АлександрИванович Куприн"Слон"

Урок открытия новых знаниний. составление разных видов плана.Разноуровневая работа по группам при проверке домашнего задания, при изучении нового материала, при закреплении изученного на уроке.

Содержимое разработки


Открытый урок по литературному чтению

Тема: А. Куприн «Слон». Составление плана.

Предмет: литературное чтение, 3 класс.

УМК: линия УМК « Школа России» по литературному чтению под редакцией Климановой Л.Ф для 3 класса.

Издательство «Просвещение», ФГОС.

Климановой Л.Ф, Г. Горецкий, М.В. Голованова, И.В. Виноградова «Литературное чтение . 3 класс. Учебник для общеобразовательных организаций», ч.2. - М.: «Просвещение», 2017 год.

Тип урока: комбинированный

Форма урока: решение частных задач.

Формы работы обучающихся: групповая, парная .

Основные понятия: план текста, виды плана, значение плана, милосердие, моральные нравственные ценности.

Технологии:

Тема раздела: А.Куприн « Слон»

Цель урока: учиться работать с текстом А. Куприна «Слон»; правильно выражать свои мысли, составлять различные виды плана, развивать речь, узнать что на свете дороже всего, воспитание любви и уважения к родным людям.

Задачи урока:

1. Учить правильному и осознанному чтению, учить ориентироваться в тексте и составлять план для краткого пересказа.

2. Развивать у детей речевую активность, навыки аналитического чтения.

3. Способствовать формированию читательской компетенции .

4. Учить детей видеть произведение глазами автора и высказывать собственную точку зрения.



Оборудование урока:

1. Учебник «Литературное чтение 3 класс для общеобразовательных организаций» ч.2. Авторы: Климановой Л.Ф, Г. Горецкий, М.В. Голованова, И.В. Виноградова.: «Просвещение», 2017 год.

2. Интерактивная доска.

3. Презентация.

4. Раздаточный материал.

5. Карточки для рефлексии

Планируемые результаты

Предметные:

В познавательной (интеллектуальной) сфере:

осуществлять смысловое чтение, ориентацию и восприятие текста художественного стиля, поиск и выделение необходимой информации, строить рассуждения, осуществлять переход с уровня событий к пониманию главной мысли произведения, формирование навыков составления краткого плана, работа с иллюстрациями

В ценностно-ориентационной сфере:

приобщение к морально-нравственным ценностям литературы; развитие умений выразить свои мысли, делать выводы, обобщать.

В сфере физической деятельности:

осмысленное чтение и адекватное восприятие; умение отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные высказывания; умение вести диалог.

Метапредметные:

Познавательные: умение перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате парной работы и совместной работы всего класса.

Регулятивные: умение работать по предложенному учителем плану, формулируя вопросы по учебному материалу, виду деятельности, формирование способности принимать учебную цель и задачи, планировать их реализацию, прогнозировать.

Коммуникативные: продолжение работы по формированию умения выражать свои мысли в оценочном суждении, используя различные художественные средства в соответствии с конкретной коммуникативно-речевой ситуацией, строить монологическое доказательное высказывание, уважать мнение высказывающего.

Личностные:

развитие познавательной активности обучающихся; формирование нравственно-этического оценивания .





Содержание урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Используемые методы, приемы, формы

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

1.Организационный момент.

Цель: создание условий для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебный процесс.

  1. (слайд 1)

Приветствие учителя:

Вот звонок нам дал сигнал

Поработать час настал

Так что время не теряем,

И работать начинаем


Наш девиз нашего урока: (слайд 2)

В мире много интересного,

Нам порою неизвестного.

Миру знаний нет предела,

Так скорей, друзья, за дело!


Приветствие

Приветствие, проверка готовности к уроку

Регулятивные: организация своего рабочего места.

Коммуникативные: формируем умение слушать и понимать других.

2.Актуализация опорных знаний.


Цель: организация подготовки обучающихся к открытию нового знания.


Начнем наш урок с речевой разминки, подготовимся к чтению.( слайд 3)

Спит спокойно старый слон,

Стоя спать умеет он.

(Слайд 4)

- А верите ли вы, что слоны спят? Вот об этом, а также другие интересные факты о слонах, вам расскажут мои помощницы.

Слоны спят два раза в сутки. Несколько часов ранним утром, а потом в полдень.. Слоны спят стоя, собравшись вместе в плотную группу. Сон продолжается около 40 минут.

А почему мы начали наш урок со сведений о слонах? Вчера мы прочитали произведение А.И .Куприна «Слон», дома вы его повторили. Ну, а сейчас мы проверим, как внимательно вы его читали. И я с вами проведу блиц- опрос. Вы должны быстро ответить на вопросы по прочитанному текста.

Проводим блиц –опрос(слайд 6)

1.Как звали главную героиню рассказа «Слон»?

2.Какой недуг был у Наденьки?

3.Чем угощали слона?

4.С кем Надя познакомила слона?

5.Что прописал доктор девочке?

6.Кто прыгал через горящие обручи в зверинце?

7.Что попросила девочка у папы и мамы?

8.Как знали слона?

9.Кто в зверинце ездил верхом на пуделе?

10.Сколько весил Томми?

11.Какая картинка в книге не понравилась Наде и Томми?

12.Что ели за обедом слон и девочка?

13.Во что играли Томми и Надя?

14.Как звали кукол Наденьки?

15.Что попросила у мамы Надя когда выздоровела?

Слад (7)

Продолжим работу с текстом, поработаем в парах, проверим вашу память. Напомните , как нужно работать в парах.

У вас на партах лежат карточки. Работая в парах ,вы должны вставить в текст пропущенные слова, которые соответствуют тексту рассказа «Слон»








Вопросы учителя.

Слово учителя.







--Молодцы ,вы отвечали быстро, старательно. Вы были внимательными читателями.












-_Ребята, давайте вспомним о правилах работы в парах.

Работа с карточками и с текстом.

Ученики выступали с сообщениями.




Ученики отвечают на вопросы учителя.













Ребята отвечают на вопросы блиц -опроса











Ученики читают правила работы в парах

Познавательные: формируем умение выявлять сущность, особенности объектов; формируем умение на основе анализа объектов делать выводы.

Коммуникативные: формируем умение слушать и понимать других; формируем умение оформлять свои мысли в устной форме.

Регулятивные: формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Личностные: формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

3.Мотивация к учебной деятельности.

Целеполага

ние.



Цель: определение содержательных рамок урока, цели и задач урока.


( слайд 3)

Ребята .давайте поиграем в игру :

«Верите – не верите…»

Верите ли вы, что в каждом человеке есть частичка доброты ?

Верите ли вы, что животное может стать членом семьи?

Верите ли вы, что родители ради своего ребёнка способны на любые поступки ?

Верите ли вы, что сегодня мы откроем для себя одну «простую истину»?

Что такое истина?


А какую ,мы с вами постараемся открыть сегодня на нашем уроке.

Перед нами стоят цели: найти эту «простую истину» , ответить на проблемный вопрос: « Что и кто помогли излечить больную девочку?

Прием создания проблемной ситуации и ее решение .

Вопросы учителя.



Ученики отвечают на вопросы учителя.



4.Физкульт

минутка.


Слоны сильные и выносливые и, чтобы снять усталость, нам нужно тоже немного отдохнуть. Сейчас мы проведем музыкально-танцевальную физминутку. (Слайд 14)

Молодцы, теперь можете сесть на свои места. Продолжим наш урок.


Здоровьесберегающие технологии

Выполняют необходимые движения.

Регулятивные: формируем умение саморегуляции;

восстановление духовных и физических сил.

5.Подготовка к изучению нового материала.



6.Изучение нового материала.

Цель: открытие новых знаний.



10 мин.




На прошлом уроке мы с вами разделили текст на смысловые части, а теперь давайте их повторим. Восстановим события текста с помощью иллюстраций (Слайд 15 )





На прошлом уроке мы прочитали текст и разделили его на смысловые части. Ну а теперь, как вы думаете, что мы должны сделать?

- Зачем мы делили текст на смысловые части? (чтобы составить план)

-Что такое план? (это перечень основных мыслей, расположены в такой последовательности, которая отражает смысл текста)

- Зачем нам нужно составлять план? ( чтобы лучше понимать и пересказать текст)

Мы будем работать в группах. Каждая группа получит своё задание.

1-ая группа составляет краткий план восстановив последовательность событий, записанных на карточках.

2-ая группа, составляет цитатный план, восстановив последовательность событий произведения «Слон»

3-ая группа, используя иллюстрации, самостоятельно составляет краткий план.

















Ребята давайте вспомним о правилах работы в парах.



Каждой группе раздаются задания.

Коллективно проверяются задания.

Ученики вспоминают текст, отвечают на вопросы учителя и зачитывают отрывки из текста.



Звучат ответы учеников.



Ученики вспоминают правила работы в группах.



Познавательные: формируем умение извлекать информацию из иллюстраций, текста; формируем умение на основе анализа объектов делать выводы, формируем умения структурировать знания.

Коммуникативные: формируем умение слушать и понимать других; формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; формируем умение оформлять свои мысли в устной форме. Регулятивные: формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом текта ; формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Личностные: формируем умение выказывать своё отношение к событиям, выражать свои эмоции; формируем мотивацию к целенаправленной познавательной деятельности.

7.Итог урока.


Какую истину хотел донести до нас А. Куприн?

Чему нас учит рассказ «Слон»?

- Что главное в этом рассказе? Почему девочка выздоровела?

-Кто ей помог?

-О чем вы задумались, прочитав этот рассказ?

Слайд 21

О чем этот рассказ? О силе родительской любви. Родители стараются сделать даже невозможное, когда речь идет о жизни и здоровье ребенка.

Вывод: Сбывшаяся мечта- самое лучшее лекарство.

Слайд 22

Вы знаете, что Куприн написал свой рассказ в 1907 году. Зачем же русский писатель придумал такую историю болееи 100 лет тому назад?

Только ли о слоне идет речь в этом рассказе, или о чем то более важном?

Слайд 23

Несмотря на то, что это произведение было написано много лет назад, оно актуально и в наши дни. И в наши дни есть люди, которые заботятся не только о своих родных детях, но и помогают совершенно посторонним тяжелобольным детям и их родителям, когда им нужна поддержка и помощь. Одним таким человеком является знаменитая актриса театра и кино Чулпан Хаматова. Она. как мама заботится о своей семье, но в то же время ей не безразлична судьба других детей, которым нужна помощь.

Слайд 24

Доброта и милосердие не знает границ. Подтверждение тому реальная история португальского футболиста Криштиану Роналду.


Слайд 26

И та простая истина, секрет. которой мы пытались открыть на уроке с помощью рассказа Куприна « Слон» гласит: « Счастлив тот – кто умеет дарить радость людям» (примеры из рассказа).







Ученики высказывают свои предположения.


Познавательные: формируем умение извлекать информацию из презентации,; формируем умение на основе анализа объектов делать выводы; формируем умение находить ответы на вопросы в тексте.

Коммуникативные: формируем умение слушать и понимать других; формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

Регулятивные: формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника и жизненной ситуации; формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Личностные: формируем умение выказывать своё отношение к событиям, выражать свои эмоции; формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

8.Домашнее задание.


Составить план (по выбору, используемому на уроке), подготовить пересказ текста .


Подводят итоги, записывают домашнее задание .









Познавательные: формируем умение на основе анализа объектов делать выводы. Коммуникативные: формируем умение слушать и понимать других; формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. Регулятивные: формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей

Личностные: формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

9.Рефлексия.

Цель: соотнесение цели учебной деятельности и результата. 2 мин.

Закончите фразу:

« Я доволен своей работой, всё понятно…»

«Я немного затруднялся , но всё понятно…»

«Мне нужно тренироваться ещё понятно…»



(Слайд 25)

Доброта, отзывчивость, милосердие всегда находятся в нашем сердце .

-У вас на парте, тоже находятся сердечки. Сейчас вы оцените себя.

Сначала поднимите сердечки те, у кого на уроке все получилось.

А теперь те, у кого кое-что не получилось.

И наконец, поднимут сердечки те, кто сегодня работал недостаточно. Свои сердечки мы не прикрепляли на доску. Я хочу, чтобы эту капельку доброты вы подарили своим родным и близким, знакомым , тем кто грустит, болеет, у кого плохое настроение. Пусть ,это сердце поможет людям в трудную минуту. Ведь счастлив тот, кто умеет дарить радость другим.








Отмечают результат работы на уроке.

Отвечают на вопросы.

Регулятивные: формируем умение осознания того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению.

Личностные: формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.



3


Сохранить у себя:
АлександрИванович Куприн"Слон"

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки