Алгоритм создания урока открытия нового знания

Алгоритм создания урока открытия нового знания

Для облегчения подготовки к урокам, планирования заданий, предлагается общий алгоритм, который поможет учителям конструировать уроки подобного типа.

Содержимое разработки

Типы уроков деятельностной направленности по целеполаганию:

1. Урок «открытия» нового знания.

  • Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия.

  • Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

2. Урок общеметодологической направленности.

  • Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов.

  • Образовательная цель: выявление теоретических основ построения содержательно-методических линий.

3. Урок развивающего контроля.

  • Деятельностная цель: формирование способности учащихся к осуществлению контрольной функции.

  • Образовательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.

4. Урок рефлексии.

  • Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.).

  • Образовательная цель: коррекция и тренинг изученных понятий, алгоритмов и т.д.

Типы уроков по ФГОС.


Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить в четыре группы:
1) уроки «открытия» нового знания;
2) уроки рефлексии; 
3) уроки общеметодологической направленности;
4) уроки развивающего контроля.

Сформулируем основные цели урока каждого типа.

1. Урок «открытия» нового знания.

Деятельностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия.
Содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

 2. Урок рефлексии.

  • Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.).
    у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.).

  • Содержательная цель: закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий - понятий, алгоритмов и т.д.
    и при необходимости коррекция изученных способов действий - понятий, алгоритмов
    и т.д. 

3. Урок общеметодологической направленности.

  • Деятельностная цель: формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания.
    Содержательная цель: построение обобщенных деятельностных норм и выявление теоретических основ развития содержательно-методических линий курсов.

 4. Урок развивающего контроля.

  • Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольной функции.

  • Содержательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.
     Отметим, что теоретически обоснованный механизм деятельности по контролю предполагает:
    1) предъявление контролируемого варианта;
    2) наличие понятийно обоснованного эталона, а не субъективной версии;
    3) сопоставление проверяемого варианта с эталоном по согласованному алгоритму;
    4) критериальную оценку результата сопоставления.


Алгоритм создания урока открытия нового знания

Для облегчения подготовки к урокам, планирования заданий, предлагаем общий алгоритм, который поможет учителям конструировать уроки подобного типа.

Выделяем и формулируем новое знание. По сути, мы должны выделить квинтэссенцию того нового, что каждый ученик должен освоить за урок. Формулировка важна, так как по сути это будет темой вашего урока.

Нюанс: мы не просто формулируем новую тему, но и обозначаем круг вопросов, которые будут затронуты. На этом этапе можно выделить два уровня: тот минимум, который должен усвоить каждый ученик, и максимум, который можно предложить сильным ученикам.

  • Моделируем способ открытия нового знания.

  • Вычленяем мыслительные операции, которые будут задействованы в ходе урока.

  • Фиксируем те ЗУН, которые будут развиваться в ходе этого урока.

  • В соответствии с составленным списком ЗУН, подбираем упражнения. Эти упражнения будут реализованы на этапе актуализации.

  • В выбранных упражнениях выбираем те условия, которые могут вызвать затруднения. Здесь очень важно предусмотреть способ, с помощью которого эти затруднения будут фиксировать ученики.

  • Моделируем проект построения нового знания, подбираем возможные способы его осуществления, фиксируем средства, необходимые для создания проекта.

  • Составляем проверочную работу и создаем объективный и удобный эталон для ее проверки.

  • Продумываем форму работы на каждом этапе урока. Выбираем приемы, которые будут использоваться на этих этапах.

  • Составляем технологическую карту урока (конспект).

  • Проводим самоанализ урока по составленному конспекту, вносим правки и уточнения при необходимости.

Это общий алгоритм, который позволит подготовить урок открытия нового знания и предусмотреть все сложности и затруднения.


Сохранить у себя:
Алгоритм создания урока открытия нового знания

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки