Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Ростовской области
«Шолоховская школа-интернат»
«РАССМОТРЕНО «СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»
НА ЗАСЕДАНИИ МО»
протокол № 1 от 25.08.2020 протокол № 1 от 26.08.2020 приказ № 89 о.д. от 27.08.2020
Руководитель МО Председатель МС Директор школы-интерната
___________ В.В.Немченко _____________ С.Н.Самофалова _______________Н.А.Попов
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по ОБЖ
для 5 «Б» класса
Рабочую программу составила:
учитель Подоляко Е.Г.
(высшая квалификационная категория)
п. Шолоховский
2020
Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по ОБЖ 5 «Б» класса для детей с задержкой психического развития составлена на основе материалов Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897), примерной основной образовательной программы основного общего образования (одобрена решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 08.04.2015 № 1/15), «Основы безопасности жизнедеятельности 5 - 6 классы: программа / под ред. Н.Ф. Виноградовой. - Москва: Вентана - Граф, 2019 (Алгоритм Успеха)» , приказа по школе-интернату от 05.06.2020 г. №66 о. д. «Об утверждении учебного плана на 2020/2021 учебный год».Учебным планом ГБОУ РО «Шолоховская школа-интернат» предусматривается обязательное изучение ОБЖ на этапе основного общего образования в 5 классе в объеме 35 часов (1 час в неделю). В соответствии с календарным учебным графиком, учебным планом, расписанием занятий на 2020-2021 учебный год, Постановлением правительства РФ «О переносе выходных и праздничных дней (с субботы 1 мая на понедельник 3 мая, с воскресенья 9 мая на понедельник 10 мая)» рабочая программа составлена на 35 часов.
В коррекционных классах для детей с ЗПР при изучении учебного курса ОБЖ ставятся те же учебно-воспитательные цели, что и в массовой общеобразовательной школе. Однако особенности психического развития детей указанной категории, прежде всего недостаточная сформированность мыслительных операций, обуславливают дополнительные коррекционные задачи, направленные на развитие мыслительной и речевой деятельности, на повышение познавательной активности детей, на создание условий для осмысления выполняемой учебной работы.Цели и задачи коррекционной работы:
1.Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
- развитие зрительной памяти и внимания;
- развитие пространственных представлений и ориентации;
- развитие представлений о времени;
- развитие слухового внимания и памяти.
2. Развитие основных мыслительных операций:
- формирование навыков соотносительного анализа;
- формирование умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;
- формирование умения планировать свою деятельность.
3. Развитие различных видов мышления:
- развитие наглядно-образного мышления;
- развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).
4. Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.
5. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
Природная и социальная среда, в которой сегодня живут люди на планете Земля, наполнена многочисленными факторами, представляющими потенциальную опасность, разную по степени влияния на жизнь и здоровье человека. К таким факторам относятся природные, техногенные и социальные чрезвычайные ситуации. К первым относят различные стихийные бедствия (землетрясения, штормы, сели, извержения вулканов и пр.), ко вторым — аварии и техногенные происшествия, к третьим — социальные ситуации, связанные с актами терроризма, асоциальным поведением людей. Среди социальных ещё выделяются бытовые ситуации, провоцируемые нарушением правил технической безопасности в быту, а также дорожные, характеризующие поведение человека на дорогах, в транспорте, имеющее негативные последствия для здоровья людей и благополучия окружающей среды.
Одним из показателей благополучия и здоровья людей является продолжительность жизни. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), сегодня продолжительность жизни в России такова: мужчин — 63 года, женщин — 75 лет. (Средняя продолжительность жизни в группе стран с высоким уровнем дохода, куда входит и Россия, составила 75,8 лет для мужчин и 82 года для женщин.)
Основными причинами смертности в России, как и во всём мире, в 2012 году стали неинфекционные заболевания. Это так называемые «тихие убийцы», или болезни, которые формируются образом жизни и вредными привычками человека: неправильным питанием, курением, употреблением алкоголя и наркотических средств, игровой зависимостью, малоактивным образом жизни.
Статистические данные говорят о том, что число техногенных катастроф в мире резко увеличилось с конца 1970х годов. Особенно участились транспортные катастрофы, дорожные, авиационные, морские и речные. Многие из них сопровождаются людскими потерями, огромными материальными затратами. Часто причиной таких катастроф является человеческий фактор. Известно, что нравственная составляющая цивилизации отстаёт от научнотехнического прогресса, что приводит к недостаточной осознанности, рефлексии своего поведения гражданами, увеличению риска отрицательных последствий их действий. Так, по данным ВОЗ, смертность от несчастных случаев на производстве, транспорте и в быту занимает третье место после сердечнососудистых и онкологических заболеваний. Травматизм является главной причиной смерти человека от 2 лет до 41 года. По данным официальной статистики, в настоящее время в России ежегодно в авариях и катастрофах погибают в среднем более 50 тыс. человек, а от несчастных случаев, связанных с отравлением фальсифицированными (суррогатными) спиртными напитками, — более 40 тыс. человек в год.
Необдуманное вмешательство человека в жизнь природы приводит к нарушению экологической гармонии (загрязнению воздуха, воды, почвы, нарушению природных сообществ и др.) и возникновению ситуаций, которые негативно влияют на жизнь и здоровье людей. Не у каждого современного человека в достаточной степени развита способность быстро оценить возникшую ситуацию, принять верное решение, от которого зависят благополучие, здоровье, а подчас и жизнь как его самого, так и окружающих людей.
В современных условиях интенсификации любой деятельности человека, усложнения используемых им технических средств возрастает общественное значение состояния здоровья каждого человека. Сохранение и укрепление здоровья каждого гражданина — от младенца до человека преклонного возраста — является важнейшей государственной задачей. В государственных документах подчёркивается, что сознательная ориентация на здоровый образ жизни и выполнение правил сохранения и укрепления здоровья должна стать важнейшим критерием культуры гражданина XXI века. Одной из ключевых образовательных задач в основной школе является «формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и дорогах».
Учащиеся 5—7 классов вполне самостоятельно передвигаются по улицам и дорогам, посещают игровые площадки, выбирают по своему усмотрению занятия и игры. Они часто находятся дома одни, пользуются бытовыми электроприборами и газовыми плитами, участвуют в разнообразной семейной хозяйственнобытовой деятельности. Отсутствие готовности к принятию правильных решений в различных жизненных ситуациях, способности к предвидению последствий своего поведения, неумение осуществлять само контроль и самооценку часто приводят к ошибочным действиям подростка, несчастным случаям и трагическим результатам.
Учащиеся 8—9 классов вступают в пору юношества. Их отличает такая особенность психического развития, как юношеский максимализм, то есть проявления категоричности, прямолинейности в суждениях. Они склонны к конфликтам, не готовы к позитивному диалогу. Им недостаёт сдержанности и гибкости. Старшие подростки и юноши стремятся к подражанию взрослым, часто рассматривают негативные про явления как признаки самостоятельности и взрослости. Они недооценивают необходимость критической оценки своих действий и поступков, часто безответственно относятся к своему здоровью. В то же время ребята этого возраста активны, умны, сообразительны, многие из них технически грамотны, блестяще владеют компьютером, часто и подолгу общаются в Интернете. Это говорит о том, что подростковый и юношеский возраст — наиболее сензитивный период развития, когда осознаются многие проблемы, связанные с жизнедеятельностью, её охраной и правильной безопасной организацией.
Основные цели изучения данной предметной области.
1. Формирование у обучающихся сознательного и ответственного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих.
2. Развитие навыков сохранения жизни и здоровья в неблагоприятных, угрожающих жизни условиях, умений оказывать своевременную и грамотную помощь себе и другим пострадавшим.
3. Воспитание способности к самоконтролю, самооценке поведения в ситуациях, которые могут стать опасными для жизни и здоровья окружающих, развитие умения предвидеть последствия своего (чужого) поведения.
4.Воспитание организованности, дисциплинированности, стремления к самосовершенствованию, физическому и духовнонравственному развитию.
Особенность курса — в его практической направленности. Главными методами обучения являются рефлексивный анализ конкретных жизненных ситуаций, с которыми могут встретиться обучающиеся, а также практические занятия, на которых они получают умения и навыки, необходимые для возможного предупреждения чрезвычайных ситуаций, правильного поведения в том случае, если они произошли. В процессе изучения данного курса не только расширяются представления учащихся 8—9 классов о правилах безопасности в повседневной жизни человека. Обсуждаются конкретные реальные ситуации, связанные с бытовыми, природными и социальными явлениями, которые могут быть опасными для здоровья и жизни человека. Многие проблемы, раскрываемые в программе ОБЖ, особенно актуальны для старших подростков, так как связаны с вредными привычками, асоциальным поведением, чрезвычайными ситуациями социального характера. На практических занятиях у обучающихся развивается способность предвидеть опасность той или иной, казалось бы, обычной жизненной ситуации, происходит становление умений оказывать первую помощь (психологическую, организационную, медицинскую) в различных чрезвычайных ситуациях. Школьники получают элементарные знания о законах Российской Федерации, касающиеся безопасности граждан и противодействия чрезвычайным ситуациям.
Таким образом, можно сделать вывод, что изучение предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» внесёт существенный вклад в развитие гармоничной личности российского школьника.
Конструирование курса осуществлялось с учётом следующих дидактических принципов, которые опираются на личностноориентированный и деятельностный подходы в образовании.
1. Учёт требований ФГОС ООО по данной предметной области: приоритетных целей образования; планируемых результатов обучения; требований к личностным, метапредметным и предметным достижениям обучающихся.
2. Реализация принципа природосообразности предполагает учёт актуальности отобранного содержания для обучающихся подросткового этапа развития, психологического статуса, потребностей, интересов, трудностей и проблем повседневной жизни старших подростков.
3. Принцип психологической обусловленности позволяет ученику быть субъектом познавательной деятельности, формировать осознанное отношение к проблемам здоровья, сохранения жизни и эмоционального благополучия, рефлексивные качества (регулирование своего поведения, самоконтроль, самооценку).
4. Принцип практико-ориентированной учебнопознавательной деятельности даёт возможность формировать конкретные умения и навыки, способность оценивать и контролировать свои действия, предвидеть последствия своего (чужого) поведения и своевременно их исправлять. Реализацию данного принципа обеспечивает система практических занятий.
5. Культурологический принцип даёт возможность расширить круг представлений школьников о проблемах здоровья, его укреплении и охране, о видах чрезвычайных ситуаций и правильном поведении в них. Материалы рубрики «Для любознательных» позволяют поддерживать интерес обучающихся к данному предмету, развивают мотивацию к его изучению.
Программа поможет учителю планировать изучение курса ОБЖ в 5—9 классах в соответствии с Примерной основной образовательной программой. Программное содержание курса построено по линейно-концентрическому принципу, то есть раскрывается последовательно, постепенно усложняясь и расширяясь. В каждой теме обязательно выполняются практические задания, рекомендуются темы проектной деятельности.
Планируемые результаты обучения
Личностные результаты:
◼ освоение социальных норм поведения, социальных ролей, связанных с необычными, неожиданными и чрезвычайными ситуациями;
◼ сформированность социально значимых межличностных отношений, ценностных жизненных установок и нравственных представлений;
◼ эмоциональноотрицательная оценка потребительского отношения к окружающей среде, к проявлению асоциального поведения;
◼ наличие способности предвидеть результаты своих действий, корректировать те из них, которые могут привести к нежелательным и/или опасным последствиям;
◼ устойчивое стремление и готовность к саморазвитию и личностному совершенствованию.
Метапредметные результаты (универсальные учебные действия)
Познавательные:
◼ использовать умственные операции (анализ, синтез, сравнение, классификация и др.) для оценки, интерпретации, обобщения получаемой информации;
◼ сопоставлять информацию по одной и той же проблеме, полученную из разных источников (текст, иллюстрация, графическое представление);
◼ сравнивать чрезвычайные ситуации, классифицировать их по степени опасности для жизни и здоровья людей
◼ осуществлять поиск информации, необходимой для выбора правильных решений в чрезвычайных ситуациях, связанных с бытом, повседневной школьной жизнью, отдельными природными и техногенными происшествиями.
Регулятивные:
◼ планировать по собственному побуждению свою жизнь и деятельность, ориентируясь на изученные правила поведения в различных ситуациях;
◼ контролировать своё поведение, проявлять желание и способность предвидеть последствия своих действий и поступков;
◼ оценивать неординарные, чрезвычайные ситуации, определять ошибки в действиях их участников, намечать способы их устранения.
Коммуникативные:
◼ участвовать в диалоге (высказывать своё мнение, терпимо относиться к разным мнениям, объективно оценивать суждения участников);
◼ формулировать обобщения и выводы по изученному материалу;
◼ составлять обоснованные суждения о правилах поведения в различных чрезвычайных ситуациях;
◼ характеризовать понятия (в рамках, изученных), пользоваться словарями для уточнения их значения и смысла;
◼ характеризовать причины происходящих событий, делать выводы о возможных способах их устранения.
Предметные результаты
Учащиеся научатся:
◼ объяснять смысл основных понятий (в рамках изученного материала);
◼ выявлять факторы, влияющие на здоровье и благополучие человека;
◼ анализировать и оценивать ситуации, связанные с опасностями для здоровья и жизни человека в близком окружении и в масштабах региона;
◼ предвидеть возможные последствия своих действий и поведения;
◼ проявлять желание противостоять негативным влияниям окружающей социальной среды, коллектива сверстников, взрослых;
◼ организовывать режим, двигательную активность, закаливание и др.;
◼ проявлять разумную предосторожность в выборе мест для игр, пользовании бытовыми электроприборами;
◼ ориентироваться в дорожной обстановке, соблюдать правила дорожного движения;
◼ оказывать первую помощь в различных чрезвычайных ситуациях.
характеризовать влияние вредных привычек на здоровье человека.
Модуль «Основы медицинских знаний и оказание первой помощи»
Предметные результаты изучения модуля «Основы медицинских знаний и оказание первой помощи» - учащиеся научатся:
оказывать первую помощь при отсутствии сознания:
оказывать первую помощь при попадании инородного тела в верхние дыхательные пути;
оказывать первую помощь при травмах различных областей тела;
оказывать первую помощь при ожогах, эффектах воздействия высоких температур, теплового излучения;
оказывать первую помощь при отморожении и других эффектах воздействия низких температур;
оказывать первую помощь при отравлениях.
Модуль «Безопасность в повседневной жизнедеятельности»
Предметные результаты изучения модуля «Безопасность в повседневной жизнедеятельности»- учащиеся научатся:
безопасно использовать бытовые устройства, приборы, инструменты и средства бытовой химии;
безопасно использовать коммунальные системы жизнеобеспечения;
безопасно использовать лифт, лестничную площадку и марш, мусоропровод;
безопасно использовать игровые площадки и специально оборудованные территории.
безопасно и эффективно действовать при неисправности системы электроснабжения;
безопасно и эффективно действовать при пожаре;
безопасно и эффективно действовать при утечке газа;
безопасно и эффективно действовать при прорыве водопровода, систем центрального отопления и канализации.
безопасно вести себя ситуациях криминогенного характера в квартире;
безопасно вести себя ситуациях криминогенного характера в подъезде;
безопасно вести себя ситуациях криминогенного характера в лифте;
безопасно вести себя ситуациях криминогенного характера на улице;
безопасно вести себя ситуациях криминогенного характера в общественном транспорте;
соблюдать правила дорожного движения для пешехода;
соблюдать правила дорожного движения для пассажира;
соблюдать правила дорожного движения для велосипедиста (водителя) двухколесного транспортного средства);
Модуль «Основы здорового образа жизни»
Предметные результаты изучения модуля «Основы здорового образа жизни» учащиеся научатся:
составлять индивидуальную модель здорового образа жизни;
характеризовать антропогенное влияние на окружающую среду;
соблюдать правила безопасного поведения в местах с неблагоприятной экологической обстановкой.
безопасно использовать информационные ресурсы.
Модуль «Безопасность в опасных и чрезвычайных ситуациях»
Предметные результаты изучения модуля «Безопасность в опасных и чрезвычайных ситуациях» учащиеся научатся:
классифицировать опасную и чрезвычайную ситуацию по характерным признакам;
определять поражающие факторы опасной и чрезвычайной ситуации;
предвидеть последствия опасной и чрезвычайной ситуации;
использовать средства и способы защиты от поражающих факторов опасной и чрезвычайной ситуации;
безопасно действовать в опасной и чрезвычайной ситуации.
Тематическое планирование ОБЖ 5 класс (35 ч)
№ темы | Тема
| Количество часов |
1. | Введение
| 1 |
2.
| Чтобы сохранить здоровье, нужно знать себя | 18 |
3.
| Мой безопасный дом | 4 |
4.
| Школьная жизнь
| 12 |
| Всего 35 часов, практических работ 12, контрольных работ 3. | 35 |
Содержание курса ОБЖ 5 класс 35 часов
Введение -1ч
Почему нужно изучать предмет «Основы безопасности жизнедеятельности».
Чтобы сохранить здоровье, нужно знать себя –19 ч.
Особенности организма человека. Организм человека как единое целое. Функции разных систем органов тела. Почему нужно знать свой организм. Укрепление нервной системы, тренировка сердца, дыхательной системы. Принципы рационального питания. Первая помощь при отравлении и пищевой аллергии.
Здоровье органов чувств. Охрана органов чувств. Первая помощь при попадании в глаз инородного тела.
Как вести здоровый образ жизни. Факторы, влияющие на здоровье. Организованность и здоровье. Гигиенические процедуры младшего подростка. Заболевания, вызванные отсутствием гигиены (дизентерия, глисты, вши).
Движение — это жизнь. Комплекс упражнений и игры для поддержания двигательной активности. Закаливание как условие сохранения и укрепления здоровья. Правила закаливания младшего подростка.
Компьютер и здоровье. Правила безопасного пользования компьютером. Виды занятий, снимающих утомление.
Мой безопасный дом – 4 ч.
Безопасный дом. Поддержание чистоты и порядка в доме, на рабочем месте. Правила уборки квартиры и мытья посуды. Животные и насекомые, распространяющие инфекцию (мыши, тараканы, клопы). Техника безопасности в доме. Первая помощь при ушибах, отравлении химическими веществами (парами клея, краски, газом) и поражении электрическим током.
Школьная жизнь- 11 ч.
Выбор пути: безопасная дорога в школу. Пешеходы и пассажиры — участники дорожного движения. Дорожное движение в населённом пункте и за городом. Безопасная дорога. Выбор безопасного пути в школу. Правила поведения на дорогах и улицах. Оценка пешеходом дорожной ситуации. «Дорожные ловушки» — способы определения опасных для пешехода мест и ситуаций. Школьник как пассажир. Правила поведения пассажира в разных видах транспорта.
Правила поведения в школе. Общие правила поведения в школьном помещении и во дворе школы. Поведение на занятиях, переменах, во время передвижения по школе, в столовой. Может ли общение привести к беде. Первая помощь при сотрясении мозга, ушибах и кровотечении. Помощь заболевшему ребёнку.
Ориентирование в школьных помещениях. Меры предупреждения пожаров, правила эвакуации при пожаре. Помощь при отравлении угарным газом и при ожогах.
Практические работы
Измерение пульса, проверка выносливости; тренировка дыхательной системы; проверка степени загрязнения воды; анализ режима питания; овладение приёмами тренировки глаз; проверка уровня физической подготовки учащегося; составление программы закаливания; освоение правил пользования компьютером; выбор безопасного маршрута от дома до школы; оценка дорожной обстановки; освоение правил дорожного движения; выбор правильного решения в конфликтной ситуации; эвакуация из здания школы; действия при пожаре в школе
Проектная деятельность по теме «Органы чувств человека»,
Календарно-тематическое планирование по ОБЖ 5 «Б» класс
(всего 35 часов, 1 час в неделю)
№ п/п | Тема урока | Дата план | Дата факт | ||||
|
1. Введение 1 час
|
|
| ||||
1
| Почему нужно изучать предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» | 04.09 |
| ||||
| 2.Чтобы сохранить здоровье, нужно знать себя. 18 часов. |
|
| ||||
1 (2) | За что „отвечают" системы органов
| 11.09 | | ||||
2 (3) | За что „отвечают" системы органов | 18.09 | | ||||
3 (4) | Как укреплять нервную систему. Практическая работа №1 «Измерение пульса»
| 25.09 | | ||||
4 (5) | Как можно тренировать сердце. Практическая работа №2 «Учимся измерять пульс». | 02.10 | | ||||
5 (6) | Развиваем дыхательную систему. Практическая работа №3 «Упражняем дыхательную систему (дыхательные упражнения)». | 09.10 | | ||||
6 (7) | Питаемся правильно. | 16.10 | | ||||
7 (8) | Практическая работа №4 «Меню для подростка». | 23.10 | | ||||
8 (9) | Здоровье органов чувств. | 30.10 | | ||||
9 (10) | Практическая работа №5 «Тренировка глаз». | 13.11 | | ||||
10 (11) | Работа над проектом «Органы чувств человека» | 20.11 | | ||||
11 (12) | Здоровый образ жизни. | 27.11 | | ||||
12 (13) | Чистота — залог здоровья. Правила личной гигиены. | 04.12 | | ||||
13 (14) | Как правильно мыть фрукты? Что такое педикулез. | 11.12 | | ||||
14 (15) | Контрольная работа №2 за 1 полугодие | 18.12 | | ||||
15 (16) | Движение — это жизнь | 25.12 | | ||||
16 (17) | Закаливание. | 15.01 | | ||||
17 (18) | Практическая работа №6 «Составление программы закаливания» | 22.01 | | ||||
18 (19) | Подросток и компьютер. Практическая работа №7 «Правила работы с компьютером» | 29.01 | | ||||
| 3. Мой безопасный дом 4 часа | | | ||||
1 (20) | Наводим в доме чистоту | 05.02 | | ||||
2 (21) | Моем посуду правильно. | 12.02 | | ||||
3 (22) | Техника безопасности в доме. Безопасное электричество. Безопасный газ | 19.02 | | ||||
4 (23) | Тест по теме «Мой безопасный дом» | 26.02 | | ||||
| 4. Школьная жизнь 12 часов | | | ||||
1 (24) | Дорога в школу и обратно | 05.03 | | ||||
2 (25) | Пешеходы и пассажиры — участники дорожного движения. | 12.03 | | ||||
3 (26) | Правила безопасности пешеходов. Практическая работа№8 «Оценка дорожной ситуации» | 19.03 | | ||||
4 (27) | Дорожное движении в населённом пункте. Практическая работа №9 «Правила дорожного движения РФ» | 26.03 | | ||||
5 (28) | Какие правила должен соблюдать пешеход? Практическая работа №10 «Обсуждение ситуаций, связанных с дорожными ловушками» | 09.04 | | ||||
6 (29) | Школьник как пассажир. | 16.04 | | ||||
7 (30) | Общие правила школьной жизни. Практическая работа №11 «Учимся выполнять правила поведения» | 23.04 | | ||||
8 (31) | Если в школе пожар. Практическая работа №12 «Эвакуация из здания школы» | 30.04 | | ||||
9 (32) | Повторение и обобщение знаний за курс ОБЖ 5 класс | 07.05 | | ||||
10 (33) | Повторение и обобщение знаний за курс ОБЖ 5 класс | 14.05 | | ||||
11 (34) | Итоговая контрольная работа за курс ОБЖ 5 класса | 21.05 | | ||||
12 (35) | Анализ итогового тестирования | 28.05 | |
14