Алюминий и его соединения

Содержание урока построено на принципах научности, доступности и посильности, учитывая связь обучения с воспитанием. Урок был направлен на изучение нового материала и применение знаний по изучаемой теме. Учитель активно применяла технологию критического мышления.

Основываясь на психолого-педагогической характеристике учащихся учитель использовал методы дифференцированного подхода в обучении.

Во время урока учителем осуществлялся принцип поиска идей от ученика: способность выбирать целевые и смысловые установки в своих поступках и действиях.

Подача темы урока была осуществлена через проблемно-поисковый диалог, в который были вовлечены практически все обучающиеся класса.

Применение информационно-коммуникационных технологий на уроке (мультимедийная презентация, ресурсы образовательных порталов, интерактивные возможности комплекса «Наглядная школа», документ-камера), в строгом соответствии СанПин, стимулировало познавательную активность учащихся, повысило интерес к теме, способствовало лучшему усвоению материала, позволило реализовать воспитательную и образовательную функции обучения.

Использование здоровьесберегающих компонентов (динамическая пауза, чередование поз во время урока, ранжирование учебного материала урока по степени сложности и новизны) позволяло учителю снимать напряжение на определенных этапах урока, но не ослаблять при этом активность детей, а также вызывать у ребят положительные эмоции перед следующим этапом урока.

Содержимое разработки

Министерство образования Республики Дагестан

Государственное бюджетное общеобразовательное

учреждение «Республиканский центр образования»





Методическая разработка

урока по химии

в 9-ом классе

на тему:

«Алюминий и его соединения»





Разработала:

Рамазанова С. Т.,

учитель химии











Каспийск 2018г.

«Этому металлу суждено великое будущее»


Цель урока – продолжить формирование представлений о металлах и их соединениях на примере алюминия.


Задачи:


Образовательная: сформировать представление о строении атома алюминия на основании положения в ПСХЭ Д.И. Менделеева, физических и химических свойствах алюминия, амфотерности соединений алюминия и природных соединений;


Развивающая: продолжить развивать умение работать с различными источниками информации и проводить лабораторные опыты;


Воспитывающая: продолжить формировать коммуникативные качества, внимательность, ответственность и аккуратность.


Тип урока – комбинированный, урок получения и применения новых знаний.


Форма организации учебной деятельности: групповая, беседа, лабораторная работа


Реактивы и оборудования: 1. Для лабораторных  опытов: штативы для пробирок, пробирки, растворы: хлорид алюминия,  гидроксида калия, соляной кислоты.
2. Для демонстраций:  коллекция «Алюминий» и его сплавы, изделия из алюминия (кастрюля, столовые приборы, модель самолёта, бенгальские огни, алюминиевая проволока, фольга пищевая, серебрянка, новогодний «дождик», Альмагель);
Схема-кластер для учащихся, приложения с дополнительной информацией
Технические средства:  компьютер, мультимедиа. Ход урока


1. Организационный момент


2. Изучение новой темы.

Какой химический элемент Д.И.Менделеев назвал металлом будущего? О каком элементе говорится?

Я – металл незаменимый,
Очень летчиком любимый,
Легкий, электропроводный,
А характер - переходный.(Алюминий)

Тема урока: Алюминий и его соединения

Сообщение ученика: Историческая справка.

 Название алюминий происходит от латинского alumen - так ещё за 500 лет до н. э. назывались алюминиевые квасцы, которые применялись как протрава при крашении тканей и для дубления кожи. Датский учёный Х. К. Эрстед в 1825, действуя амальгамой калия на безводный AlCl3 и затем отгоняя ртуть, получил относительно чистый алюминий. Первый промышленный способ производства алюминия предложил в 1854 французский химик А. Э. Сент-Клер Девиль: способ заключался в восстановлении двойного хлорида алюминий и натрия Na3AICI6 металлическим натрием. Похожий по цвету на серебро, алюминий на первых порах ценился очень дорого, его использовали для изготовления украшений при Наполеоне. С 1855 по 1890 было получено всего 200 т алюминия. Современный способ получения алюминия электролизом криолито-глинозёмного расплава разработан в 1886 году

Работа проходит в группах, каждая группа выбирает задание.

Работа с текстом § 16 с. 107-114, с дополнительным материалом энциклопедиями, справочниками.

Класс делится на 5 групп.

1-я группа. Характеристика алюминия как химического элемента.

Инструкционная карта:

Положение в периодической системе.

Строение атома алюминия.

Степень окисления.

Оксид и гидроксид, их характеристика.

Нахождение в природе.

2-я группа. Характеристика простого вещества алюминия.

Инструкционная карта:

Тип химической связи.

Тип кристаллической решетки.

Физические свойства алюминия. Рассмотрите образцы алюминиевой фольги и проволоки. Несколько раз согните и разогните проволоку. О каком свойстве алюминия позволяют судить эти действия? Поцарапайте поверхностную оксидную пленку на проволоке. Что вы наблюдаете?

Опишите физические свойства алюминия, используя наблюдения по плану

Способы получения.

3-я группа. Химические свойства алюминия.

Инструкционная карта:

Повторить технику безопасности!!! Выполнение лабораторных опытов по инструктивной карточке.

Предсказать химические свойства алюминия на основе положения в периодической системе и ряду напряжений металлов.

Написать уравнения возможных реакций, характеризующих химические свойства алюминия. Объяснить, почему с некоторыми веществами реакции не идут. Разобрать с точки зрения ОВР.


Al + O2 →

Al + Cl2 →

Al + H2O →

Al + HCl →

Al + HNO3(k) 

Al + H2SO4(k) →

Al + Cr2O3 


4-я группа. Амфотерность алюминия.

Инструкционная карта: Повторить технику безопасности!!! 

С помощью имеющихся реактивов получите гидроксид алюминия и докажите его амфотерность.

Запишите соответствующие реакции, разберите их с точки зрения ОВР.

Реактивы: хлорид алюминия, гидроксид калия, оксид алюминия, соляная кислота.


5-я группа. Применение алюминия на основе его свойств.

Инструкционная карта:

Используя информацию по алюминию (§16 Рис. 64), предложите области применения алюминия на основе его свойств. На чём основано применение веществ?

-Определите по картинкам на основе каких физических свойств алюминия построено его применение?

2. Отчет каждой группы перед классом.

Контроль ответов учащихся.

Ответы учащихся, фиксирование информации в тетради.

3. Закрепление:

   I.   Правильны ли утверждения? Если нет, дайте правильный ответ или поясните.

1.Металлические свойства алюминия слабее, чем у магния.

2.У алюминия 2 электрона на внешнем электронном слое.

3.Восстановительные свойства алюминия сильнее, чем у бора и кремния.

4.Алюминий s-элемент.

5.Можно пользоваться алюминиевой посудой при хранении щелочей и кислот.

6. Алюминий подвергается коррозии.

7. При комнатной температуре на воздухе алюминий не изменяется.

8.Алюминий – самый распространенный металл земной коры.

9.Алюминотермия – получение алюминия.

10.Алюминий тяжелый, ковкий и пластичный металл.

11.Алюминий проявляет амфотерные химические свойства: может реагировать как с кислотами, так и со щелочами.

II. Составьте уравнения реакций по схеме:

оксид Al  Al оксид Al сульфат Al  гидроксид Al

III. Решите задачу Дан сплав алюминия с медью массой 270 г и массовой долей меди 20%. Теоретический выход водорода составил 85%. Вычислить массу алюминия и практический выход водорода, если сплав взаимодействует с водным раствором едкого натра.

Домашнее задание: §16,упр 6-7 с 115.











Приложения

Слайд 1. Положение алюминия в Периодической системе

1.III период, III группа (п/группа А), Порядковый номер 13, относительная атомная масса 27.

2.Строение атома- заряд ядра +13, число уровней 3, расположение электронов на уровнях 2, 8, 3. Валентных электронов 3,

3. Проявляет валентность III, степень окисления +3. Относится к амфотерным металлам.

Слайд 2 Физические свойства алюминия:

Алюминий серебристо-белый металл. плотностью 2,7г/см имеет высокую теплопроводность и электрическую проводимость, высокую пластичность и хорошую коррозионную стойкость. Он легко поддаётся ковке, штамповке, прокатке, волочению. Температура плавления 660 градусов

Слайд 3 При нормальных условиях алюминий покрыт тонкой и прочной оксидной плёнкой и потому не реагирует с классическими окислителями: с H2O (t°);O2, HNO3 (без нагревания). Благодаря этому алюминий практически не подвержен коррозии и потому широко востребован современной промышленностью. Легко реагирует с простыми веществами:

с кислородом, образуя оксид алюминия:

4Al + 3O2 = 2Al2O3

с галогенами (кроме фтора), образуя хлоридбромид или иодид алюминия:

2Al +3Cl 2 = 2AlCl3 

Со сложными веществами:

с водой (после удаления защитной оксидной пленки, например, амальгамированием или растворами горячей щёлочи):

2Al + 6H2O = 2Al(OH)3 + 3H2

Легко растворяется в соляной и разбавленной серной кислотах:

2Al + 6HCl = 2AlCl3 + 3H2

со щелочами (с образованием тетрагидроксоалюминатов и других алюминатов):

2Al + 2NaOH + 6H2O = 2Na[Al(OH)4] + 3H2

2NaOH+2H2O + 2Al = 2NaAlO2 + 3H2

При нагревании растворяется в кислотах - окислителях, образующих растворимые соли алюминия:

Al + 6HNO3(конц) = Al(NO3)3 + 3NO2 + 3H2O

8Al + 15H2SO4(конц) = 4Al2(SO4)3 + 3H2S + 12H2O

Восстанавливает металлы из их оксидов (алюминотермия):

2Al + Cr2O3 = Al2O3 + 2Cr

8Al + 3Fe3O4 = 4Al2O3 + 9Fe (демонстрация опыта: смесь порошка алюминия и оксида железа(III) помещают на кольцо в штативе с асбестом, вниз под штатив кладут емкость с песком. В смесь, для начала реакции, помещают магниевую ленту и ее поджигают- реакция яркая, запоминающая)


Слайд 4 Алюминаты. Алюминатные растворы

Оксид алюминия - соединение амфотерное, т.е. обладающее одновременно основными и кислотными свойствами. Поэтому оксид, а также его гидроксиды растворяются как в кислотах, так и в щелочах. При растворении гидроксида алюминия в кислотах образуются алюминиевые соли соответствующих кислот, например,

Al2O3+3Н24 = Al2(SO4)3 + 3H2O (Учащиеся выполняют сами опыты)

Al2O3+ 2NaOH = 2NaA1O2+H2O

2Al(ОН)3+3Н2SО4 = Al2(SO4)3 + 6H2O.

При растворении гидроксида алюминия в щелочах образуются соли метаалюминиевой кислоты HAlO2, которые носят название алюминатов, например,

Al(OH)3+NaOH = NaA1O2+2H2O.

Al(OH)3 + KOH = K[Al(OH)4] (тетрагидроксоалюминат калия)

Слайд 5 Применение алюминия

- для производства легких сплавов (дюралюмин, силумин) в самолето- и автомобилестроении

- для алитирования чугунных и стальных изделий с целью повышения их коррозионной стойкости

- для термической сварки

- для получения редких металлов в свободном виде

- в строительной промышленности

- для изготовления контейнеров, фольги и т.п.










Сохранить у себя:
Алюминий и его соединения

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки