том числе собственными пальчиками и ладошками.
Я стараюсь углублять и расширять свои педагогические знания, повышаю свою культуру, учусь правильному общению с людьми и бережному отношению ко всему тому огромному миру, который окружает нас и наших детей.
В группе постепенно была создана комфортная развивающая среда, материалами, стимулирующими и обеспечивающими самостоятельную художественную деятельность:
- составила картотеку пальчиковых игр(«Овощи», «Фрукты», «Животные», «Мой город», «Времена года»);
- составила картотеку разнообразных игр и упражнений для самомассажа: «Прогулка в лес» (игры с шишками), «Дровишки» (карандашами), «Катилась торба» (грецкими орехами), «Весёлые ёжики»(маленькими массажными мячиками);
- составила картотеку «Опыты с красками»;
- составила картотеку подвижных игр «Найди своё место», «Бегите к флажку!», «Найди свой цвет»;
- изготовила дидактические игры: «Выложи узор по схеме», «Составь узор», «Подбери чашки к блюдцам», «Геометрическое лото», «Починим одежду зайчатам». Для художественно – эстетического развития в группе оборудован изоуголок, в котором находится в свободном доступе материал для изобразительной деятельности, что даёт возможность детям проявлять свои способности: стол, мольберт, различные виды бумаги, карандаши, пластилин, глина, ножницы, трафареты, печати, шаблоны, краски, гуашь, восковые мелки, фломастеры, кисти разной величины и разной жёсткости, раскраски, образцы народно – прикладного и декоративного творчества, природно – бросовый материал для создания коллажей, наглядный материал по ознакомлению с жанрами живописи, скульптурой и т.д. Подобрала дидактические игры на развития чувства цвета и творчества: «Шарфики и шапочки», «Цветное чаепитие у Маши и Даши», «Куклы и цветные бантики», «Тепло – холодно», «Филимоновская народная игрушка», «Дымковская народная игрушка», «Укрась фигуру», «Составь узор», «Дорисуй предмет». Подобрала подвижные игры на развитие цветовосприятия: «Догони мяч!», «Принеси предмет», «Найди свой цвет», «Найди своё место», «Цветные автомобили», «Найди себе пару», «Краски». Для чтения детям подобрала художественную литературу: Л.Разумова «Красный цвет», П.Синявский «Разноцветный подарок», Я.Тайц «Карандаши», М.Шкурина «Сказка про то, как краски рисовали», И.Пивоварова «Волшебные палочки», В.Сутеев «Петух и краски», «Мышонок и карандаш». Изготовила учебное пособие: карточки – схемы «Учимся лепить», «Учимся рисовать».
За весь период 2016-2021 годов мною были проведены открытые занятия по рисованию: «Расцвёл подснежник», в нетрадиционной технике «живопись шерстью», пленэр- рисование на природе: «Краски лета», в нетрадиционной технике рисования «по-сырому», «Портрет Буратино», с использованием нетрадиционной техники рисования «Кляксография», «Сказочный павлин» в нетрадиционной технике рисования «монотипия».
Для повышения эффективности работы с детьми был разработан и успешно реализован долгосрочный проект «Ловкие пальчики» по освоению нетрадиционных техник рисования у детей старшего дошкольного возраста на 2019-2020 учебный год. На протяжении всего года ребята поэтапно знакомились с различными нетрадиционными техниками рисования, упражнялись в их выполнении. В заключении проекта мною были организованы выставки детских работ в данном направлении, которые получили положительные отзывы от педагогов ДОУ и родителей.
В 2020 году была разработана и реализуется дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Весёлая палитра» по развитию творческих способностей через нетрадиционные техники рисования у детей старшего дошкольного возраста.
Мною было отмечено, что на занятиях кружка дети старшего дошкольного возраста проявляют большой интерес, активность, сосредоточенность и усидчивость при выполнении работ, что даёт у большинства из них положительный результат.
1.4. Анализ эффективности педагогического процесса по развитию творческих способностей через нетрадиционные техники рисования.
Дети приобрели ценный опыт творческого воплощения замыслов, опыт партнерских отношений, активного взаимодействия на основе изобразительной деятельности, стали раскрепощеннее, инициативнее, научились более свободно выражать свои мысли. Воспитанники научились помогать друг другу, это придало уверенности даже самым зажатым детям.
Дети используют элементы декора в своих рисунках, как на занятии, так и в свободной деятельности.
Мои воспитанники привыкли к терминам и понятиям, научились понимать их смысл.
Из опыта работы сделала вывод, что залогом успешного развития художественно-творческих способностей детей являются:
1. Систематическая комплексная работа с использованием новых методик обучения изодеятельности, общения и взаимодействия с ребенком.
2. Создание условий для свободной самостоятельной деятельности, развития представлений о многообразии окружающего мира, возможности самовыразиться.
3. Взаимодействие и сотрудничество педагога и родителей, единая позиция в понимании перспектив развития ребенка.
4. Результатом работы можно считать не только процесс развития дошкольника во всех видах его творческой деятельности, но и сохранение навыков, которые помогут им в будущем совершенствовать их потенциальные возможности.
Также мною вновь была проведена повторная диагностика на выявление уровня сформированности творческих способностей воспитанников, результаты представлены в диаграмме.
В течение ряда лет наблюдается устойчивый рост количества детей с высоким уровнем освоения нетрадиционных техник рисования (с 23% до 73%) при отсутствии детей с низким уровнем освоения. Средний показатель освоения детьми данных техник с высоким уровнем за два года составляет 48% , со средним уровнем 32%.
Диагностические данные показали, что у большинства детей освоение
нетрадиционных техник рисования высокого и среднего уровней. Исходя из этого, можно сделать вывод, что дети приобрели определенные умения и навыки в этом виде обучения. А именно: дошкольники слышат воспитателя, правильно выполняют задания, анализируют получившиеся рисунки, оценивают их.
1.5. Мониторинг образовательного процесса.
С целью определения степени освоения детьми образовательной программы и влияния образовательного процесса, организованного в дошкольном учреждении, на развитие детей проводила мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения образовательной программы.
Объектом мониторинга являются физические, интеллектуальные и личностные качества воспитанников. Предметом мониторингового исследования являются навыки и умения детей. Субъект мониторинга – дети дошкольного возраста.
Сбор информации основывался на использовании следующих методик:
систематические наблюдения;
организация специальной игровой деятельности;
получение ответов на поставленные задачи через педагогические ситуации;
анализ продуктов детской деятельности.
Данные о результатах мониторинга отражались в специальных таблицах развития ребенка.
Мониторинг образовательного процесса, содержащий пять образовательных областей:
«Познавательное развитие»,
«Речевое развитие»,
«Социально-коммуникативное»,
«Художественно-эстетическое»,
«Физическое развитие», позволил осуществить комплексный подход к оценке уровня развития ребенка.
Таблица 1.
Мониторинг образовательного процесса 2018-2020
№ | Образовательные области | 2018-2019 | 2019-2020 | |||||||||||||||
| Кол-во детей: 14 человек | Кол-во детей: 21 человек | ||||||||||||||||
высокий | средний | низкий | высокий | средний | Низкий | |||||||||||||
чел. | % | чел | % | чел | % | чел | % | чел | % | Чел | % | |||||||
1 | Физическое развитие | 2 | 14% | 7 | 50% | 5 | 36% | 11 | 52% | 7 | 33% | 3 | 15% | |||||
2 | Социально-коммуникативное развитие | 5 | 36% | 7 | 50% | 2 | 14% | 4 | 19% | 15 | 71% | 2 | 10% | |||||
3 | Речевое развитие | 5 | 36% | 5 | 36% | 4 | 28% | 7 | 33% | 9 | 43% | 5 | 24% | |||||
4 | Познавательное развитие | 4 | 28% | 7 | 50% | 3 | 21% | 4 | 19% | 16 | 76% | 1 | 5% | |||||
5 | Художественно-эстетическое развитие | 2 | 14% | 9 | 64% | 3 | 21% | 14 | 66% | 7 | 34% | 0 | 0 % | |||||
| Итоговый результат | 3,6 | 25,6% | 7 | 50% | 3,4
| 24% | 6,2
| 29,4% | 12,6 | 63,6% | 2,2 | 10,8% |
Сравнительный анализ показал положительную динамику освоения детьми группы «Страна знаний» образовательной программы по всем образовательным областям.
Анализ качества знаний по отдельным образовательным областям позволяет выстроить следующий рейтинговый порядок:
Физическое развитие: высокий уровень – 29,4% детей; средний уровень – 63%; низкий – 10,8%.
Социально-коммуникативное развитие: высокий уровень – 19 % детей; средний уровень – 71% низкий – 10%.
Речевое развитие: высокий уровень: 33 % детей; средний уровень – 43%; низкий – 24%.
Познавательное развитие: высокий уровень – 19 % детей; средний уровень – 76 %; низкий – 5 %.
Художественно-эстетическое развитие: высокий уровень – 24% детей; средний уровень – 76%; низкий – 0 %.
Вывод: сравнительный анализ результатов показывает рост усвоения детьми программного материала, то есть прослеживается положительная динамика развития ребенка по всем видам деятельности. В основном показатели выполнения примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой находятся в пределах высокого и среднего уровня. Это означает, что применение в педагогической практике рабочей программы благотворно сказывается на результатах итогового мониторинга.
Таким образом, образовательная деятельность группы «Страна знаний» реализуется на достаточном уровне.
1.6. Взаимодействие ДОО и семьи в обеспечении всестороннего развития воспитанников.
Взаимодействие с семьями воспитанников является важным условием для формирования изобразительных навыков и художественного развития детей. Роль родителей в развитии воображения детей велика. Именно родители учат своего ребенка видеть прекрасное в окружающем мире. Если мама или папа равнодушно отмахиваются от ребенка, когда тот искренне радуется, удивляется увиденному солнцу в капельке росы, то и ребенок подсознательно перенимает равнодушие взрослых.
В работе с родителями использую традиционные и нетрадиционные формы, такие как беседы, папки-передвижки, круглые столы, анкетирование, что способствовали усвоению доверительных отношений с родителями. При этом учитываю их социальный статус, интересы и пожелания.
На родительских собраниях я познакомила родителей с некоторыми нетрадиционными техниками: провела консультацию «Виды нетрадиционных техник рисования», «Роль родителей в развитии художественно – творческих способностей детей» и предложила давать детям возможность дома проявлять себя в этом виде деятельности. Так же им была предложена анкета «Развитие творческих способностей у детей». Многие из родителей воспользовались моими советами, что положительно повлияло на уровень развития творческих способностей детей.
Весной 2017 года мы решили совместно с родителями осуществить заинтересовавший нас проект «Окружающий мир глазами ребёнка».
Мы рассмотрели все времена года: характерные признаки, особенности. Дети наблюдали за природой и свои знания, полученные при этом, воплощали вместе с родителями в творческих работах. В процессе работы над данным проектом дети занимались продуктивными видами деятельности, направленными на развитие связной речи, на основе средств развития мелкой моторики: лепкой, аппликацией, рисованием. И дети испытывали разнообразные чувства: радовались красивому изображению, которое создавали сами, огорчались, если что-то не получалось. Но самое главное; создавая коллективный проект, дети приобретали различные знания; уточняли и углубляли представления об окружающем мире. В процессе работы они начинали понимать свойства предметов, запоминать их характерные особенности и детали. Участвуя в проекте, дети ощутили себя значимыми в группе сверстников, увидели свой вклад в общее дело, радовались своим успехам, разочаровывались, совершали ошибки, исправляли их, приобретали опыт общения.
Результаты проектной деятельности могу представить такими работами: гербарий, поделки из природного материала, рисунки детей по временам года.
Мои воспитанники совместно с родителями участвуют в различных муниципальных конкурсах, а так же конкурсах ДОУ, о чём свидетельствуют грамоты и дипломы.
1.7. Социальная активность воспитанников в разных видах деятельности.
Участие воспитанников в конкурсах
Год | Название | Результат |
2016 год | Всероссийский конкурс творческих работ «Идея» «Мир свой волшебный мастер создал» | Диплом 1 степени |
2016 год | Муниципальный конкурс «Мы знаем ПДД!» | Дипломы 2, 3 степени |
2016 год | Муниципальный конкурс «Игрушка на ёлку» | Диплом 2 степени, благодарности |
2016 год | Конкурс чтецов в ДОУ «Золотая осень» | Диплом 2, 3 степени |
2016 год | Конкурс поделок в ДОУ «Осенний калейдоскоп» | Благодарности |
2017 год | Всероссийский конкурс творческих работ «Идея», выполненных в нетрадиционной технике кляксография «Портрет Буратино» | Дипломы 1 степени |
2017 год | Муниципальный конкурс рисунков «Мой друг светофор!» | Благодарности |
2017 год | Конкурс поделок в ДОУ «Ёлочка красавица» | Диплом 2 степени, благодарности |
2017 год | Конкурс чтецов в ДОУ «Зимушка хрустальная» | Диплом 3 степени, благодарности |
2017 год | Конкурс поделок в ДОУ по ППБ «Злой и добрый огонь» | Дипломы 1,2,3 степени, благодарности |
2018 год | Муниципальный конкурс рисунков «Мир в наших руках!» | Благодарности |
2018 год | Муниципальный конкурс поделок по ПДД «В стране дорожных знаков» | Диплом 1 степени |
2018 год | Конкурс рисунков в ДОУ «Мы против терроризма!» | Благодарности |
2018 год | Конкурс чтецов в ДОУ «Золотая осень» | Диплом 2,3 степени |
2019 год | Муниципальный конкурс поделок «Зимняя сказка» | Грамоты 1,2 место |
2019 год | Муниципальный фестиваль «Юнаты», «Полезные гиганты с грядки» | Грамота, 3 место |
2019 год | Конкурс чтецов посвящённый великой победе в ДОУ «Мы помним, мы гордимся» | Дипломы 1,2 степени |
2019 год | Конкурс в ДОУ «Я знаю ПДД!» | Грамота за 1 место |
2020 год | Всероссийский конкурс поделок «Идея» «Овощной переполох» | Диплом 1 степени |
2020 год | Всероссийский конкурс рисунков «Идея» «Кто открыл нам этот мир?!» | Сертификат участника |
2020 год | Муниципальный Фестиваль наролов Урала | Диплом участника |
2020 год | Муниципальный конкурс поделок «Креатив», «Новогодняя сказка» | Благодарности |
2020 год | Конкурс чтецов в ДОУ, посвящённый году детского туризма в России | Диплом 3 степени |
2020 год | Фестиваль творческой работы в ДОУ «Герб моей семьи» | Благодарности |
2020 год | Конкурс чтецов в ДОУ «Зимушка хрустальная» | Дипломы 1,2 степени |
2020 год | Конкурс чтецов в ДОУ, посвящённый юбилейному дню победы | Дипломы 1,2,3 степени |
2020 год | Конкурс в ДОУ «Книжки малышки своими руками» | Грамота, 1 место |
1.8. Результаты развития профессиональной деятельности за межаттестационный период
Год | Участие | Результат |
2016 год | Всероссийский конкурс «Идея», «Брошь к дню победы», техника Цумами Канзаши | Диплом 1 степени |
2016 год | Мастер-класс для педагогов «Знакомство с нетрадиционной техникой рисования «Рисование ниткой»» | Положительные отзывы педагогов |
2016 год | «Неделя открытых дверей» в ДОУ, открытое занятие «Рисование в нетрадиционной технике рисования живопись шерстью» | Положительные отзывы педагогов |
2017 год | Игра для педагогов ДОУ «Своя игра. Знатоки живой природы» | Диплом победителя |
2017 год | Конкурс чтецов в ДОУ, посвящённый Всемирному дню поэзии | Благодарность |
2017 год | «Неделя открытых дверей» в ДОУ, открытое занятие «Рисование в нетрадиционной технике рисования кляксография» | Положительные отзывы педагогов |
2018 год | Педагогический квиз «Мы помним, мы гордимся…» | Диплом победителя 2 степени |
2018 год | Мастер-класс для педагогов «Знакомство с нетрадиционной техникой рисования монотипия» | Положительные отзывы педагогов |
2019 год | «Неделя открытых дверей» в ДОУ мастер-класс для педагогов «Брошь к Дню Победы» в технике Цумами Канзаши | Положительные отзывы педагогов |
2019 год | Брейн-ринг среди педагогов ДОУ «Финансовая грамотность дошкольников» | Диплом победителя |
2020 год | Онлайн-викторина среди педагогов ДОУ «Педагогический успех» | Диплом, 2 место |
2020 год | «Неделя открытых дверей» в ДОУ Мастер-класс для педагогов «Цветы Победы» в технике живопись шерстью | Положительные отзывы педагогов, сертификат |
2020 год | «Фестиваль народов Урала» | Благодарственное письмо |
2020 год | Публикация на сайте mir-olimp.ru «Презентация «Виды нетрадиционных техник рисования» | Свидетельство |
2020 год | Публикация на сайте mir-olimp.ru «Конспект занятия с использованием нетрадиционной техники рисования «Портрет Буратино» | Свидетельство |
2020 год | Публикация на сайте mir-olimp.ru «Дополнительная общеобразовательная программа художественно-эстетической направленности по освоению нетрадиционных техник рисования «Весёлая палитра»» | Свидетельство |
2020 год | Публикация на сайте mir-olimp.ru «Мастер-класс для педагогов в технике живопись шерстью» | Свидетельство |
2020 год | Публикация на сайте mir-olimp.ru «Презентация к мастер-классу для педагогов в технике живопись шерстью» | Свидетельство |
2020 год | Мастер-класс для педагогов «Новогодняя открытка в технике скрапбукинг» | Положительные отзывы педагогов |
Заключение.
Опыт работы показал, что овладение нетрадиционной техникой изображения доставляет дошкольникам истинную радость, если оно строиться с учетом специфики деятельности и возраста детей.
Детей очень привлекают нетрадиционные материалы, чем разнообразнее художественные материалы, тем интереснее с ними работать. Поэтому ознакомление дошкольников с нетрадиционными техниками рисования позволяет не просто повысить интерес детей к изобразительной деятельности, но и способствует развитию творческого воображения.
В настоящее время ребята моей группы владеют многими техниками: рисование пальчиками, рисование ладошками, оттиски пробкой, печатками из овощей, монотипией, кляксографией и другими. Им очень нравится разнообразие техник, детские работы стали более интересными, разнообразными.
Применение нетрадиционных техник рисования создает атмосферу непринужденности, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, позволяет ребенку отойти от предметного изображения, выразить в рисунке свои чувства и эмоции, вселяет уверенность ребёнка в своих силах, создает эмоционально-положительное отношение к деятельности. Владея разными способами изображения предмета, ребенок получает возможность выбора, что развивает творческие способности дошкольника.
Проведенная работа показала, что эмоции, вызванные изобразительным искусством, способны творить чудеса. Они приобщают детей к высоким духовным ценностям, развивают их способности, творчество и развивают горизонты сознания.
Глава 2. Проектирование педагогической деятельности на межаттестационный период с 2021 по 2026 год.
Каждодневно выполняя свои должностные обязанности, педагог стремиться развить ребенка, дать самое лучшее, что имеет в своей практике. Из года в год воспитанники, а также их родители меняются. Ребята сегодняшнего времени совершенно иные, чем были 5 лет назад, а тем более еще ранее.
Сегодня материальные ценности превозносят над духовными, поэтому у детей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. В нравственном воспитании современных детей наметились негативные тенденции: книги ушли на второй план, их место занял экран телевизора, смартфон, компьютер, с которого в жизнь ребенка теперь постоянно входят персонажи сказок, герои мультфильмов, не всегда отличающиеся душевностью или нравственной чистотой. Можно заметить, что детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. В образовании детей дошкольного возраста больше внимание стали уделять познавательному развитию, подготовке ребят к школе. Родители водят детей на дополнительные занятия, не жалея на обучение ни времени, ни денег, а вот на совместное чтение книг, на изготовление подарков близким, посещение театров, музеев и выставок, на прогулки, совместные игры, семейные традиции, совместные праздники времени свободного не остается.
Значит, мне, как педагогу, необходимо восполнить образовавшийся пробел в воспитании духовно-нравственных чувств детей и привлечь к этому родителей. Рассмотрев эти проблемы, я пришла к выбору приоритетного направления на следующий межаттестационный период: «Формирование духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста посредством народных традиций».
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования закрепляет приоритет духовно-нравственного воспитания дошкольников. В Общих положениях Стандарта отмечено, что одним из основных принципов ДО является «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства» [ст.1, п 1.4]. Образовательная область «Познавательное развитие» предполагает развитие первичных представлений о малой родине и Отечестве, о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках [ст.2].
Используя в своей педагогической деятельности такое направление, как «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры», определяется следующая важнейшая задача, стоящая перед нашим обществом в настоящее время – это духовное и нравственное возрождение, которое невозможно осуществить, не осваивая культурно-исторический опыт народа, традиции русского народа!
Цель: развитие духовно-нравственных качеств личности ребенка.
Задачи:
формировать духовно-нравственное отношение и чувства сопричастности к культурному наследию;
формировать чувство собственного достоинства как представителя своего народа и толерантного отношения к представителям других национальностей (к сверстникам, их родителям, соседям и другим людям);
воспитывать интерес и любовь к культуре своего народа, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю, к народным играм;
совершенствовать художественный вкус, развивать творческий потенциал каждого ребенка;
формировать художественно-речевые навыки, пополнять словарь детей;
ориентировать семьи на важность духовно –нравственного воспитания детей;
привлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс через знакомство с календарными праздниками , их обычаями и традициями, проведение русских народных и мордовских подвижных игр, совместное детско-родительское творчество.
Выполнение задуманного планируется осуществить в три этапа.
1 этап – подготовительный 2021-2022 гг.
Цель: подготовка условий для создания проекта программы формирования духовно-нравственных качеств детей дошкольного возраста посредством народных традиций.
Задачи:
- создание развивающей среды и соответствующей материальной базы.
- вовлечение родителей в образовательный процесс ДОО для эффективности развития духовно-нравственных качеств детей.
2 этап – внедренческий 2022-2024 гг.
Цель: реализация программы формирования духовно-нравственных качеств детей дошкольного возраста посредством народных традиций.
Задачи:
- отработать содержание деятельности, наиболее эффективные формы и методы.
-развить духовно-нравственные качества у детей дошкольного возраста через систему комплексных занятий.
- вовлекать в систему представителей всех субъектов образовательной деятельности: детей, родителей, педагогов.
3 этап – аналитический 2024-2025 гг.
Цель: выявление уровня положительной динамики.
Задачи:
- осуществить анализ и оценку эффективности реализации программы формирования духовно-нравственных качеств детей дошкольного возраста посредством народных традиций.
-определить проблемы, препятствующие достижению ожидаемого результата (если таковое имеет место быть).
-провести обобщение результатов реализации программы формирования духовно-нравственных качеств детей дошкольного возраста посредством народных традиций.
-выбрать стратегию дальнейшей работы, внедрения результатов проекта в образовательную деятельность.
Литература
1. Бочкарева, И.Л. Изобразительное искусство как средство Художественного воспитания личности. Проблема человека в свете современных социально-философских наук (Выпуск 3) [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.egpu.ru
2. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк: Кн. для учителя. М., 1991.
3. Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть I, II – М. ; «Издательство Скрипторий 2003», 2007г.
4. Дьченко О. М. Развитие воображения дошкольника. Методическое пособие для воспитателей и родителей. – М. ; Мозаика-Синтез, 2008г.
5. «От рождения до школы» Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования /Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С.Комаровой,М. А. Васильевой. – 2-е изд., испр. и доп. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012 - 336 с.
6. Федеральный государственный образовательный стандарт [Электронный ресурс]: приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009 года. Доступ из системы «Консультант».
7. Г.Н.Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Часть 1, 2».- М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008г.
8. О.Л. Иванова, И.И. Васильева. Как понять детский рисунок и развить творческие способности ребенка.- СПб.: Речь; М.: Сфера,2011.
9. Р.Г.Казакова «Занятия по рисованию с дошкольниками: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий».- М.: ТЦ Сфера, 2009г.
10. А.В.Никитина «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Пособие для воспитателей и родителей». – СПб.: КАРО, 2007г.
11. Цквитария Т.А. нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ.- М.: ТЦ Сфера, 2011.
12. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду». ООО «Издательство Скрипторий 2003», 2007г; Казакова Р. Г., Сайганова Т. И., Седова Е. М. и др.
13. «Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий». – М.: Сфера, 2005; Казакова Р. Г., Сайганова Т. И.
14. «Рисование с детьми дошкольного возраста» пособие, М., 2004; Казакова Р. Г.
15. «Занятия по рисованию с дошкольниками» - Творческий Центр Москва 2008; Колдина Д. Н.
16. Рисование с детьми 3 – 4 лет. Конспекты занятий. - М.: Мозаика – Синтез, 2009. – 48с. : цв. вкл. ; Комарова Т. С.
17.«Изобразительная деятельность в детском саду» – Мозаика-Синтез, Москва 2005 и др.)
18. Изучение интернет – ресурсов по теме самообразования.
19. Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. – М.: «Карапуз», 2007.
20. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
21. Доронова Т.Н. «Изобразительная деятельность и эстетическое развитие
дошкольников». М.: Просвещение, Росмэн. 2008 г.
22. Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.
23. Иванова О.Л., Васильева И.И. «Как понять детский рисунок и развить творческие способности ребенка. – СПб.: Речь; Образовательные проекты; М.: Сфера, 2011.
24. «Методика обучения изобразительной деятельности» под редакцией Т.С. Комаровой.
25. Лопухина И. С. Логопедия – речь, ритм, движение: Пособие для логопедов и родителей. – СПб: ИЧП «Хардфорд», 1996.
26. Лыкова И.А. «Дидактические игры и занятия. Художественное воспитание и развитие детей 1–7 лет». Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений. «Карапуз-дидактика». Творческий центр СФЕРА. Москва 2009 г.
27. Лыкова И.А. «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2–7 лет. Цветные ладошки».
28. Лыкова И.А. «Педагогическая диагностика. 1-7 лет. Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений. «Карапуз-дидактика». Творческий центр СФЕРА. Москва 2009 г.
29. Лыкова И.А. «Методические рекомендации к программе «Цветные ладошки». «Карапуз-дидактика». Творческий центр СФЕРА. Москва 2009 г.
30. Пименова Е. П. Пальчиковые игры. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.
31. Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб: Корона-Век, 2007.
32. Ткаченко Т.А. "Развиваем мелкую моторику", М. Издательство ЭКСМО,2007
33. Ткаченко Т.А. "Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков", М. Издательство ЭКСМО, 2010
34. Утробина К. К., Утробин Г. Ф. «Увлекательное рисование методом тычка»
35.Фатеева А. А.«Рисуем без кисточки».
36. Цквиария Т.А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ
28