Адаптированная рабочая программа по ОБЖ 5 класса для детей с задержкой психического развития

Адаптированная рабочая программа по ОБЖ 5 класса для детей с задержкой психического развития составлена на основе материалов Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897), примерной основной образовательной программы основного общего образования (одобрена решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 08.04.2015 № 1/15), «Основы безопасности жизнедеятельности 5 - 6 классы: программа / под ред. Н.Ф. Виноградовой. - Москва: Вентана - Граф, 2019 (Алгоритм Успеха)»

Содержимое разработки



Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Ростовской области

«Шолоховская школа-интернат»




«РАССМОТРЕНО «СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»

НА ЗАСЕДАНИИ МО»

протокол № 1 от 25.08.2020 протокол № 1 от 26.08.2020 приказ № 89 о.д. от 27.08.2020

Руководитель МО Председатель МС Директор школы-интерната


___________ В.В.Немченко _____________ С.Н.Самофалова _______________Н.А.Попов





АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по ОБЖ


для 5 «Б» класса

Рабочую программу составила:

учитель Подоляко Е.Г.

(высшая квалификационная категория)



п. Шолоховский

2020


Пояснительная записка

Адаптированная рабочая программа по ОБЖ 5 «Б» класса для детей с задержкой психического развития составлена на основе материалов Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897), примерной основной образовательной программы основного общего образования (одобрена решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 08.04.2015 № 1/15), «Основы безопасности жизнедеятельности 5 - 6 классы: программа / под ред. Н.Ф. Виноградовой.  - Москва: Вентана - Граф, 2019 (Алгоритм Успеха)» , приказа по школе-интернату от 05.06.2020 г. №66 о. д. «Об утверждении учебного плана на 2020/2021 учебный год».

Учебным планом ГБОУ РО «Шолоховская школа-интернат» предусматривается обязательное изучение ОБЖ на этапе основного общего образования в 5 классе в объеме 35 часов (1 час в неделю). В соответствии с календарным учебным графиком, учебным планом, расписанием занятий на 2020-2021 учебный год, Постановлением правительства РФ «О переносе выходных и праздничных дней (с субботы 1 мая на понедельник 3 мая, с воскресенья 9 мая на понедельник 10 мая)» рабочая программа составлена на 35 часов.

В коррекционных классах для детей с ЗПР при изучении учебного курса ОБЖ ставятся те же учебно-воспитательные цели, что и в массовой общеобразовательной школе. Однако особенности психического развития детей указанной категории, прежде всего недостаточная сформированность мыслительных операций, обуславливают дополнительные коррекционные задачи, направленные на развитие мыслительной и речевой деятельности, на повышение познавательной активности детей, на создание условий для осмысления выполняемой учебной работы.

Цели и задачи коррекционной работы:

1.Коррекция отдельных сторон психической деятельности:

- развитие зрительной памяти и внимания;

- развитие пространственных представлений и ориентации;

- развитие представлений о времени;

- развитие слухового внимания и памяти.

2. Развитие основных мыслительных операций:

- формирование навыков соотносительного анализа;

- формирование умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;

- формирование умения планировать свою деятельность.

3. Развитие различных видов мышления:

- развитие наглядно-образного мышления;

- развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).

4. Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.

5. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.

Природная и социальная среда, в которой сегодня живут люди на планете Земля, наполнена многочисленными факторами, представляющими потенциальную опасность, разную по степени влияния на жизнь и здоровье человека. К таким факторам относятся природные, техногенные и социальные чрезвычайные ситуации. К первым относят различные стихийные бедствия (землетрясения, штормы, сели, извержения вулканов и пр.), ко вторым — аварии и техногенные происшествия, к третьим — социальные ситуации, связанные с актами терроризма, асоциальным поведением людей. Среди социальных ещё выделяются бытовые ситуации, провоцируемые нарушением правил технической безопасности в быту, а также дорожные, характеризующие поведение человека на дорогах, в транспорте, имеющее негативные последствия для здоровья людей и благополучия окружающей среды.

Одним из показателей благополучия и здоровья людей является продолжительность жизни. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), сегодня продолжительность жизни в России такова: мужчин — 63 года, женщин — 75 лет. (Средняя продолжительность жизни в группе стран с высоким уровнем дохода, куда входит и Россия, составила 75,8 лет для мужчин и 82 года для женщин.)

Основными причинами смертности в России, как и во всём мире, в 2012 году стали неинфекционные заболевания. Это так называемые «тихие убийцы», или болезни, которые формируются образом жизни и вредными привычками человека: неправильным питанием, курением, употреблением алкоголя и наркотических средств, игровой зависимостью, малоактивным образом жизни.

Статистические данные говорят о том, что число техногенных катастроф в мире резко увеличилось с конца 1970­х годов. Особенно участились транспортные катастрофы, дорожные, авиационные, морские и речные. Многие из них сопровождаются людскими потерями, огромными материальными затратами. Часто причиной таких катастроф является человеческий фактор. Известно, что нравственная составляющая цивилизации отстаёт от научно­технического прогресса, что приводит к недостаточной осознанности, рефлексии своего поведения гражданами, увеличению риска отрицательных последствий их действий. Так, по данным ВОЗ, смертность от несчастных случаев на производстве, транспорте и в быту занимает третье место после сердечно­сосудистых и онкологиче­ских заболеваний. Травматизм является главной причиной смерти человека от 2 лет до 41 года. По данным официальной статистики, в настоящее время в России ежегодно в авариях и катастрофах погибают в среднем более 50 тыс. человек, а от несчастных случаев, связанных с отравлением фальсифицированными (суррогатными) спиртными напитками, — более 40 тыс. человек в год.

Необдуманное вмешательство человека в жизнь природы приводит к нарушению экологической гармонии (загрязнению воздуха, воды, почвы, нарушению природных сообществ и др.) и возникновению ситуаций, которые негативно влияют на жизнь и здоровье людей. Не у каждого современного человека в достаточной степени развита способность быстро оценить возникшую ситуацию, принять верное решение, от которого зависят благополучие, здоровье, а подчас и жизнь как его самого, так и окружающих людей.

В современных условиях интенсификации любой деятельности человека, усложнения используемых им технических средств возрастает общественное значение состояния здоровья каждого человека. Сохранение и укрепление здоровья каждого гражданина — от младенца до человека преклонного возраста — является важнейшей государственной задачей. В государственных документах подчёркивается, что сознательная ориентация на здоровый образ жизни и выполнение правил сохранения и укрепления здоровья должна стать важнейшим критерием культуры гражданина XXI века. Одной из ключевых образовательных задач в основной школе является «формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и дорогах».

Учащиеся 5—7 классов вполне самостоятельно передвигаются по улицам и дорогам, посещают игровые площадки, выбирают по своему усмотрению занятия и игры. Они часто находятся дома одни, пользуются бытовыми электроприборами и газовыми плитами, участвуют в разнообразной семейной хозяйственно­бытовой деятельности. Отсутствие готовности к принятию правильных решений в различных жизненных ситуациях, способности к предвидению последствий своего поведения, неумение осуществлять само контроль и самооценку часто приводят к ошибочным действиям подростка, несчастным случаям и трагическим результатам.

Учащиеся 8—9 классов вступают в пору юношества. Их отличает такая особенность психического развития, как юношеский максимализм, то есть проявления категоричности, прямолинейности в суждениях. Они склонны к конфликтам, не готовы к позитивному диалогу. Им недостаёт сдержанности и гибкости. Старшие подростки и юноши стремятся к подражанию взрослым, часто рассматривают негативные про­ явления как признаки самостоятельности и взрослости. Они недооценивают необходимость критической оценки своих действий и поступков, часто безответственно относятся к своему здоровью. В то же время ребята этого возраста активны, умны, сообразительны, многие из них технически грамотны, блестяще владеют компьютером, часто и подолгу общаются в Интернете. Это говорит о том, что подростковый и юношеский возраст — наиболее сензитивный период развития, когда осознаются многие проблемы, связанные с жизнедеятельностью, её охраной и правильной безопасной организацией.

Основные цели изучения данной предметной области.

1. Формирование у обучающихся сознательного и ответственного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих.

2. Развитие навыков сохранения жизни и здоровья в неблагоприятных, угрожающих жизни условиях, умений оказывать своевременную и грамотную помощь себе и другим пострадавшим.

3. Воспитание способности к самоконтролю, самооценке поведения в ситуациях, которые могут стать опасными для жизни и здоровья окружающих, развитие умения предвидеть последствия своего (чужого) поведения.

4.Воспитание организованности, дисциплинированности, стремления к самосовершенствованию, физическому и духовно­нравственному развитию.

Особенность курса — в его практической направленности. Главными методами обучения являются рефлексивный анализ конкретных жизненных ситуаций, с которыми могут встретиться обучающиеся, а также практические занятия, на которых они получают умения и навыки, необходимые для возможного предупреждения чрезвычайных ситуаций, правильного поведения в том случае, если они произошли. В процессе изучения данного курса не только расширяются представления учащихся 8—9 классов о правилах безопасности в повседневной жизни человека. Обсуждаются конкретные реальные ситуации, связанные с бытовыми, природными и социальными явлениями, которые могут быть опасными для здоровья и жизни человека. Многие проблемы, раскрываемые в программе ОБЖ, особенно актуальны для старших подростков, так как связаны с вредными привычками, асоциальным поведением, чрезвычайными ситуациями социального характера. На практических занятиях у обучающихся развивается способность предвидеть опасность той или иной, казалось бы, обычной жизненной ситуации, происходит становление умений оказывать первую помощь (психологическую, организационную, медицинскую) в различных чрезвычайных ситуациях. Школьники получают элементарные знания о законах Российской Федерации, касающиеся безопасности граждан и противодействия чрезвычайным ситуациям.

Таким образом, можно сделать вывод, что изучение предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» внесёт существенный вклад в развитие гармоничной личности российского школьника.

Конструирование курса осуществлялось с учётом следующих дидактических принципов, которые опираются на личностно­ориентированный и деятельностный подходы в образовании.

1. Учёт требований ФГОС ООО по данной предметной области: приоритетных целей образования; планируемых результатов обучения; требований к личностным, метапредметным и предметным достижениям обучающихся.

2. Реализация принципа природосообразности предполагает учёт актуальности отобранного содержания для обучающихся подросткового этапа развития, психологического статуса, потребностей, интересов, трудностей и проблем повседневной жизни старших подростков.

3. Принцип психологической обусловленности позволяет ученику быть субъектом познавательной деятельности, формировать осознанное отношение к проблемам здоровья, сохранения жизни и эмоционального благополучия, рефлексивные качества (регулирование своего поведения, самоконтроль, самооценку).

4. Принцип практико-ориентированной учебно­познавательной деятельности даёт возможность формировать конкретные умения и навыки, способность оценивать и контролировать свои действия, предвидеть последствия своего (чужого) поведения и своевременно их исправлять. Реализацию данного принципа обеспечивает система практических занятий.

5. Культурологический принцип даёт возможность расширить круг представлений школьников о проблемах здоровья, его укреплении и охране, о видах чрезвычайных ситуаций и правильном поведении в них. Материалы рубрики «Для любознательных» позволяют поддерживать интерес обучающихся к данному предмету, развивают мотивацию к его изучению.

Программа поможет учителю планировать изучение курса ОБЖ в 5—9 классах в соответствии с Примерной основной образовательной программой. Программное содержание курса построено по линейно-концентрическому принципу, то есть раскрывается последовательно, постепенно усложняясь и расширяясь. В каждой теме обязательно выполняются практические задания, рекомендуются темы проектной деятельности.

Планируемые результаты обучения

Личностные результаты:

◼ освоение социальных норм поведения, социальных ролей, связанных с необычными, неожиданными и чрезвычайными ситуациями;

◼ сформированность социально значимых межличностных отношений, ценностных жизненных установок и нравственных представлений;

◼ эмоционально­отрицательная оценка потребительского отношения к окружающей среде, к проявлению асоциального поведения;

◼ наличие способности предвидеть результаты своих действий, корректировать те из них, которые могут привести к нежелательным и/или опасным последствиям;

◼ устойчивое стремление и готовность к саморазвитию и личностному совершенствованию.

Метапредметные результаты (универсальные учебные действия)

Познавательные:

◼ использовать умственные операции (анализ, синтез, сравнение, классификация и др.) для оценки, интерпретации, обобщения получаемой информации;

◼ сопоставлять информацию по одной и той же проблеме, полученную из разных источников (текст, иллюстрация, графическое представление);

◼ сравнивать чрезвычайные ситуации, классифицировать их по степени опасности для жизни и здоровья людей

◼ осуществлять поиск информации, необходимой для выбора правильных решений в чрезвычайных ситуациях, связанных с бытом, повседневной школьной жизнью, отдельными природными и техногенными происшествиями.

Регулятивные:

◼ планировать по собственному побуждению свою жизнь и деятельность, ориентируясь на изученные правила поведения в различных ситуациях;

◼ контролировать своё поведение, проявлять желание и способность предвидеть последствия своих действий и поступков;

◼ оценивать неординарные, чрезвычайные ситуации, определять ошибки в действиях их участников, намечать способы их устранения.

Коммуникативные:

◼ участвовать в диалоге (высказывать своё мнение, терпимо относиться к разным мнениям, объективно оценивать суждения участников);

◼ формулировать обобщения и выводы по изученному материалу;

◼ составлять обоснованные суждения о правилах поведения в различных чрезвычайных ситуациях;

◼ характеризовать понятия (в рамках, изученных), пользоваться словарями для уточнения их значения и смысла;

характеризовать причины происходящих событий, делать выводы о возможных способах их устранения.

Предметные результаты

Учащиеся научатся:

◼ объяснять смысл основных понятий (в рамках изученного материала);

выявлять факторы, влияющие на здоровье и благополучие человека;

анализировать и оценивать ситуации, связанные с опасностями для здоровья и жизни человека в близком окружении и в масштабах региона;

предвидеть возможные последствия своих действий и поведения;

проявлять желание противостоять негативным влияниям окружающей социальной среды, коллектива сверстников, взрослых;

организовывать режим, двигательную активность, закаливание и др.;

проявлять разумную предосторожность в выборе мест для игр, пользовании бытовыми электроприборами;

ориентироваться в дорожной обстановке, соблюдать правила дорожного движения;

оказывать первую помощь в различных чрезвычайных ситуациях.

характеризовать влияние вредных привычек на здоровье человека.

Модуль «Основы медицинских знаний и оказание первой помощи»

Предметные результаты изучения модуля «Основы медицинских знаний и оказание первой помощи» - учащиеся научатся:

 оказывать первую помощь при отсутствии сознания:

 оказывать первую помощь при попадании инородного тела в верхние дыхательные пути;

 оказывать первую помощь при травмах различных областей тела;

 оказывать первую помощь при ожогах, эффектах воздействия высоких температур, теплового излучения;

 оказывать первую помощь при отморожении и других эффектах воздействия низких температур;

 оказывать первую помощь при отравлениях.

Модуль «Безопасность в повседневной жизнедеятельности»

Предметные результаты изучения модуля «Безопасность в повседневной жизнедеятельности»- учащиеся научатся:

 безопасно использовать бытовые устройства, приборы, инструменты и средства бытовой химии;

 безопасно использовать коммунальные системы жизнеобеспечения;

 безопасно использовать лифт, лестничную площадку и марш, мусоропровод;

 безопасно использовать игровые площадки и специально оборудованные территории.

 безопасно и эффективно действовать при неисправности системы электроснабжения;

 безопасно и эффективно действовать при пожаре;

 безопасно и эффективно действовать при утечке газа;

 безопасно и эффективно действовать при прорыве водопровода, систем центрального отопления и канализации.

 безопасно вести себя ситуациях криминогенного характера в квартире;

 безопасно вести себя ситуациях криминогенного характера в подъезде;

 безопасно вести себя ситуациях криминогенного характера в лифте;

 безопасно вести себя ситуациях криминогенного характера на улице;

 безопасно вести себя ситуациях криминогенного характера в общественном транспорте;

 соблюдать правила дорожного движения для пешехода;

 соблюдать правила дорожного движения для пассажира;

 соблюдать правила дорожного движения для велосипедиста (водителя) двухколесного транспортного средства);

Модуль «Основы здорового образа жизни»

Предметные результаты изучения модуля «Основы здорового образа жизни» учащиеся научатся:

 составлять индивидуальную модель здорового образа жизни;

 характеризовать антропогенное влияние на окружающую среду;

 соблюдать правила безопасного поведения в местах с неблагоприятной экологической обстановкой.

 безопасно использовать информационные ресурсы.

Модуль «Безопасность в опасных и чрезвычайных ситуациях»

Предметные результаты изучения модуля «Безопасность в опасных и чрезвычайных ситуациях» учащиеся научатся:

 классифицировать опасную и чрезвычайную ситуацию по характерным признакам;

 определять поражающие факторы опасной и чрезвычайной ситуации;

 предвидеть последствия опасной и чрезвычайной ситуации;

 использовать средства и способы защиты от поражающих факторов опасной и чрезвычайной ситуации;

 безопасно действовать в опасной и чрезвычайной ситуации.




Тематическое планирование ОБЖ 5 класс (35 ч)


темы

Тема


Количество часов

1.

Введение


1

2.


Чтобы сохранить здоровье, нужно знать себя

18

3.


Мой безопасный дом

4

4.


Школьная жизнь


12



Всего 35 часов, практических работ 12, контрольных работ 3.

35


Содержание курса ОБЖ 5 класс 35 часов

Введение -1ч

Почему нужно изучать предмет «Основы безопасности жизнедеятельности».

Чтобы сохранить здоровье, нужно знать себя –19 ч.

Особенности организма человека. Организм человека как единое целое. Функции разных систем органов тела. По­чему нужно знать свой организм. Укрепление нервной систе­мы, тренировка сердца, дыхательной системы. Принципы ра­ционального питания. Первая помощь при отравлении и пи­щевой аллергии.

Здоровье органов чувств. Охрана органов чувств. Пер­вая помощь при попадании в глаз инородного тела.

Как вести здоровый образ жизни. Факторы, влияющие на здоровье. Организованность и здоровье. Гигиенические процедуры младшего подростка. Заболевания, вызванные от­сутствием гигиены (дизентерия, глисты, вши).

Движение это жизнь. Комплекс упражнений и игры для поддержания двигательной активности. Закаливание как условие сохранения и укрепления здо­ровья. Правила закаливания младшего подростка.

Компьютер и здоровье. Правила безопасного пользова­ния компьютером. Виды занятий, снимающих утомление.

Мой безопасный дом – 4 ч.

Безопасный дом. Поддержание чистоты и порядка в доме, на рабочем месте. Правила уборки квартиры и мытья посуды. Животные и насекомые, распространяющие инфекцию (мыши, тараканы, клопы). Техника безопасности в доме. Первая по­мощь при ушибах, отравлении химическими веществами (па­рами клея, краски, газом) и поражении электрическим током.

Школьная жизнь- 11 ч.

Выбор пути: безопасная дорога в школу. Пешеходы и пассажиры — участники дорожного движения. Дорожное движение в населённом пункте и за городом. Безопасная до­рога. Выбор безопасного пути в школу. Правила поведения на дорогах и улицах. Оценка пешеходом дорожной ситуации. «Дорожные ловушки» — способы определения опасных для пешехода мест и ситуаций. Школьник как пассажир. Прави­ла поведения пассажира в разных видах транспорта.

Правила поведения в школе. Общие правила поведения в школьном помещении и во дворе школы. Поведение на за­нятиях, переменах, во время передвижения по школе, в сто­ловой. Может ли общение привести к беде. Первая помощь при сотрясении мозга, ушибах и кровотечении. Помощь забо­левшему ребёнку.

Ориентирование в школьных помещениях. Меры преду­преждения пожаров, правила эвакуации при пожаре. По­мощь при отравлении угарным газом и при ожогах.

Практические работы

Измерение пульса, проверка выносливости; тренировка дыхательной системы; проверка степени загрязнения воды; анализ режима питания; овладение приёмами тренировки глаз; проверка уровня физической подготовки учащегося; со­ставление программы закаливания; освоение правил пользо­вания компьютером; выбор безопасного маршрута от дома до школы; оценка дорожной обстановки; освоение правил до­рожного движения; выбор правильного решения в конфликт­ной ситуации; эвакуация из здания школы; действия при по­жаре в школе

Проектная деятельность по теме «Органы чувств чело­века»,


Календарно-тематическое планирование по ОБЖ 5 «Б» класс

(всего 35 часов, 1 час в неделю)


п/п

Тема урока

Дата

план

Дата

факт



1. Введение 1 час




1


Почему нужно изучать предмет «Основы безопасности жизнедеятельности»

04.09



2.Чтобы сохранить здоровье, нужно знать себя. 18 часов.



1

(2)

За что „отвечают" системы органов







11.09


2

(3)

За что „отвечают" системы органов

18.09


3

(4)

Как укреплять нервную систему. Практическая работа №1 «Измерение пульса»




25.09


4

(5)

Как можно тренировать сердце. Практическая работа №2 «Учимся измерять пульс».

02.10


5

(6)


Развиваем дыхательную систему. Практическая работа №3 «Упражняем дыхательную сис­тему (дыхательные упражнения)».

09.10


6

(7)


Питаемся правильно.

16.10


7

(8)


Практическая работа №4 «Меню для подростка».

23.10


8

(9)

Здоровье органов чувств.

30.10


9

(10)


Практическая работа №5 «Тренировка глаз».

13.11


10

(11)

Работа над проектом «Органы чувств человека»

20.11


11

(12)

Здоровый образ жизни.

27.11


12

(13)

Чистота — залог здоровья. Правила личной гигиены.

04.12


13

(14)

Как правильно мыть фрукты? Что такое педикулез.

11.12


14

(15)

Контрольная работа №2 за 1 полугодие

18.12


15

(16)

Движение — это жизнь

25.12


16

(17)

Закаливание.

15.01


17

(18)

Практическая работа №6 «Составление программы закали­вания»


22.01


18

(19)

Подросток и компьютер. Практическая работа №7 «Правила работы с компью­тером»


29.01



3. Мой безопасный дом 4 часа




1

(20)

Наводим в доме чистоту

05.02


2

(21)

Моем посуду правильно.

12.02


3

(22)

Техника безопасности в доме. Безопасное электричество. Безопасный газ

19.02


4

(23)

Тест по теме «Мой безопасный дом»


26.02



4. Школьная жизнь 12 часов



1

(24)

Дорога в школу и обратно

05.03


2

(25)

Пешеходы и пассажиры — участники дорожного движения.

12.03


3

(26)

Правила безопасности пешеходов.  Практическая работа№8 «Оценка дорожной ситуации»

19.03


4

(27)


Дорожное движении в населённом пункте. Практическая работа №9 «Правила дорожного движения РФ»

26.03


5

(28)

Какие правила должен соблюдать пешеход?

Практическая работа №10 «Обсуждение ситуаций, связан­ных с дорожными ловушками»

09.04


6

(29)

Школьник как пассажир.

16.04


7

(30)

Общие правила школьной жизни. Практическая работа №11 «Учимся выполнять правила по­ведения»

23.04


8

(31)

Если в школе пожар. Практическая работа №12 «Эвакуация из здания школы»

30.04


9

(32)

Повторение и обобщение знаний за курс ОБЖ 5 класс

07.05


10

(33)

Повторение и обобщение знаний за курс ОБЖ 5 класс

14.05


11

(34)

Итоговая контрольная работа за курс ОБЖ 5 класса

21.05


12

(35)

Анализ итогового тестирования

28.05





14



Сохранить у себя:
Адаптированная рабочая программа по ОБЖ 5 класса для детей с задержкой психического развития

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки