Открытый урок по литературному чтению
Тема: А. Куприн «Слон». Составление плана.
Предмет: литературное чтение, 3 класс.
УМК: линия УМК « Школа России» по литературному чтению под редакцией Климановой Л.Ф для 3 класса.
Издательство «Просвещение», ФГОС.
Климановой Л.Ф, Г. Горецкий, М.В. Голованова, И.В. Виноградова «Литературное чтение . 3 класс. Учебник для общеобразовательных организаций», ч.2. - М.: «Просвещение», 2017 год.
Тип урока: комбинированный
Форма урока: решение частных задач.
Формы работы обучающихся: групповая, парная .
Основные понятия: план текста, виды плана, значение плана, милосердие, моральные нравственные ценности.
Технологии:
Тема раздела: А.Куприн « Слон»
Цель урока: учиться работать с текстом А. Куприна «Слон»; правильно выражать свои мысли, составлять различные виды плана, развивать речь, узнать что на свете дороже всего, воспитание любви и уважения к родным людям.
Задачи урока:
1. Учить правильному и осознанному чтению, учить ориентироваться в тексте и составлять план для краткого пересказа.
2. Развивать у детей речевую активность, навыки аналитического чтения.
3. Способствовать формированию читательской компетенции .
4. Учить детей видеть произведение глазами автора и высказывать собственную точку зрения.
Оборудование урока:
1. Учебник «Литературное чтение 3 класс для общеобразовательных организаций» ч.2. Авторы: Климановой Л.Ф, Г. Горецкий, М.В. Голованова, И.В. Виноградова.: «Просвещение», 2017 год.
2. Интерактивная доска.
3. Презентация.
4. Раздаточный материал.
5. Карточки для рефлексии
Планируемые результаты
Предметные:
В познавательной (интеллектуальной) сфере:
осуществлять смысловое чтение, ориентацию и восприятие текста художественного стиля, поиск и выделение необходимой информации, строить рассуждения, осуществлять переход с уровня событий к пониманию главной мысли произведения, формирование навыков составления краткого плана, работа с иллюстрациями
В ценностно-ориентационной сфере:
приобщение к морально-нравственным ценностям литературы; развитие умений выразить свои мысли, делать выводы, обобщать.
В сфере физической деятельности:
осмысленное чтение и адекватное восприятие; умение отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные высказывания; умение вести диалог.
Метапредметные:
Познавательные: умение перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате парной работы и совместной работы всего класса.
Регулятивные: умение работать по предложенному учителем плану, формулируя вопросы по учебному материалу, виду деятельности, формирование способности принимать учебную цель и задачи, планировать их реализацию, прогнозировать.
Коммуникативные: продолжение работы по формированию умения выражать свои мысли в оценочном суждении, используя различные художественные средства в соответствии с конкретной коммуникативно-речевой ситуацией, строить монологическое доказательное высказывание, уважать мнение высказывающего.
Личностные:
развитие познавательной активности обучающихся; формирование нравственно-этического оценивания .
Содержание урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Используемые методы, приемы, формы | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД |
1.Организационный момент. Цель: создание условий для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебный процесс. | (слайд 1) Приветствие учителя: Вот звонок нам дал сигнал Поработать час настал Так что время не теряем, И работать начинаем
Наш девиз нашего урока: (слайд 2) В мире много интересного, Нам порою неизвестного. Миру знаний нет предела, Так скорей, друзья, за дело!
| Приветствие | Приветствие, проверка готовности к уроку | Регулятивные: организация своего рабочего места. Коммуникативные: формируем умение слушать и понимать других. |
2.Актуализация опорных знаний.
Цель: организация подготовки обучающихся к открытию нового знания.
| Начнем наш урок с речевой разминки, подготовимся к чтению.( слайд 3) Спит спокойно старый слон, Стоя спать умеет он. (Слайд 4) - А верите ли вы, что слоны спят? Вот об этом, а также другие интересные факты о слонах, вам расскажут мои помощницы. Слоны спят два раза в сутки. Несколько часов ранним утром, а потом в полдень.. Слоны спят стоя, собравшись вместе в плотную группу. Сон продолжается около 40 минут. А почему мы начали наш урок со сведений о слонах? Вчера мы прочитали произведение А.И .Куприна «Слон», дома вы его повторили. Ну, а сейчас мы проверим, как внимательно вы его читали. И я с вами проведу блиц- опрос. Вы должны быстро ответить на вопросы по прочитанному текста. Проводим блиц –опрос(слайд 6) 1.Как звали главную героиню рассказа «Слон»? 2.Какой недуг был у Наденьки? 3.Чем угощали слона? 4.С кем Надя познакомила слона? 5.Что прописал доктор девочке? 6.Кто прыгал через горящие обручи в зверинце? 7.Что попросила девочка у папы и мамы? 8.Как знали слона? 9.Кто в зверинце ездил верхом на пуделе? 10.Сколько весил Томми? 11.Какая картинка в книге не понравилась Наде и Томми? 12.Что ели за обедом слон и девочка? 13.Во что играли Томми и Надя? 14.Как звали кукол Наденьки? 15.Что попросила у мамы Надя когда выздоровела? Слад (7) Продолжим работу с текстом, поработаем в парах, проверим вашу память. Напомните , как нужно работать в парах. У вас на партах лежат карточки. Работая в парах ,вы должны вставить в текст пропущенные слова, которые соответствуют тексту рассказа «Слон»
|
Вопросы учителя. Слово учителя. --Молодцы ,вы отвечали быстро, старательно. Вы были внимательными читателями.
-_Ребята, давайте вспомним о правилах работы в парах. Работа с карточками и с текстом. | Ученики выступали с сообщениями.
Ученики отвечают на вопросы учителя.
Ребята отвечают на вопросы блиц -опроса
Ученики читают правила работы в парах | Познавательные: формируем умение выявлять сущность, особенности объектов; формируем умение на основе анализа объектов делать выводы. Коммуникативные: формируем умение слушать и понимать других; формируем умение оформлять свои мысли в устной форме. Регулятивные: формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Личностные: формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. |
3.Мотивация к учебной деятельности. Целеполага ние. Цель: определение содержательных рамок урока, цели и задач урока. | ( слайд 3) Ребята .давайте поиграем в игру : «Верите – не верите…» Верите ли вы, что в каждом человеке есть частичка доброты ? Верите ли вы, что животное может стать членом семьи? Верите ли вы, что родители ради своего ребёнка способны на любые поступки ? Верите ли вы, что сегодня мы откроем для себя одну «простую истину»? Что такое истина?
А какую ,мы с вами постараемся открыть сегодня на нашем уроке. Перед нами стоят цели: найти эту «простую истину» , ответить на проблемный вопрос: « Что и кто помогли излечить больную девочку? | Прием создания проблемной ситуации и ее решение . Вопросы учителя.
|
Ученики отвечают на вопросы учителя.
|
|
4.Физкульт минутка.
| Слоны сильные и выносливые и, чтобы снять усталость, нам нужно тоже немного отдохнуть. Сейчас мы проведем музыкально-танцевальную физминутку. (Слайд 14) Молодцы, теперь можете сесть на свои места. Продолжим наш урок.
| Здоровьесберегающие технологии | Выполняют необходимые движения. | Регулятивные: формируем умение саморегуляции; восстановление духовных и физических сил. |
5.Подготовка к изучению нового материала. 6.Изучение нового материала. Цель: открытие новых знаний. 10 мин.
| На прошлом уроке мы с вами разделили текст на смысловые части, а теперь давайте их повторим. Восстановим события текста с помощью иллюстраций (Слайд 15 )
На прошлом уроке мы прочитали текст и разделили его на смысловые части. Ну а теперь, как вы думаете, что мы должны сделать? - Зачем мы делили текст на смысловые части? (чтобы составить план) -Что такое план? (это перечень основных мыслей, расположены в такой последовательности, которая отражает смысл текста) - Зачем нам нужно составлять план? ( чтобы лучше понимать и пересказать текст) Мы будем работать в группах. Каждая группа получит своё задание. 1-ая группа составляет краткий план восстановив последовательность событий, записанных на карточках. 2-ая группа, составляет цитатный план, восстановив последовательность событий произведения «Слон» 3-ая группа, используя иллюстрации, самостоятельно составляет краткий план. | Ребята давайте вспомним о правилах работы в парах. Каждой группе раздаются задания. Коллективно проверяются задания. | Ученики вспоминают текст, отвечают на вопросы учителя и зачитывают отрывки из текста.
Звучат ответы учеников.
Ученики вспоминают правила работы в группах.
| Познавательные: формируем умение извлекать информацию из иллюстраций, текста; формируем умение на основе анализа объектов делать выводы, формируем умения структурировать знания. Коммуникативные: формируем умение слушать и понимать других; формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; формируем умение оформлять свои мысли в устной форме. Регулятивные: формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом текта ; формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Личностные: формируем умение выказывать своё отношение к событиям, выражать свои эмоции; формируем мотивацию к целенаправленной познавательной деятельности. |
7.Итог урока.
| Какую истину хотел донести до нас А. Куприн? Чему нас учит рассказ «Слон»? - Что главное в этом рассказе? Почему девочка выздоровела? -Кто ей помог? -О чем вы задумались, прочитав этот рассказ? Слайд 21 О чем этот рассказ? О силе родительской любви. Родители стараются сделать даже невозможное, когда речь идет о жизни и здоровье ребенка. Вывод: Сбывшаяся мечта- самое лучшее лекарство. Слайд 22 Вы знаете, что Куприн написал свой рассказ в 1907 году. Зачем же русский писатель придумал такую историю болееи 100 лет тому назад? Только ли о слоне идет речь в этом рассказе, или о чем то более важном? Слайд 23 Несмотря на то, что это произведение было написано много лет назад, оно актуально и в наши дни. И в наши дни есть люди, которые заботятся не только о своих родных детях, но и помогают совершенно посторонним тяжелобольным детям и их родителям, когда им нужна поддержка и помощь. Одним таким человеком является знаменитая актриса театра и кино Чулпан Хаматова. Она. как мама заботится о своей семье, но в то же время ей не безразлична судьба других детей, которым нужна помощь. Слайд 24 Доброта и милосердие не знает границ. Подтверждение тому реальная история португальского футболиста Криштиану Роналду.
Слайд 26 И та простая истина, секрет. которой мы пытались открыть на уроке с помощью рассказа Куприна « Слон» гласит: « Счастлив тот – кто умеет дарить радость людям» (примеры из рассказа).
|
|
Ученики высказывают свои предположения.
| Познавательные: формируем умение извлекать информацию из презентации,; формируем умение на основе анализа объектов делать выводы; формируем умение находить ответы на вопросы в тексте. Коммуникативные: формируем умение слушать и понимать других; формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; формируем умение оформлять свои мысли в устной форме; Регулятивные: формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника и жизненной ситуации; формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Личностные: формируем умение выказывать своё отношение к событиям, выражать свои эмоции; формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. |
8.Домашнее задание.
| Составить план (по выбору, используемому на уроке), подготовить пересказ текста . |
| Подводят итоги, записывают домашнее задание .
| Познавательные: формируем умение на основе анализа объектов делать выводы. Коммуникативные: формируем умение слушать и понимать других; формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. Регулятивные: формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей Личностные: формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. |
9.Рефлексия. Цель: соотнесение цели учебной деятельности и результата. 2 мин. | Закончите фразу: « Я доволен своей работой, всё понятно…» «Я немного затруднялся , но всё понятно…» «Мне нужно тренироваться ещё понятно…»
(Слайд 25) Доброта, отзывчивость, милосердие всегда находятся в нашем сердце . -У вас на парте, тоже находятся сердечки. Сейчас вы оцените себя. Сначала поднимите сердечки те, у кого на уроке все получилось. А теперь те, у кого кое-что не получилось. И наконец, поднимут сердечки те, кто сегодня работал недостаточно. Свои сердечки мы не прикрепляли на доску. Я хочу, чтобы эту капельку доброты вы подарили своим родным и близким, знакомым , тем кто грустит, болеет, у кого плохое настроение. Пусть ,это сердце поможет людям в трудную минуту. Ведь счастлив тот, кто умеет дарить радость другим.
|
|
Отмечают результат работы на уроке. Отвечают на вопросы. | Регулятивные: формируем умение осознания того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению. Личностные: формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. |
3