Активизация познавательной деятельности при изучении Устройства автомобиля

Показаны примеры проведения уроков междисциплинарного курса МДК.02.01 Конструкция, эксплуатация и техническое обслуживание автомобилей с использованием метода проблемных ситуаций

Содержимое разработки

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЛЕНИНСК - КУЗНЕЦКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»











Активизация познавательной деятельности обучающихся на занятиях по ПМ.02 Техническое обслуживание и ремонт систем, узлов, приборов автомобилей

МДК.02.01 Конструкция, эксплуатация и техническое обслуживание автомобилей

(профессия 23.01.08 Слесарь по ремонту строительных машин)











Выполнила:

Преподаватель

Специальных

дисциплин

Ковалева

Татьяна Владимировна























Ленинск-Кузнецкий, 2018

Содержание


Введение

1. Познавательная деятельность и способности учащихся

1.1. Основные понятия с точки зрения психологии и педагогики

1.2. Проблема активизации познавательной деятельности в педагогике

2. Активизация познавательной деятельности на уроках

МДК.02.01 Конструкция, эксплуатация и техническое обслуживание автомобилей

2.1. Объяснительно-иллюстративное обучение совместно с вопросно-ответным обучением

2.2. Эвристическое обучение совместно с вопросно-ответным обучением

2.3. Конкурсы

Заключение

Список использованных источников

Приложение – 1

Приложение – 2

Приложение – 3

Введение

Задача любого педагога – помочь еще не взрослому человеку сформировать систему ценностей, выпустить здорового человека, уверенного в себе, не боящегося жизни, научить использовать накопившиеся знания и применять их на практике.

Перед слесарем, или водителем стоит задача в постоянном поддержании высокой технической готовности подвижного состава, обеспечении его работоспособности в течение установленных сроков выработки. Простои автомобильного подвижного состава из-за технической неисправности вызывают большие потери в хозяйстве. Некачественное обслуживание автомобиля влияет на безопасность дорожного движения, повышает уровень загрязненности воздуха отработавшими газами автомобилей.

Содержание подвижного состава в исправном состоянии зависит в значительной степени от самих водителей и слесарей, их квалификации, знания ими материальной части автомобиля и правил технической эксплуатации, от бережного отношения к доверенной им техники.

На преподавателя ложится задача не только развивать память, внимание учащихся, но и творческое мышление, необходимое для решения нестандартных задач, сложных профессиональных проблем.

Если учесть, что у значительной части учащихся нет мотивации к учению, и умственные способности разного уровня, то дидактические принципы наглядности и доступности, систематичности и последовательности, связи теории с практикой проявляет интерес к учебе, развивают наблюдательность, внимание, мышление. То, что дети видят, будит мысль и лучше запоминается.

Сократом был разработан и широко внедрен в практику один из первых методических приемов обучения и воспитания – метод вопросно-ответного обучения («сократический метод»). Суть» сократического метода» состоит в последовательности постановке вопросов таким образом, чтобы , давая ответы на них, обучаемый сам приходил к определенным истинным суждениям.

Вопросно-ответный метод обучения направлен на первичное овладение знаниями, при постановке даже простых вопросов вызывает интерес и обеспечивает активность учащихся. Применение вопросно-ответного метода совместно с методом проблемного обучения расширяет диапазон возможностей учащихся, побуждает учащихся к самостоятельной мыслительной деятельности, обеспечивает глубину знаний в овладение учебным материалом, способствует применению теоретических знаний на практике. Такое сочетание способствует закреплению и совершенствованию знаний и овладению умениями и навыками.

Цель данной работы: показать активизацию познавательной деятельности обучающихся на уроках.


1. Познавательная деятельность и способности учащихся

1.1. Основные понятия с точки зрения психологии и педагогики

Рассмотрим понятия активности и деятельности и способности с точки зрения педагогики и психологии.

Интенсификация социальных процессов, глубина и характер изменений осуществляющихся на разных уровнях и в разных сферах жизнедеятельности стимулируют активность человека. Практическая активность вообще присуще всему живому.

Активность – усиленная деятельность, деятельное состояние.

Особую сферу активности составляет познавательная активность.

Познавательная активность – это потребность, уже отягощенная материей движения и слов, предвкушения и воспоминания. Включая в себя признаки интереса, внимания, готовности к действию, познавательная активность близка к понятиям любознательности или любопытства, несет в себе потребность в новой информации, готовность к её переработке, инициативный и целеустремленный поиск.

В педагогике познавательная активность означает интеллектуально-эмоциональный отклик на процесс познания, стремление обучающегося к учению, к выполнению индивидуальных и общих заданий, интерес к деятельности преподавателя. Познавательная активность – качество, характеризующее интеллектуальные способности человека к учению.

Как и другие способности, они проявляются и развиваются в деятельности, отсутствие условий приводит к тому, что они не развиваются.

Психолог С. Рубинштейн свое время установил, что становление и развитие личности человека возможно в ходе глубоко содержательной, объективно обоснованной и субъективно значимой целенаправленной деятельности. Учебная деятельность как раз и направлена на субъект деятельности – на учащегося.

В основе деятельностного способа обучения – личностное включение учащегося в учебный процесс, когда компоненты деятельности им самим направляются и контролируются. При этом учебный процесс должен происходить в условиях мотивированного включения обучающегося в познавательную деятельность, которая в этом случае становится желаемой, привлекательной, приносящей удовлетворение от участия в ней.

Способности – индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условиями успешного выполнения определенной деятельности. Способности включают в себя отдельные знания, умения и навыки, так и готовность к обучению новыми способами и приемами деятельности.


1.2. Проблема активизации познавательной деятельности в педагогике

Активизация познавательной деятельности учащихся всегда была одной из наиболее актуальных проблем в теории и практике обучения. В поисках путей ее решения педагоги осваивали исследовательские и поисковые методы, нестандартные формы проведения занятий.

В последнее время интерес педагогов направлен на освоение активных форм и методов обучения, основанных на деятельных и диалоговых формах познания.

Многолетний опыт работы в системе профессионального образования показывает, что обучение бывает эффективным и достигает хороших результатов, если:

- учащиеся открыты для обучения и активно включаются во взаимоотношения и сотрудничество с другими участниками образовательного процесса;

- получают возможность для анализа своей деятельности и реализации собственного потенциала;

- могут практически подготовиться к тому, с чем им предстоит столкнуться в ближайшее время в жизни и профессиональной деятельности;

- могут быть самими собой, не боятся выражать себя, допускать ошибки, при условии, что они не подвергаются за это осуждению и не получают негативные оценки.

Практически все эти требования соблюдаются, если используется режим обучения, основанный на диалоге, кооперации и сотрудничестве всех субъектов обучения.

Поэтому в русле деятельного подхода психологической основой обучения является «активная познавательная деятельность самого учащегося, приводящая к формированию умения творчески мыслить, используя приобретаемые в процессе деятельности знания, навыки и умения».

Проблема активизации познавательной деятельности, развития самостоятельности и творчества обучающихся была и остается одной из актуальных задач педагогики. Современная ориентация образования на формирование способности человека к деятельности и общению предполагает создание дидактических и психологических условий, в которых обучающийся может проявить свою интеллектуальную позицию, индивидуальность.

Перед педагогикой нашего времени стоит задача через воспитание и образование помочь юноше сформировать систему ценностей - это самая главная задача любого педагога, нужно учить молодежь способности идти против течения, не поддаваться «стадности», иметь правильную позицию в жизни.

Способность идти против течения – это значит, способность сохранить внутреннюю свободу, способность сохранить себя от некой управляемости извне.


2. Активизация познавательной деятельности на уроках МДК.02.01 Конструкция, эксплуатация и техническое обслуживание автомобилей

2.1. Объяснительно-иллюстративное обучение совместно с вопросно-ответным обучением

Урок ознакомление учащихся с новым материалом - такой урок, содержанием которого является новый, неизвестный материал, включающий в себя относительно широкий круг вопросов и требующий значительного времени на его изучение.

Например, перед преподавателем стоит задача – изучение раздаточной коробки передач автомобиля ЗИЛ -131.

Для того, чтобы активизировать работу всего класса, при этом в короткий срок рассмотреть и усвоить объемный и сложный материал, преподавателю для реализации плана необходимо:

План преподавателя для реализации обучения

- повторение предыдущего материала (повторить только условные обозначения кинематической коробки передач);

- приготовить кинематическую схему раздаточной коробки передач, и ее привода (презентация, слайд);

- подготовить вопросы по кинематической схеме для изучения назначения, устройства и работы раздаточной коробки;

- приготовить тесты для проверки знаний раздаточной коробки передач.

Рассмотрение устройство и работы раздаточной коробки по кинематической схеме дает живое представление работы агрегата, через зрительное восприятие показывает путь передачи крутящего момента. Объяснительно - иллюстративное обучение совместно с вопросно-ответным обучением поддерживает «тонус» и напряжение класса и направлен на первичное овладение знаниями. Последовательность в постановке вопросов, казалось бы, очень простых, заставляет обучающихся объемно мыслить, заставляет уяснить связь между деталями изучаемого механизма, развить воображение и представление вращающихся и движущихся деталей механизма. Все это активно воздействует на работу мозга обучающего, что способствует лучшему запоминанию материала, и надолго.

Для закрепления и проверки знаний, предлагаются тестовые задания по рассмотренной кинематической схеме, идет тренировка мозга.

При изучении раздаточной коробки на слайде, где показан сложный разрез механизма, используются эти же вопросы, и параллельно, по возможности создаются проблемные ситуации. С одной стороны, идет повторение изученного материала, с другой стороны, попутно происходит изучение раздаточной коробки в ее настоящем виде, в разрезе, идет чтение чертежа. Постановка проблемных задач стимулирует познавательную активность обучающихся.

Приложение -1

План урока

Предмет: МДК.02.01 Конструкция, эксплуатация и техническое обслуживание автомобилей

Профессия: Слесарь по ремонту строительных машин

Курс: 2

Тема: Раздаточная коробка передач автомобиля ЗИЛ-131

Цели урока:

Развивающая цель:

Развить у обучающихся познавательной деятельности; привить им умения самостоятельно мыслить.

Образовательная цель:

Научить читать кинематические схемы агрегатов трансмиссии.

Научить обучающихся устройству и работе раздаточной коробки передач.

Воспитательная цель:

Сформировать у обучающихся трудовую дисциплину, чувство ответственности; развить интерес к будущей профессии.

Тип урока:

Урок изучения новых знаний.

Метод проведения:

Беседа с обратной связью.

Оснащение урока:

Конспект; видеопроектор; кинематическая схема раздаточной коробки и ее привода автомобиля ЗИЛ -131, тестовые задания.

Межпредметные связи:

Черчение, Техническая механика (раздел Детали машин).

Ход урока

1. Организационный момент

1.2. Проверка готовности к уроку

1.3. Изложение цели урока

1.4. Изложение хода урока

На сегодняшнем уроке рассмотрим назначение, устройство и работу раздаточной коробки передач.

2. Повторение изученного материала

Вопросы для повторения:

2.1. Как обозначаются валы в кинематической схеме?

2.2. Как обозначаются шестерни в кинематической схеме?

2.3. Как обозначаются муфты в кинематической схеме?

3. Изложение нового материала

Вопросы для изучения новой темы (рис.1):

3.1. Сколько валов имеет раздаточная коробка передач?

3.2. Какие детали установлены на валу 1? На валу5? На валу 6?

3.3. Какое соединение имеет муфта 3 на валу 1?

3.4. Какое соединение имеет муфта 10 на ступице шестерни 11?

3.5. Как установлена муфта 8 на ступице шестерни 9?

3.6. Какие шестерни находятся в постоянном зацеплении?

3.7. Сколько вилок выключения передач изображено на схеме?


Рис. 1 Кинематическая схема раздаточной коробки передач


Вот так устроена раздаточная коробка передач. Обобщим, из каких основных частей состоит раздаточная коробка?

3.8. Сколько валов имеет раздаточная коробка?

3.9. Сколько шестерней?

3.10. Сколько муфт и вилок выключения передач?

3.11. На скольких подшипниках опираются валы раздаточной коробки?

3.12. Между какими узлами автомобиля установлена раздаточная коробка?

3.13. Таким образом, если раздаточная коробка установлена между коробкой передач и карданной передачей, то:

Откуда поступает крутящий момент «А» на раздаточную коробку? От раздаточной коробки, куда поступает крутящий момент «Б», «В»?

3.14. Таким образом, зачем нужна раздаточная коробка передач?

Рассмотрим работу раздаточной коробки:

Первая передача в раздаточной коробки – низшая, для движения по труднопроходимым дорогам. Вторая – высшая, для движения по хорошим дорогам.

3.15. Как включить вторую передачу?

– (Ответ: нужно заблокировать муфтой 10 ступицы шестерней 11 и 9).

При включении первой передачи автоматически включается и передний мост автомобиля.

3.16. Покажите, как передается крутящий момент от коробки передач в раздаточной коробки при движении на первой передачи?

- (Ответ: 1 – 2 – 11 – 10 – 9 – 4 – 5 – далее на заднюю тележку;

На привод переднего моста: 1 – 2 – 11 – 10 – 9 – 8 – 7 – 6).

3.17. Покажите, как передается крутящий момент от коробки передач в раздаточной коробки при движении на второй передачи?

- (Ответ: муфтой 3 блокируются валы 1 и 5, - это прямая передача, далее на заднюю тележку;

Чтобы включить передний мост, необходимо нажать на кнопку включения переднего моста: 1 – 3 – 4 – 9 – 8 – 7 – 6).

3.18. Решение возникших проблем

Объяснить возможную причину неисправностей в раздаточной коробке передач:

1. Возник «хруст» в раздаточной коробке при движении автомобиля.

2. Не включается передний мост.

3. Происходит нагрев раздаточной коробки.

  1. Закрепление материала

Для закрепления нового материала предлагаются тестовые задания.

Тестовое задание

Тема: Раздаточная коробка передач автомобиля ЗИЛ -131. Использовать кинематическую схему раздаточной коробки. Дайте правильный ответ на вопросы с 1 по 5.

Форма ответа: цифра-цифра.

1.Назначение раздаточной коробки передач на автомобиле?

1. Передает крутящий момент от коробки передач на заднюю тележку и для включения переднего моста.

2. Разрывает крутящий момент между двигателем и трансмиссией.

3. Передает крутящий момент от двигателя на трансмиссию.

2. Сколько валов имеет раздаточная коробка?

1. Три: первичный вал; промежуточный вал; вал привода переднего моста.

2. Три: первичный вал; промежуточный вал; вторичный вал.

3. Три: первичный вал; вал привода задней тележки; вал привода переднего моста.

3. Сколько ступеней передач имеет раздаточная коробка передач?

1. Двухступенчатая коробка с делителем.

2. Двухступенчатая коробка, вторая передача прямая.

3. Трехступенчатая коробка с делителем.

4. Включена первая передача в раздаточной коробке +автоматическое включение переднего моста. Дать правильный ответ передачи крутящего момента.

1. 1-2-11-10-9-4-5 + 1-2-11-10-9-8-7-6;

2. 1-2-11-10-9-4-5 + 1-3-4-9-8-7-6.

3. 1-3-4-9-8-7-6 + 1-2-11-10-9-4-5

5. Включена вторая передача в раздаточной коробке + нажать кнопку включения включение переднего моста. Дать правильный ответ передачи крутящего момента.

1. 1-3-4-5 + 1-3-4-9-8-7-6;

2. 1-2-11-10-9-4-5 + 1-3-4-9-8-7-6.

3. 1-3-4-9-8-7-6 + 1-2-11-10-9-4-5

Эталон ответов к тестовому заданию «Раздаточная коробка»

Вопросы

1

2

3

4

5

Ответы

1

3

2

1

1


5. Подведение итогов.


2.2. Эвристическое обучение совместно с вопросно-ответным обучением

Начиная с урока ознакомления с новым материалом, повторением и закреплением изученного, заканчивая обобщающими уроками, использование принципа проблемного обучения вызывает огромный интерес у учащихся. Современным детям очень скучно слушать нудное изложение, монотонный рассказ преподавателя.

Преподаватель вызывает учащихся на «дуэль». Площадкой для «дуэли» служит простейшая схема сложнейшего узла, или системы.

Пользуясь простейшей схемой узла или системы, в ходе эвристической беседы преподаватель заставляет учащихся выразить свою точку зрения. Вопросы направляют мысли и ответы учащихся. При этом преподавателю очень хорошо видна глубина мышления учащегося. Разумеется, не каждый вопрос нужно предоставлять в форме проблемной ситуации, самое главное – это последовательность в постановке вопросов, с целью обеспечить связь и кучкообразность в знаниях учащихся, для развития и появления логического мышления.

Пример. Изучается карбюратор. Сложный узел включает пять систем. Для усвоения материала необходимо одно условие – это изучить ПРИНЦИП, на чем основана работа карбюратора, все остальные системы усваиваются с легкостью. Для этого перерабатывается текст учебника в вопросы. Вопросы проблемного характера можно «нести» параллельно, но целесообразнее использовать их в конце изученной темы, это зависит от особенностей учащихся, их индивидуальных способностей, сообразительности, отношения к учебному предмету.

В ходе эвристической беседы решение вопросов предлагаются найти обучающимся сначала совместно, а потом эти же вопросы используются в тестах для закрепления материала.

План преподавателя для реализации обучения:

- приготовить слайд со схемой простейшего карбюратора;

- переработать текст из учебника в вопросы проблемного характера.

- для закрепления знаний и проверки – создать тестовое задание, в помощь приложить текст из учебника.

Зачет учащихся в устной форме по теме «Системы карбюратора» показал высокую эффективность вопросно-ответного обучения, основанных на принципах проблемного и развивающего обучения. Более половины обучающихся получили оценки «хорошо» и «пять».

План урока метода вопросно-ответного обучения с использованием задач проблемного характера показан в Приложение -2.

Приложение – 2

План урока

Предмет: МДК.02.01 Конструкция, эксплуатация и техническое обслуживание автомобилей

Профессия: Слесарь по ремонту строительных машин

Курс: 1

Тема: Устройство простейшего карбюратора. Принцип работы карбюратора.

Цели урока:

Развивающая цель:

Развить у обучающихся познавательной деятельности; привить им умения самостоятельно мыслить.

Образовательная цель:

Научить обучающихся с устройством простейшего карбюратора, уяснить принцип, на чем основывается работа карбюратора.

Воспитательная цель:

Сформировать у обучающихся трудовую дисциплину, чувство ответственности; развить интерес к будущей профессии.

Тип урока:

Урок изучения новых знаний.

Метод проведения:

Беседа с обратной связью с использованием задач проблемного характера.

Оснащение урока:

Видеопроектор; презентация «Системы карбюратора».

Межпредметные связи:

Физика, черчение, химия, математика.

Литература: Вишняков Н.Н. Автомобиль: Основы конструкции. - М.: Машиностроение, 1986. – 304 с.

Ход урока

1. Организационный момент

1.2. Проверка готовности к уроку

1.3. Изложение цели урока

1.4. Изложение хода урока

На примере простейшей схемы карбюратора мы рассмотрим устройство и принцип работы карбюратора.

2. Повторение изученного материала

2.1. Зачем нужен карбюратор на автомобиле?

2.2. Между какими деталями установлен карбюратор?

3. Изложение нового материала.

Перед нами схема простейшего карбюратора. Карбюратор смешивает бензин и воздух. Простейший карбюратор состоит из двух основных частей:

  1. Поплавковая камера и

  2. Смесительная камера.

1. Рассмотрим поплавковую камеру.

В поплавковой камере расположены: поплавок 12, клапан 13, жиклер 9 (рис.2).

Вопросы:

Направляющие вопросы, или первичное овладение знаниями

Вопросы проблемного характера, или углубленное изучение материала

3.1. Почему поплавковая камера связана с атмосферой?


Найти неисправность в рассматриваемом карбюраторе, если:

  • Идет увеличенный расход топлива.

  • Двигатель «не тянет».

  • Двигатель глохнет в режиме холостого хода.

  • Высокая частота вращения коленчатого вала в режиме холостого хода.


3.2. Можно ли изменить уровень топлива в поплавковой камере?

3.3. Если поплавок будет дырявый, то уровень топлива в камере будет …(ниже или выше нормы)?

3.4. Если уровень топлива в поплавковой камере будет ниже нормы, то состав горючей смеси будет…(бедный или богатый)?

3.5. Если уровень в поплавковой камере будет выше нормы, то состав горечей смеси будет…(бедный или богатый)?


А теперь посмотрим, как от сечения главного топливного жиклера зависит состав горючей смеси?

Направляющие вопросы, или первичное овладение знаниями

Вопросы проблемного характера, или углубленное изучение материала

3.6. Если главный топливный жиклер засорился, то состав горючей смеси будет… (бедный или богатый)?


Найти неисправность в рассматриваемом карбюраторе, если:

  • Идет увеличенный расход топлива.

  • Двигатель «не тянет».

  • Двигатель глохнет в режиме холостого хода.

  • Высокая частота вращения коленчатого вала в режиме холостого хода.


3.7. Если главный топливный жиклер разработался (что с сечением произошло? – увеличилось сечение), то состав горючей смеси будет… (богатый или бедный)?


3.8. Почему распылитель главной дозирующей системы расположен выше уровня топлива? Давайте представим, что распылитель находится на одном уровне с уровнем топлива? Что произойдет?

(- При неработающем двигателе топливо будет вытекать из распылителя)


Рис. 2. Схема системы холостого хода: 1- дроссельная заслонка; 2, 4 – каналы холостого хода; 3 –винт качества; 5, 7 – каналы холостого хода; 6- воздушный жиклер холостого хода; 8- топливный жиклер холостого хода; 9- топливный жиклер главной дозирующей системы; 10- винт количества; 11- поплавковая камера; 12- поплавок; 13 – игольчатый клапан; 14 –воздушная заслонка; 15- диффузор; 16 – распылитель главной дозирующей системы

2. Рассмотрим смесительную камеру карбюратора (рис.2).

Она включает в себя:

- воздушную 14 и дроссельную заслонки 1,

- диффузор 15,

- отверстия, откуда поступает топливо – это из каналов 2, 4 холостого хода и из распылителя 16 главной дозирующей системы.

Откиньте все и устремите свое внимание на смесительную камеру карбюратора.

Оно имеет самое узкое место – диффузор. Зачем?

Поршень совершает такт впуска, идет вниз.

Направляющие вопросы, или первичное овладение знаниями

Вопросы проблемного характера, или углубленное изучение материала

3.10. Что за сила заставляет воздух следовать вниз за поршнем?

( -Разряжение, или отрицательная сила давления)

Найти неисправность в рассматриваемом карбюраторе, если:

  • Идет увеличенный расход топлива.

  • Двигатель «не тянет».

  • Двигатель глохнет в режиме холостого хода.

  • Высокая частота вращения коленчатого вала в режиме холостого хода.


3.11. В каком месте трубы карбюратора скорость движения воздуха будет самой высокой?

(- В диффузоре)


3.12. Обратите внимание, что распылитель главной дозирующей системы расположен в самом узком сечении трубы, в диффузоре. Зачем?

(-Перепад давления воздуха между камерой и диффузором создает условия для вытекания из распылителя топлива, которое подхватывается потоком воздуха и распыливается)


А теперь самое главное:

Педаль газа и сила разряжения связаны между собой через дроссельную заслонку. При нажатии педали газа дроссельная заслонка открывается. Когда мы уберем ногу с педали газа, то дроссельная заслонка останется закрытой.

Рассмотрим два положения дроссельной заслонки.

1 Положение – Закроем дроссельную заслонку (уберем ногу с педали газа). Поршень идет вниз.



Направляющие вопросы, или первичное овладение знаниями

Вопросы проблемного характера, или углубленное изучение материала

3.13. В каком месте создается разряжение?

(-Под дроссельной заслонкой)

Найти неисправность в рассматриваемом карбюраторе, если:

  • Идет увеличенный расход топлива.

  • Двигатель «не тянет».

  • Двигатель глохнет в режиме холостого хода.

  • Высокая частота вращения коленчатого вала в режиме холостого хода.

3.14. Из какого канала будет поступать топливо?

(-Из нижнего канала холостого хода)



2 Положение – Дроссельная заслонка открыта (надавим на педаль газа). Поршень идет вниз.


Направляющие вопросы, или первичное овладение знаниями

Вопросы проблемного характера, или углубленное изучение материала

3.15. В каком месте самая высокая скорость движения?

(-В диффузоре. Значит, топливо будет поступать из распылителя главной дозирующей системы)


Найти неисправность в рассматриваемом карбюраторе, если:

  • Идет увеличенный расход топлива.

  • Двигатель «не тянет».

  • Двигатель глохнет в режиме холостого хода.

  • Высокая частота вращения коленчатого вала в режиме холостого хода.


3.16. А можно ли заставить работать сразу две системы?

(-Да! Надо закрыть воздушную заслонку)


3.17. Где возникает разряжение?

(- Под воздушной заслонкой. Топливо будет поступать не только из системы холостого хода, но и из главной дозирующей системы)


4. Закрепление материала

Для закрепления материала необходимо решить тестовое задание, используя простейшую схему карбюратора. В помощь предлагается текст из учебника.


Тестовое задание

Тема: Устройство простейшего карбюратора и принцип его работы. Задание. Используя схему системы холостого хода, дайте правильный ответ на вопросы с 1 по 15. Форма ответа: цифра-цифра.

1. Если поплавковая камера не будет связана с атмосферой, то:

1. Топливо не будет поступать в смесительную камеру, по причине создавшегося разряжения в поплавковой камере;

2. Не будет атмосферного давления в поплавковой камере;

3. Верны оба варианта ответов.

2. Можно ли изменить уровень топлива в поплавковой камере?

1. Подгибанием опоры запорной иглы;

2. Уровень топлива в поплавковой камере устанавливается автоматически.

3. Если поплавок будет дырявый, то уровень топлива в камере будет, ниже или выше нормы?

1. Ниже нормы; 2. Выше нормы.

4. Если уровень топлива в поплавковой камере будет ниже нормы, то состав горючей смеси будет бедный или богатый?

1. Богатый состав горючей смеси;

2. Бедный состав горючей смеси.

5. Если уровень в поплавковой камере будет выше нормы, то состав горечей смеси будет бедный или богатый?

1. Богатый состав горючей смеси;

2. Бедный состав горючей смеси.

6. Как от сечения главного топливного жиклера зависит состав горючей смеси?

1. Если главный топливный жиклер засорился, то состав горючей смеси будет бедный;

2. Если главный топливный жиклер разработался (что с сечением произошло? – увеличилось сечение), то состав горючей смеси будет богатый;

3. Верны оба варианта ответов.

7. Почему распылитель главной дозирующей системы расположен выше уровня топлива?

1. Чтобы предотвратить истечение топлива при неработающем двигателе;

2. Для увеличения разрежения у распылителя.

8. При неработающем двигателе идет истечение топлива в цилиндр двигателя. Причиной является:

1. Распылитель расположен на одном уровне с топливом, или находится ниже уровня топлива.

2. Распылитель расположен выше уровня топлива.

9. В каком месте трубы карбюратора скорость движения воздуха будет самой высокой?

1. В диффузоре. 2. В жиклере.

10. Диффузор служит

1. Для повышения скорости движения воздуха через карбюратор;

2. Для увеличения разряжения у распылителя;

3. Верны оба варианта ответов.

11. Зачем распылитель главной дозирующей системы расположен в самом узком сечении трубы, в диффузоре?

1. Перепад давления воздуха между камерой и диффузором создает условия для вытекания из распылителя топлива, которое подхватывается потоком воздуха и распыливается;

2. В узком сечении трубы самая высокая скорость движения воздуха;

3. Верны оба варианта ответов.

12. Дроссельная заслонка закрыта. Поршень идет вниз. В каком месте создается разряжение, и из какого канала будет поступать топливо?

1. Разрежение создается под дроссельной заслонкой, и из нижнего канала холостого хода истекает топливо;

2. Разрежение создается в диффузоре, и топливо поступает из распылителя главной дозирующей системы.

13. Дроссельная заслонка открыта. Поршень идет вниз. В каком месте создается разряжение, и из какого канала будет поступать топливо?

1. Разрежение создается под дроссельной заслонкой, и из нижнего канала холостого хода истекает топливо;

2. Разрежение создается в диффузоре, и топливо поступает из распылителя главной дозирующей системы.

14. А можно ли заставить работать сразу две системы?

1. Надо закрыть воздушную заслонку.

2. Надо открыть дроссельную заслонку.

15. Где возникает разряжение, когда закрыта воздушная заслонка?

1. Под дроссельной заслонкой. При движении поршня вниз топливо будет поступать не только из системы холостого хода, но и из главной дозирующей системы.

2. Под воздушной заслонкой. При движении поршня вниз топливо будет поступать не только из системы холостого хода, но и из главной дозирующей системы.


Эталон ответов к тестовому заданию «Карбюратор»


Вопросы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Ответы

3

1

2

2

1

3

1

1

1

3

1

1

2

1

2


5. Подведение итогов

2.3. Конкурсы

Конкурсы – это своеобразная форма обучения. Конкурсы стимулирует и активизирует деятельность учащихся, развивают их творческие способности.

Конкурсы проводятся на разных уровнях: внутри класса – «мини-конкурсы», и между группами по профессии «Слесарь по ремонту строительных машин».

Конкурс между группами по профессии «Слесарь по ремонту строительных машин» проводится в два этапа. Первый этап включает в себя знания техники безопасности и теоретические вопросы с созданием проблемных ситуаций. Второй этап - это практическое задание поискового характера.

Пример.

Конкурс несет название: «Регулировка теплового зазора между клапаном и коромыслом газораспределительного механизма двигателей ЗИЛ-130 и КамАЗ-740». Подготовка к конкурсу предусматривает повторение большого объема материала.

Необходимо не только знать устройство и работу механизма, но необходимо уметь производить регулировку этого механизма, знать последовательность выполнения данной операции. А при постановке практической задачи поискового характера – уметь объемно и логически мыслить.

Применение знаний на практике способствуют росту сознательности, ответственности, самоутверждению обучающихся. Выполнение практического задания напрямую доказывает необходимость знания теории.

«Мини-конкурс» в классе, между обучающимися, проводится после изучения несложной системы, как обобщающий урок.

Пример (Приложение -3).

Изучена тема «Рулевое управление автомобиля ЗИЛ-130». Конкурс проводится на тему «Гидроусилитель рулевого управления автомобиля ЗИЛ-130».

План преподавателя для реализации обучения:

-подготовить вопросы для команд и болельщиков;

- приготовить слайд «Схема работы гидроусилителя».

Приложение -3

План урока

Предмет: МДК.02.01 Конструкция, эксплуатация и техническое обслуживание автомобилей

Профессия: Слесарь по ремонту строительных машин

Курс: 1

Тема: Гидравлический усилитель рулевого управления ЗИЛ-130

Цели урока:

Развивающая цель:

Развить у обучающихся познавательной деятельности; привить им умения самостоятельно мыслить, развить дух состязательности.

Образовательная цель:

Научить обучающихся читать сложные чертежи; научить логически мыслить. Повторить и закрепить изученный материал.

Воспитательная цель:

Сформировать у обучающихся трудовую дисциплину, чувство ответственности; развить интерес к будущей профессии, активизировать деятельность учащихся.

Тип урока:

Обобщающий урок

Метод проведения:

«Мини – конкурс»

Оснащение урока:

Видеопроектор; слайд «Схема работы гидроусилителя автомобиля ЗИЛ -130»; макет «Схема работы насоса гидроусилителя и рулевого механизма автомобиля ЗИЛ -130».

Межпредметные связи:

Черчение, техническая механика (раздел Детали машин), математика, геометрия.

Литература:

1. Вишняков Н.Н. Автомобиль: Основы конструкции. - М.: Машиностроение, 1986. – 304 с.

2. Полосков В.П. Устройство и эксплуатация автомобилей. –М.: ДОСААФ, 1987. -318с.

Ход урока

1. Организационный момент

1.2. Проверка готовности к уроку

1.3. Изложение цели урока

1.4. Изложение хода урока

Цель сегодняшнего урока – отдохнуть. Мы проведем маленький конкурс, и заодно проверим, как вы усвоили устройство и работу гидроусилителя рулевого управления.

2. Повторение изученного материала.

2.1. Из каких основных частей состоит рулевое управление автомобиля ЗИЛ-130?

(привод, механизм, гидроусилитель)

2.2. Что включает в себя гидроусилитель рулевого управления?

(насос и редуктор рулевого механизма)

3. Изложение нового материала.

Вот и две наши команды назовем: Команду №1-«Насос», Команду №2 –«Редуктор». В каждой команде по 5 человек. Для работы в жюри изберем 3-х человек. Для болельщиков приготовлены вопросы, ответы которых будут зачислены в счет их команд. Болельщики должны сесть сзади своих команд. За подсказку команде со стороны болельщиков, с команды снимается по 5 баллов.

Итак, перед вами схема насоса и редуктора гидроусилителя рулевого управления автомобиля ЗИЛ-130. Для команды №1 «Насос» будут заданы вопросы по насосу гидроусилителя. Для команды № 2 «Редуктор» будут заданы вопросы по редуктору рулевого механизма гидроусилителя.

Вопросы для команд Таблица № 1

Команда №1 -«Насос»

(Насос гидроусилителя)

Команда №2 -«Редуктор»

(редуктор рулевого механизма)

1. Из каких основных частей состоит насос гидроусилителя?

1. Из каких основных частей состоит редуктор рулевого механизма?

2.Какая деталь в насосе вращается? Зачем?

2. Какие детали в редукторе вращаются, а какие совершают поступательные движения? Зачем?

3.По плакату рассказать работу предохранительного и перепускного клапанов? Их назначение?

3. По плакату рассказать работу золотникового устройства. Назначение золотникового устройства?

4. Проблема: Полное отсутствие усиления в гидравлическом приводе рулевого управления. Перечислить причины.

4. Проблема: Увеличенный свободный ход рулевого колеса (более 25 град)?

Перечислить причины, влияющие на увеличение свободного хода рулевого управления.

5. Проблема: В гидроусилителе рулевого управления имеется воздух. Назовите внешние признаки.

5. Проблема: Слышны стуки в редукторе рулевого управления? Назовите причины


Эталон ответов

(для жюри)

Таблица № 2

Команда №1 -«Насос»

(Насос гидроусилителя)

Команда №2 -«Редуктор»

(редуктор рулевого механизма)

1. (3 балла). Основные детали насоса: 1. бачок с фильтром; 2. статор;

2. ротор; 3. клапана (перепускной и предохранительный).

1. (3 балла).

Основные детали редуктора:

1. рулевой механизм типа винт-гайка- поршень-рейка-сектор;

2. золотниковое устройство.

2. (3 балла). В насосе вращается ротор с лопастями для создания давления масла

2. (3 балла). Вращается винт с шариками; поршень-рейка совершает возвратно-поступательные движения; сектор «колеблется» вокруг своей оси. Идет передача крутящего момента от рулевого колеса на сошку под прямым углом и для облегчения усилия.

3. (5 баллов). Под действием давления масла перепускной 17 клапан открывается и масло поступает в бак, тем самым снижает количество масла, поступающего через жиклер насоса. Если создается давление масла более 8-9 кг/см2 в трубопроводе высокого давления, то открывается предохранительный клапан 16 и масло вновь поступает в канал возврата.

3. (5 балла). Золотник смещается от действия винта, тем самым перекрывая и открывая каналы во внутреннюю или внешнюю полость картера; масло под давлением поступает во внутреннюю или внешнюю полость картера, или напрямую к насосу. Это зависит от положения управляемых колес.

4. (5 баллов). Причины полного отсутствия усиления:

- неисправность насоса;

- разрыв трубопровода;

- нет масла;

-неисправность клапана;

- у ЗИЛ разрыв ремня.

4.(5 балла). Причины повышенного свободного хода рулевого управления:

1. ослабли крепления всех деталей и узлов рулевого управления;

2. износ шарниров карданной передачи, шарниров рулевых тяг, шлицевого соединения карданной передачи;

3. износ в редукторе;

4. износ подшипников шкворней, ступиц колес.

5. (5 баллов).

Неравномерное усилие на рулевом колесе при поворотах – свидетельствуют о наличие воздуха в системе.

5. (5 балла). Стуки в редукторе могут быть:

1. большой зазор в рабочих парах;

2. разрушены подшипники;

3. разрушена шариковая гайка.

ИТОГО:_____ баллов.

ИТОГО: ______ баллов.


Вопросы для болельщиков Таблица № 3

Вопросы для болельщиков

Эталон ответов

(для жюри)

1. Перечислите основные отличительные особенности рулевого управления автомобилей ЗИЛ-131 и КамАЗ-5320?

1. (5 балла). У КамАЗ-5320: наличие углового редуктора, щупа в бачке насоса.

2. Перечислите отличительные особенности рулевого управления автомобилей ВАЗ-2108 и ГАЗ -24?

2. (5 балла). ВАЗ-2108: рулевой механизм –реечного типа; Рулевой привод - боковые тяги рулевого механизма связаны через поворотный рычаг с телескопическими стойками передней подвески.

ГАЗ-24: рулевой механизм- червячный редуктор. Рулевой привод: боковые тяги рулевой трапеции связаны с рычагами поворотной цапфы.

3. Почему запрещается эксплуатация автомобиля при увеличенном люфте в рулевом управлении?

3. (5 балла). Эксплуатация автомобиля с увеличенным свободным люфтом в рулевом колесе влияет на безопасность движения, может произойти разрыв сопряженных узлов.

4. Проблема. Шланг, идущий от насоса к редуктору, постоянно рвется. Почему?


(Запасной вопрос: Какой трубопровод в рулевом управлении автомобиля КамАЗ -5320 чаще рвется? От насоса к редуктору, или от редуктора к насосу?)

4. (5 балла). От насоса к редуктору масло поступает под давлением, поэтому эта магистраль чаще всего рвется.

5. Проблема. Нет масла в насосе гидроусилителя. Ваши действия?


(Запасной вопрос: Почему запрещается движение, если нет масла в насосе гидроусилителя?)

5. (5 балла). Запрещается движение автомобиля без масла в редукторе и насосе гидроусилителя. Идет увеличенный износ трущихся деталей, нагревание, заклинивание. Все это влияет на безопасность движения.

6. Перечислите основные требования по техническому обслуживанию к рулевому управлению?

6. (5 балла). Необходимо следить за:

1. Свободным ходом рулевого колеса;

2. Отсутствие люфта;

3. Смазка;

4. Легкость в управлении.

4. Подведение итогов. Жюри подведет итоги. Команда №1 «Насос» из возможных 21 баллов набрала______ баллов. Команда №2 «Редуктор» из возможных 21 баллов набрала______ баллов.

Болельщики для своих команд добавили ______ баллов.


«НАСОС»

«РЕДУКТОР»

Рис. 4 Схема работы гидроусилителя: 1- бачок гидронасоса; 2- ротор насоса; 3- перепускной клапан; 4- предохранительный клапан; 5-нагнетательный трубопровод высокого давления; 6- винт рулевого управления; 7- золотник; 8- реактивный плунжер; 9-шариковый клапан; 10- корпус клапана управления; 11- вал сошки; 12-картер рулевого управления; 13-сливной трубопровод

Заключение

Как нельзя лучше метод проблемного обучения подходит при изучении предметов «Конструкция, эксплуатация и техническое обслуживание автомобилей». Метод открывает большие возможности в усвоении очень большого объема материала, учить использовать накопившиеся знания и применять их на практике. Проблемное обучение «не дает забыть » материал по той причине, что мозг постоянно производил анализ проблемы.

При использовании метода проблемного обучения имеются трудности. Невероятно ярко выражен «разрыв» в знаниях обучающихся. Многие обучающиеся решают проблему, анализируют, другие – не понимают, о чем речь. Поэтому, на первом этапе изучения «устройства» и «работы» систем или механизмов использую вопросно-ответное обучение, а на последующих этапах – «основные неисправности», «поиск неисправностей», «причины неисправностей», - здесь без метода проблемных ситуаций не обойтись.

При изучении предметов ««Конструкция, эксплуатация и техническое обслуживание автомобилей»» использую принцип систематичности и последовательности в обучении, который предполагает преподавание и усвоение знаний в определенном порядке, системе.

При изучении предмета соблюдаются следующие дидактические правила этого принципа:

- деление изучаемого материала на логически связанные разделы и блоки;

- использование схем, планов, таблиц, опорных конспектов и иных форм логического предоставления учебного материала;

-проведение уроков обобщения и систематизации.

Автомобиль разбивается на блоки (двигатель; электрооборудование; трансмиссия; механизмы управления; ходовая часть). Далее, двигатель разбивается на системы. Системы – на узлы. В этой строгой последовательности и производится изучение предмета.

Для прочного усвоения знаний необходимо их стойкое закрепление в памяти учащихся. Поэтому, применяются различные задания, но в основном тестовые. После изучения каждой системы проводится обобщающий урок, новый учебный материал связывается с прежними знаниями. В структуре старых знаний новые воспринимаются яснее, становятся более понятными, а прежние знания за счет новых обогащаются и углубляются.

Предмет ««Конструкция, эксплуатация и техническое обслуживание автомобилей»» - это работа механизмов. Поэтому при рассмотрении устройства и работы механизмов необходимы для зрительного восприятия наглядные пособия. Средствами наглядности служат простейшие схемы, «опорные сигналы» в виде конспектов, зарисовки, чертежи, таблицы, модели, макеты, стенды, диафильмы, механизмы и агрегаты.

Благодаря использованию средств наглядности у обучаемых развивается наблюдательность, внимание, мышление.

При использовании наглядных пособий необходим принцип доступности, чтобы содержание, объем изучаемого и методы его изучения соответствовали уровню интеллектуального развития учащихся, их возможностям усвоить предлагаемый материал. Поэтому, при рассмотрении устройства и работы сложной системы или механизма, она (он), прежде всего, упрощается.

Усложненное содержание изучаемого материала предлагается учащимся после изучения простейших схем систем, механизмов.

Вопросно-ответный метод обучения с использованием наглядного пособия заставляет всматриваться и глубоко изучать схему или механизм, тренирует память, и изученный материал надолго остается в памяти.

Контроль проверки знаний после изучения темы – осуществляется по тестам, после изучения системы проводится зачет в устной форме, что способствует росту дисциплины, появление ответственности у учащегося.

На каждом курсе, один раз в год, между группами проводится конкурс по профессии. Конкурс активизирует деятельность учащихся, развивает их творческие способности, формирует дух состязательности.

Изготовление руками обучающихся настенных стендов при выполнении макетов, поддержание устаревших агрегатов в достойном виде, - все это выражает любовь и уважение к своей будущей профессии.


Список использованных источников

1. Агафонова А.С. Практикум по общей педагогике [Текст] : Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2003. – 416 с.: ил.- (Серия «Учебное пособие»).

2. Батышев,С.Я. Энциклопедия профессионального образования. В трех томах. [Текст] – М.: Профессиональное образование,1999. – 487с.

3. Крившенко Л.П. (и др.); под ред. Л.П.Крившенко. Педагогика [Текст] : учеб. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. – 432с.

4. Лихачев, Б.Т. Педагогика [Текст]: учебное пособие для студентов пед. Учебных заведений и слушателей ИПК и ФПК. – М.: Прометей, Юрайт, 1998. -464с.

5. Никитина, Н.Н. Основы профессионально-педагогической деятельности [Текст] – М.: Мастерство, 2002. -288с.

6. Сластенин, В.А. Педагогика [Текст]: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. – М.: Школа – Пресс,1998. -512с.

7.Семушина Л.Г., Ярошенко Н.Г. Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях [Текст] - М.: Мастерство, 2001. – 272с.




Сохранить у себя:
Активизация познавательной деятельности при изучении Устройства автомобиля

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки