Адаптированная рабочая учебная программа по родному русскому языку для обучающихся с ЗПР

Программа детализирует особенности проведения уроков с детьми, имеющими ЗПР.

Содержимое разработки


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №


Утверждаю:

Директор МБОУ СОШ №

________

Пр. ОУ №___от________







Адаптированная рабочая учебная программа

по родному русскому языку для обучающихся с ЗПР


по родному (русскому) языку

Уровень общего образования (класс): основное общее, 7 класс

Количество часов: 15 часов

Срок реализации программы: 2021-2022уч.год

ФИО учителя:

Квалификационная категория высшая



Составлена на основе:

Примерная программа по учебному предмету «родной (русский) язык» для образовательных организаций, реализующих программы основного общего образования

2021



ОГЛАВЛЕНИЕ



  1. Пояснительная записка………………………………………………………3

  2. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса……………7

  3. Содержание учебного предмета, курса……………………………………. 11

  4. Тематическое планирование………………………………………………...12

  5. Поурочное планирование…………………………………………………....13


























ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Адаптированная рабочая учебная программа для учащихся с ЗПР ……………….. по родному русскому языку в 7 «Б» классе составлена в соответствии с нормативно- методическими документами, регламентирующими языковое образование:

  • Федеральный Закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст.28 ч. 2);

  • Федеральный государственный образовательный стандарт
    основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010. № 1897 )

  • Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 31 января 2018 г. № 2/18)

  • Концепция преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации, утвержденной 9 апреля 2016 г., № 637-р.

  • Устав МБОУ СОШ № .

  • Образовательная программа МБОУ СОШ № ;

  • «Положение о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), реализуемых МБОУ СОШ №»;

  • Положение об инклюзивном обучении детей с ограниченными возможностями здоровья

МБОУ СОШ № - Приказ №84 от 29.08.2019г.

  • Справка ПМПК №10 от 13.05.2019г (АООП ООО для детей ЗПР, вариант 7.1)

  • Справка ПМПК №10 от 13.05.2019г (АООП ООО для детей ЗПР, вариант 7.1)

  • Примерная программа по учебному предмету «родной русский язык» для образовательных организаций, реализующих программы основного общего образования

  • Учебное пособие по Родному русскому языку Александрова М.О., Загоровская О.В и др. 7 класс. – М.: Просвещение, 2020.

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского родного языка, которые определены Федеральным государственным стандартом общего образования.



Общая характеристика учебного предмета

Актуальными до настоящего времени остаются вопросы обеспечения условий доступности получения качественного образования детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательных учреждениях. Поэтому одной из важнейших задач образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом является обеспечение «условий для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения».

Адаптированная рабочая программа для……..(Справка ПМПК №10, №10 от 13.05.2019г (АООП ООО для детей ЗПР, вариант 7.1) была составлена с учетом психологических и социально-возрастных потребностей ребенка. Упрощены наиболее сложные для понимания темы, сокращен объем изучаемого материала и снижены требования к знаниям и умениям учащихся. ……, обучающиеся с ЗПР — это дети с сохраненным интеллектом, имеющие недостатки в психологическом развитии, подтвержденные ПМПК и препятствующие получению образования без создания специальных условий. Они испытывают в той или иной степени выраженные затруднения в усвоении учебной программы, обусловленные недостаточными познавательными способностями, специфическими расстройствами психологического развития (школьных навыков, речи и др.), нарушениями в организации деятельности или поведения.

Индивидуализация обучения осуществляется формами и методами, которые соответствуют индивидуальным психофизическим возможностям и способностям обучающихся ………, характеру заболевания (ЗПР по типу 7.1.). В процессе организации и проведения учебного занятия (урока) учитываются индивидуальные особенности ученика, его состояние здоровья, обеспечивается уровневый к подаче содержания учебного материала и при контроле знаний, умений и навыков по предмету. Особенности психического развития детей, занимающихся по адаптированным образовательным программам, прежде всего, недостаточная сформированность мыслительных операций. Все это обуславливает дополнительные коррекционные задачи, направленные на развитие познавательной активности обучающихся, на создание условий для осмысления выполняемой работы. Логика и структура курса при этом остаются неизменными. Последовательность изучения разделов и тем остается прежней, переработано только их содержание.

Содержание самостоятельной работы обучающегося с индивидуальными психофизическими возможностями определяется в соответствии с рабочей программой по учебному предмету и проходит в форме выполнения упражнений по учебнику, работы с текстом учебника, выполнения презентаций, работы над проектами и направлено на расширение и углубление практических знаний и умений по данному предмету, на усвоение межпредметных связей.

Таким образом, курс родного русского языка способствует раскрытию личностного потенциала учащихся с ЗПР. Адаптированная рабочая программа предоставляет возможность обучающимся развиваться в своем персональном темпе, исходя из собственных образовательных способностей и интересов. Также реализовать цели и задачи образования обучающихся с ЗПР, независимо от состояния здоровья, наличия физических недостатков и предоставить возможность социализации в процессе изучения родного русского языка.

Изучение родного русского языка в основной школе направлено на достижение следующих целей:

Цель реализации ООП родного русского языка обучающихся с ЗПР:

обеспечение выполнения требований ФГОС ОО обучающихся с ОВЗ посредством создания условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта.

Цели и задачи организации учебной деятельности:

  • воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;

  • развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; информационных умений и навыков; навыков самоорганизации и саморазвития; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии;

  • освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;

  • овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;

  • применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.

Ввиду психологических особенностей детей с ЗПР, с целью усиления практической направленности обучения проводится коррекционная работа. Коррекционно-развивающая цель четко ориентирует деятельность педагога на развитие психических процессов учащегося с ЗПР, эмоционально-волевой сферы ребенка, на исправление и компенсацию имеющихся недостатков специальными педагогическими и психологическими приемами. Эта цель предельно конкретна и направленна на активизацию тех психических функций, которые будут максимально задействованы на уроке. Реализация коррекционно-развивающей цели предполагает включение в урок специальных коррекционно-развивающих упражнений для совершенствования высших психических функций, эмоционально-волевой и познавательной сфер. В рамках коррекционной работы предусмотрено:

Совершенствование движений и сенсомоторного развития: развитие мелкой моторики и пальцев рук; развитие навыков каллиграфии; развитие артикуляционной моторики.

Коррекция отдельных сторон психической деятельности: коррекция – развитие восприятия, представлений, ощущений; коррекция – развитие памяти; коррекция – развитие внимания; формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина); развитие пространственных представлений и ориентации; развитие представлений о времени.

Развитие различных видов мышления: развитие наглядно-образного мышления; развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).

Развитие основных мыслительных операций: развитие умения сравнивать, анализировать; развитие умения выделять сходство и различие понятий; умение работать по словесной и письменной инструкциям, алгоритму; умение планировать деятельность.

Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы: развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца; формирование умения преодолевать трудности; воспитание самостоятельности принятия решения; формирование адекватности чувств; формирование устойчивой и адекватной самооценки; формирование умения анализировать свою деятельность; воспитание правильного отношения к критике.

Коррекцияразвитие речи: развитие фонематического восприятия; коррекция нарушений устной и письменной речи; коррекция монологической речи; коррекция диалогической речи; развитие лексико-грамматических средств языка.

Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.

Таким образом, адаптированная программа призвана создать образовательную среду и условия, позволяющие детям с ограниченными возможностями получить качественное образование по русскому языку, подготовить разносторонне развитую личность, обладающую
коммуникативной, языковой и культуроведческой компетенциями, способную использовать полученные знания для успешной социализации, дальнейшего образования и трудовой деятельности. Содержание обучения родному русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. Специальной целью преподавания русского языка в школе является формирование коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся старшей школы.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – систематизация знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; общих сведений о лингвистике как науке; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; совершенствование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, умения пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Совершенствование и развитие следующих общеучебных умений: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).

Специфика предмета:

Русский язык (родной) является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.

Содержание курса «Русский родной язык» направлено на удовлетворение потребности обучающихся в изучении родного языка как инструмента познания национальной культуры и самореализации в ней. В содержании курса «Родной русский язык» предусматривается расширение сведений, имеющих отношение не к внутреннему системному устройству языка, как вопросам реализации языковой системы в речи‚ внешней стороне существования языка: к многообразным связям русского языка с цивилизацией и культурой, государством и обществом. Программа учебного предмета отражает социокультурный контекст существования русского языка, в частности, те языковые аспекты, которые обнаруживают прямую, непосредственную культурно-историческую обусловленность.

Программой предусматривается расширение и углубление межпредметного взаимодействия в обучении русскому родному языку не только в филологических образовательных областях, но и во всѐм комплексе изучаемых дисциплин естественнонаучного и гуманитарного циклов.

Технологии, методики:

  • уровневая дифференциация;

  • проблемное обучение;

  • информационно-коммуникационные технологии;

  • здоровьесберегающие технологии;

  • система инновационной оценки «портфолио»;

  • коллективный способ обучения (работа в парах постоянного и сменного состава)

Одно из требований принципа систематичности и последовательности обучения предполагает необходимость осуществления контроля на всех этапах образовательного процесса по родному русскому языку. Этому способствует применение следующих видов контроля:

Входной – диагностика начального уровня знаний обучающихся с целью выявления ими важнейших элементов учебного содержания, полученных при изучении предшествующих разделов (тестирование; зрительный, выборочный, комментированный, графический устные диктанты).

Текущий (поурочный) – систематическая диагностика усвоения основных элементов содержания каждого урока (беседа; индивидуальный опрос; подготовка сообщений, проектов; работа по карточкам; составление схем, таблиц, рисунков).
Промежуточный – по ходу изучения темы, но по истечении нескольких уроков(тестирование).

Тематический – по окончании изучения темы (тестирование; оформление презентаций).
Итоговый – проводится по итогам изучения раздела курса русского языка с целью диагностирования усвоения обучающимися основных понятий раздела и понимания их взаимосвязи (устный опрос,диктант, контрольное тестирование).

Формы контроля: обобщающая беседа по изученному материалу, проверка знаний при помощи тестов, индивидуальный устный опрос, фронтальный опрос, выборочная проверка упражнения, взаимопроверка, самоконтроль (по словарям, справочным пособиям), различные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический), виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой (целенаправленные выписки, составление плана), составление учащимися авторского текста в различных жанрах (подготовка устных сообщений, написание творческих работ), наблюдение над речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя, изложения на основе текстов типа описания, рассуждения, написание сочинений, письмо под диктовку, комментирование орфограмм и пунктограмм, контрольное списывание, зрительные диктанты.


Место учебного предмета «Родной русский язык» в учебном плане

Рабочая программа рассчитана на 35 часов (0,5 час в неделю).

Срок реализации программы – первое полугодие, 2021-2022 учебный год.

В связи с постановлением Правительства РФ «О переносе выходных дней в 2022 году» и в соответствии с расписанием школы курс родного русского языка в 7 классе будет реализован за 15 учебных часов.



ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА


Предметные результаты изучения учебного предмета «Родной русский язык» на уровне основного общего образования должны быть ориентированы на применение знаний, умений и навыков в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях и отражать:

1. Понимание взаимосвязи языка, культуры и истории народа, говорящего на нѐм: осознание роли русского родного языка в жизни общества и государства, в современном мире; осознание роли русского родного языка в жизни человека; осознание языка как развивающегося явления, взаимосвязи исторического развития языка с историей общества; осознание национального своеобразия, богатства, выразительности русского родного языка;

2.Овладение основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, стилистическими), нормами речевого этикета; приобретение опыта использования языковых норм в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию, овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка.

3.Совершенствование различных видов устной и письменной речевой деятельности (говорения и слушания, чтения и письма, общения при помощи современных средств устной и письменной коммуникации).


Планируемые результаты

Личностные результаты освоения программы в конце третьего года обучения:


1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа).

Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной России);

Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.

2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

3. Понимание родного языка и родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования; анализ общих сведений о лингвистике как науке и ученых-русистах; об основных нормах русского литературного языка; способность обогащать свой словарный запас; формировать навыки анализа и оценки языковых явлений и фактов; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

4.Осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.

5.Получение достаточного объема словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной и чужой речью.

6. Формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию; уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении). Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.

7. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.

8. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах ( интериоризация ценностей созидательного отношения к окружающей действительности, ценностей социального творчества, ценности продуктивной организации совместной деятельности, самореализации в группе и организации, ценности «другого» как равноправного партнера, формирование компетенций анализа, проектирования, организации деятельности, рефлексии изменений, способов взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации собственного лидерского потенциала).

9. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни.

10. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать художественные, научные и публицистические тексты, отражающие разные этнокультурные традиции; эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира; способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека.

11. Сформированность основ экологической культуры.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД

  1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

  2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

  3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.

  4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.

  5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

Познавательные УУД

1.Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,

классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.

2.Смысловое чтение.

3.Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его

познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

4. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем.

Коммуникативные УУД

1.Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем; работать

индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

2. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.

3.Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ).

Предметные результаты



В конце третьего года (7 класс) изучения курса родного русского языка в основной общеобразовательной школе предметные результаты должны отражать сформированность следующих умений.

«Язык и культура»:

● пояснять внешние причины изменений в русском языке; приводить примеры;

● приводить примеры, которые доказывают, что изучение русского языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны;

● приводить примеры национального своеобразия, богатства, выразительности русского родного языка;

● выявлять единицы языка с национально-культурным компонентом значения в текстах;

● распознавать и характеризовать устаревшую лексику (историзмы, архаизмы); понимать особенности её употребления в текстах;

● определять значения лексических заимствований последних десятилетий; целесообразно употреблять иноязычные слова;

● объяснять происхождение названий русских городов (в рамках изученного);

● регулярно использовать словари, в том числе мультимедийные, учитывая сведения о назначении конкретного вида словаря, особенностях строения его словарной статьи: толковые словари, словари иностранных слов, фразеологические словари, словари пословиц и поговорок, крылатых слов и выражений; учебные этимологические словари; словари синонимов, антонимов.

«Культура речи»:

 соблюдать нормы ударения в отдельных грамматических формах имён

соблюдать нормы ударения в отдельных грамматических формах имён существительных, имён прилагательных, глаголов (в рамках изученного);

различать варианты орфоэпической и акцентологической нормы; употреблять слова с учётом произносительных вариантов современной орфоэпической нормы;

 употреблять слова с учётом стилистических вариантов орфоэпической нормы;

 соблюдать нормы употребления синонимов‚ антонимов‚ омонимов‚ паронимов;

употреблять слова в соответствии с их лексическим значением и требованием лексической сочетаемости;

 корректно употреблять термины в учебно-научном стиле речи (в рамках изученного);

 употреблять имена существительные, имена прилагательные, глаголы с учётом стилистических норм современного русского языка;

 анализировать и различать типичные речевые ошибки;

 редактировать текст с целью исправления речевых ошибок;

 выявлять и исправлять речевые ошибки в устной речи;

 анализировать и оценивать с точки зрения норм современного русского литературного языка чужую и собственную речь;

 корректировать речь с учётом её соответствия основным нормам современного литературного языка;

 редактировать предложения, избегая нагромождения одних и тех же падежных форм, в частности родительного и творительного падежей;

 соблюдать русскую этикетную манеру общения; использовать принципы этикетного общения, лежащие в основе национального русского речевого этикета;

использовать толковые, в том числе мультимедийные, словари для определения лексического значения слова и особенностей его употребления;

использовать орфоэпические, в том числе мультимедийные, орфографические словари для определения нормативных вариантов произношения и правописания;

использовать словари синонимов, антонимов‚ омонимов‚ паронимов для уточнения значения слов, подбора к ним синонимов, антонимов‚ омонимов‚ паронимов, а также в процессе редактирования текста;

использовать грамматические словари и справочники для уточнения нормы формообразования, словоизменения и построения словосочетания и предложения; опознавания вариантов грамматической нормы; в процессе редактирования текста;

 использовать орфографические словари и справочники по пунктуации для определения нормативного написания слов и постановки знаков препинания в письменной речи.

«Речь. Речевая деятельность. Текст»:

 анализировать логико-смысловую структуру текста; распознавать виды абзацев;

 распознавать и анализировать разные типы заголовков текста;

 анализировать и создавать тексты рекламного типа, притчи;

 анализировать и создавать текст в жанре путевых заметок;

 уместно использовать коммуникативные стратегии и тактики при контактном общении: убеждение, комплимент, спор, дискуссия;

 уместно использовать жанры разговорной речи в ситуациях неформального общения;

создавать тексты как результат проектной (исследовательской) деятельности;

строить устные учебно-научные сообщения (ответы на уроке) различных видов, рецензию на проектную работу одноклассника, доклад; принимать участие в учебно-научной дискуссии;

 владеть правилами информационной безопасности при общении в социальных сетях.


Ученик научится:

1) взаимодействовать с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;

2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности в процессе образования и самообразования;

3) использовать коммуникативно-эстетические возможности родного языка;

4) проводить различные виды анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста;

5) использовать в речевой практике при создании устных и письменных высказываний стилистические ресурсы лексики и фразеологии родного языка, основные нормы родного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные), нормы речевого этикета и стремиться к речевому самосовершенствованию;

6) осознавать коммуникативно-эстетические возможности родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, российской и мировой культуры;

Ученик получит возможность научиться:

1) систематизировать научные знания о родном языке; осознавать взаимосвязь его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий родного языка;

2) использовать активный и потенциальный словарный запас, использовать в речи грамматические средства для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;

3) ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность.

4) аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера.



СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


Содержательные разделы (блоки) программы не повторяют основной курс русского языка, а дополняют его и при этом ориентированы на практическое применение полученных знаний.

В разделе «Язык и культура»

  • русский язык рассматривается как национальный и государственный язык Российской Федерации;

  • устанавливается его взаимосвязь с историческим процессом, обозначается процесс становление языка в историческом становлении нации;

  • даётся характеристика языка как основы духовной культуры русского народа;

  • показывается, как русская культура и быт отражаются в родном языке;

  • определяются основы национально-культурной специфики русского языка (на материале разных сфер культуры и быта);

  • проводится сопоставление русского с другими языками Российской Федерации и мира, которое позволяет понять особенности родного языка и его общность с другими языками.

Раздел «Речь. Речевая деятельность. Текст» направлен на практическое формирование устной и письменной речи учащихся, ориентированной на коммуникативное взаимодействие: определять цель общения, выбирать средства построения речи, создавать тексты разных жанров и стилей. В разделе освещаются следующие вопросы:

  • представление о языке и речи, о свойствах культурной речи;

  • использование в устной речи изобразительно-выразительных средств языка, интонирования речи, логического ударения;

  • правила ведения монолога и диалога в речевой практике;

  • понятие текста, средства его создания; типы текста и стили речи;

  • представление о речевом этикете, о практическом применении знаний в разговорной речи, научно-учебном подстиле, официально-деловом и публицистическом стилях;

  • особенности языка произведений устного народного творчества и художественной литературы в применении к речевой деятельности современного человека.

Материалы раздела «Культура речи» формируют у учащихся:

  • умение грамотно использовать русский язык в речевой практике;

  • речевую культуру, которая выражается в осознанном и повсеместном применении норм русского литературного языка (фонетических, лексических, грамматических) в устной и письменной форме;

  • потребность обращаться к словарям русского языка разных типов; умение находить в них нужную информацию.



Третий год обучения. 7 класс. (35 ч)

Раздел 1. Язык и культура (10 час)

Русский язык как развивающееся явление. Связь исторического развития языка с историей общества. Факторы, влияющие на развитие языка: социально-политические события и изменения в обществе, развитие науки и техники, влияние других языков. Устаревшие слова как живые свидетели истории. Историзмы как слова, обозначающие предметы и явления предшествующих эпох, вышедшие из употребления по причине ухода из общественной жизни обозначенных ими предметов и явлений, в том числе национально-бытовых реалий. Архаизмы как слова, имеющие в современном русском языке синонимы. Группы лексических единиц по степени устарелости. Перераспределение пластов лексики между активным и пассивным запасом слов. Актуализация устаревшей лексики в новом речевой контексте (губернатор, диакон, ваучер, агитационный пункт, большевик, колхоз и т.п.).

Лексические заимствования последних десятилетий. Употребление иноязычных слов как проблема культуры речи.

Раздел 2. Культура речи (10 ч)

Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Нормы ударения в полных причастиях‚ кратких формах страдательных причастий прошедшего времени‚ деепричастиях‚ наречиях. Нормы постановки ударения в словоформах с непроизводными предлогами (на дом‚ на гору)

Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Паронимы и точность речи. Смысловые различия, характер лексической сочетаемости, способы управления, функционально-стилевая окраска и употребление паронимов в речи. Типичные речевые ошибки‚ связанные с употреблением паронимов в речи.

Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Типичные ошибки грамматические ошибки в речи. Глаголы 1 лица единственного числа настоящего и будущего времени (в том числе способы выражения формы 1 лица настоящего и будущего времени глаголов очутиться, победить, убедить, учредить, утвердить)‚ формы глаголов совершенного и несовершенного вида‚ формы глаголов в повелительном наклонении. Нормы употребления в речи однокоренных слов типа висящий – висячий, горящий – горячий.

Варианты грамматической нормы: литературные и разговорные падежные формы причастий‚ деепричастий‚ наречий. Отражение вариантов грамматической нормы в словарях и справочниках. Литературный и разговорный варианты грамматической норм (махаешь – машешь; обусловливать, сосредоточивать, уполномочивать, оспаривать, удостаивать, облагораживать).

Речевой этикет

Русская этикетная речевая манера общения: умеренная громкость речи‚ средний темп речи‚ сдержанная артикуляция‚ эмоциональность речи‚ ровная интонация. Запрет на употребление грубых слов, выражений, фраз. Исключение категоричности в разговоре. Невербальный (несловесный) этикет общения. Этикет использования изобразительных жестов. Замещающие и сопровождающие жесты.

Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст (10 ч)

Язык и речь. Виды речевой деятельности

Традиции русского речевого общения. Коммуникативные стратегии и тактики устного общения: убеждение, комплимент, уговаривание, похвала, самопрезентация и др., сохранение инициативы в диалоге, уклонение от инициативы, завершение диалога и др.

Текст как единица языка и речи

Текст, основные признаки текста: смысловая цельность, информативность, связность. Виды абзацев. Основные типы текстовых структур: индуктивные, дедуктивные, рамочные (дедуктивно-индуктивные), стержневые (индуктивно-дедуктивные) структуры. Заголовки текстов, их типы. Информативная функция заголовков. Тексты аргументативного типа: рассуждение, доказательство, объяснение.

Функциональные разновидности языка

Разговорная речь. Беседа. Спор, виды споров. Правила поведения в споре, как управлять собой и собеседником. Корректные и некорректные приёмы ведения спора.

Публицистический стиль. Путевые записки. Текст рекламного объявления, его языковые и структурные особенности.

Язык художественной литературы. Фактуальная и подтекстная информация в текстах художественного стиля речи. Сильные позиции в художественных текстах. Притча.

Резерв учебного времени – 5ч.




ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ



Тема раздела

Кол-во часов

1

Язык и культура

2

Культура речи

3

Речь. Речевая деятельность. Текст

6 ч



15 час





ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

курса «Родной русский язык»

7 класс


Тема урока

Кол.часов

Дата урока


план


факт

Язык и культура (5 часов)



1

Русский язык как развивающееся явление.

1

6.09


2

Устаревшие слова – живые свидетели истории. Историзмы.

1

13.09


3

Архаизмы в составе устаревших слов русского языка

1

20.09


4

Употребление устаревшей лексики в новом контексте.

1

27.09


5

Употребление иноязычных слов как проблема культуры речи.

1

4.10


Культура речи (4 часа)



6

Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Нормы ударения в причастиях, деепричастиях и наречиях.

1

11.10


7

Трудные случаи употребления паронимов.

1

18.10


8

Типичные грамматические ошибки.

Контрольная работа по итогам 1 четверти.

1

25.10


9

Анализ контрольной работы.

Традиции русской речевой манеры общения. Нормы русского речевого и невербального этикета.

1

8.11


Речь. Текст (6 часов)



10

Традиции русского речевого общения

1

15.11


11

Текст. Виды абзацев. Заголовки текстов, их типы

1

22.11


12

Разговорная речь. Спор и дискуссия.

1

29.11


13

Публицистический стиль. Путевые заметки.

1

6.12


14

Текст рекламного объявления, его особенности.

Итоговая контрольная работа.

1

13.12


15

Анализ итоговой контрольной работы.

Язык художественной литературы. Притча.

1

20.12








Согласовано:

Протокол заседания методического

совета МБОУ СОШ №

№___ от __________

Руководитель МС

_____________


Согласовано:

Заместитель директора по УВР МБОУ СОШ №

______________/

____ ________________20__г.



Сохранить у себя:
Адаптированная рабочая учебная программа по родному русскому языку для обучающихся с ЗПР

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки