Тему моего выступления: ( слайд 1 ) Адаптация школьников при переходе из начальной школы в основную хотелось бы начать словами немецкого педагога Адольфа Дистервега
( слайд 2 ) Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель.
А. Дистервег
Переход обучающихся из начального в среднее звено школы – это прежде всего переломный момент в жизни ребенка, так как осуществляется переход к новому образу жизни, к новым условиям деятельности, к новому положению в обществе, к новым взаимоотношениям со взрослыми, сверстниками, с учителями.
Считаю, всем учителям, работающим в начальной школе, необходимо иметь четкие представления о целях и результатах образования на начальной и основной ступенях;
- наметить преемственные связи в содержании и методах обучения последнего, то есть знать специфику форм организации обучения, возможности развития учебного диалога, особенности стиля взаимодействия учителя и обучающихся, учитывающего психологию общения младшего школьника.
Основными задачами в этот период будут ( слайд 3 )
- формирование умения учиться в средней школе;
- формирование представления о себе как об умелом человеке с большими возможностями развития;
- развитие учебной мотивации, интересов;
- развитие навыков сотрудничества со сверстниками, умения соревноваться с другими, правильно и разносторонне сравнивать свои результаты с успешностью других;
- формирование умения добиваться успеха, правильно относиться к успехам и неудачам, развивать уверенность в себе.
На этапе адаптации с учителями предметниками поддерживаем более тесную связь.
Ведётся работа по трём направлениям: ( слайд 4)
1. Совместная методическая работа учителей начальной школы и учителей-предметников.
2. Работа с детьми (учитель, педагог-психолог, логопед).
3. Работа с родителями( анкеты, индивидуальные беседы, родительские собрания, психологические советы и рекомендации по летнему отдыху обучающихся, режиму дня, здоровью)
Мне бы хотелось сказать конкретно о своих детях, которые сейчас уже в 6 классе. Как они прошли эту адаптацию.
Будущие учителя 5 класса, в основном эта учителя математики и русского языка. При посещении уроков в 4 классе они знакомились с детьми, с моим стилем работы на уроках, проводили совместную работу по определению качества знаний обучающихся по основным предметам, знакомились с учебными результатами, личностными достижениями обучающихся, устанавливали контакт с детьми. На родительских собраниях знакомили родителей с перспективами обучения детей в 5-м классе. Педагог-психолог, в свою очередь, проводил диагностику уровня готовности к переходу из начальной школы в пятый класс.
Не спорю, переходный период из начальной школы в основную сказывается на всех участниках образовательного процесса: обучающихся, педагогах, родителях, администрации школы.
Бывают последствия и отрицательными, что обусловлено: ( 5 слайд
- сменой социальной обстановки;
- изменением роли обучающегося;
- увеличением учебной нагрузки;
- разностью систем и форм обучения;
- нестыковкой программ начальной и основной школы;
- различием требований со стороны учителей-предметников;
- изменением стиля общения учителей с детьми.
Учитель-предметник приходит на урок из более старших классов и видит своих новых учеников маленькими несмышленышами, чрезвычайно несамостоятельными и не слишком образованными.
Таким образом, для решения поставленных общих задач и педагоги в основной школе, и учителя начальных классов в образовательном процессе реализуем ряд важных условий: (слайд 6, 7, 8)
- Создать атмосферу доброжелательности, искренности, строить свои взаимоотношения с обучающимися с учетом их индивидуальности, готовности к учебному общению.
- Обеспечить постепенный переход от коллективно распределенных форм учебной работы к ее индивидуальным формам, опирающимся на самостоятельную работу обучающихся с различными источниками информации.
- Развивать рефлексивные умения обучающихся - умения смотреть на себя «со стороны», «чужими глазами»; совершенствовать навыки самоконтроля и самооценки, постепенного приближения к объективной, адекватной самооценке.
Конечно, есть и немало житейских обстоятельств, объясняющих падение успеваемости и интереса к учебе у обучающихся при переходе из начальной в основную школу. И дело не в том, что к новым учителям, к их ожиданиям, стилям, требованиям надо привыкнуть, что учителя должны привыкнуть к классу, выучить имена всех своих новых учеников, узнать их индивидуальные особенности... Дело прежде всего в том, ( слайды 9-12 детей с грамотами, прощание с азбукой и т.д) что учитель начальной школы, доведя свой класс до выпуска, до перехода в основную школу, проживает с этими детьми четыре года, я помню этих детей неумелыми первоклассниками, знаю, сколько трудностей преодолел каждый ученик, и отчетливо вижу, как каждый ребенок вырос и какой потенциал для дальнейшего роста накопил. Выпуская класс, мы любуемся окрепшей самостоятельностью своих учеников, радуемся их образованности.
В период адаптации сами ученики испытывают трудности различного характера: ( слайд 13 )
- сменой социальной обстановки;
- увеличением учебной нагрузки;
- изменением режима дня;
- темп работы;
- отличием систем и форм обучения;
- различием требований со стороны учителей-предметников;
- изменением стиля общения учителей с детьми.
- непривычное расписание;
- много новых кабинетов;
- новый классный руководитель;
- в средней школе мы – самые маленькие, а в начальной были уже большими.
И сейчас связь с детьми не теряется, ( 14-17 слайды) мои выпускники достаточно легко прошли период адаптации. В начальной школе они были научены работать самостоятельно и коллективно, относиться друг к другу уважительно и доброжелательно. В трудные минуты и сейчас оказываю помощь ребятам, своим советом, и обязательно радуюсь их успехам.
Ребятам очень нравятся уроки русского языка и литературы. Они с увлечением готовятся к ним, активно занимаются языковой практикой, овладевают необходимым языковым материалом, охотно выполняют индивидуальные задания. Подготовка к урокам стимулирует интеллектуальную активность, самостоятельность, способность к творчеству.
Дети умеют самостоятельно выполнять поручения, советуются друг с другом при необходимости, принимают и коллективные решения. Коллективные дела сплачивают ребят.
Итак, проблема организации, руководства и контроля деятельности всех участников образовательного процесса на переходном этапе от начальной школы к основной может быть успешно решена только путем создания команды педагогов, заинтересованных в создании благополучной образовательной среды.
Анкета для родителей
1. Хочет ли ученик выполнять общественные поручения? Какие?
2. Охотно ли занимается домашним трудом?
3. Охотно ли учится? По каким предметам стремиться улучшить
успеваемость? Как относится к успехам и неудачам в учении?
4. Чем любит заниматься в свободное время? По каким вопросам читает
дополнительную литературу?
5. Умеет ли кратко рассказать о самом главном прочитанной книги,
фильма7
6. Имеет ли строгий режим дня? Готовит ли свое рабочее место к
занятиям?
7. Сколько времени тратит на выполнение домашней работы?
8. Проявляет ли настойчивость при затруднениях при выполнении
домашнего задания? Может ли отказаться от интересного личного дела
ради нужной работы в учении или по дому?
9. Любит ли посещать театры, музеи, выставки?
10. Умеет ли понять и почувствовать красоту в окружающей природе,
одежде, поступках людей?
11. Как относится к требованиям учителей по улучшению поведения?
12. Как относится к младшим детям в семье, на улице, любовно ли
воспринимает растительный и животный мир?
13. Насколько самокритичен в оценке своего поведения? Как относится к
вашим советам и требованиям по улучшению поведения, качества
учебной работы?
14. Кто из членов вашей семьи оказывает на вашего ребенка наиболее
сильное влияние?
15. Довольны ли вы влиянием, которое оказывают на него его товарищи по
дому?
16. В чем вы видите главное препятствие для дальнейшего улучшения
учебы и поведения вашего ребенка?
Урок остается основной, но не единст¬венной формой организации учебного процес¬са учащихся в 5-6-м классе. На уроке учени¬ку предоставляется право работать в собственном темпе и получать задания в соответствии с уровнем обученности.
Важно использовать другие формы орга¬низации обучения:
- экскурсии, цель которых – расширение чувственного опыта детей, формирование умений наблюдать, на основе наблюдений са-мостоятельно делать выводы;
- игру (дидактическую и ролевую), необ¬ходимую для развития умения действовать в соответствии с правилами, сотрудничать, предвидеть последствия своих действий и др.;
- диспуты (дискуссии) с целью развития умений дискутировать, отстаивать свое мне¬ние, приводить аргументы;
- практические работы как необходимое условие развития умений планировать свою деятельность, ставить цели и реализовывать их, использовать полученные теоретические сведения в практической деятельности;
- мини-лекции с целью формирования уме¬ний концентрировать внимание, воспринимать со слуха достаточно длительный по времени текст, следить за логикой и последовательнос¬тью изложения учебного материала и др.