Адаптация первоклассников к новым условиям обучения в школе

Адаптация первоклассников к новым условиям обучения в школе

Содержимое разработки



Конспект

выступления педагога-психолога на родительском собрании

«Адаптационный период первоклассников»

 

С 6-7 лет формируются мозговые механизмы, позволяющие ребёнку быть успешным в обучении. Медики считают, что в это время ребёнку очень трудно с самим собой. Однако серьёзных срывов можно избежать, если соблюдать самые простые правила.

 

ПРАВИЛА

Правило № 1

 Само начало школьной жизни считается тя­жёлым стрессом для 6-7-летних детей. Если малыш не будет иметь возможности гулять, отдыхать, делать уроки без спешки, у него могут возникнуть проблемы со здоровьем, может на­чаться невроз.

Правило № 2.

Ребёнок может концентрировать внимание не более 10-15 минут. Поэтому, когда Вы будете делать с ним уроки, через 10-15 минут необходимо давать малышу физическую раз­рядку. Можете просто попросить попрыгать его на месте 10 раз, побегать или потанцевать под музыку несколько минут.

Наиболее удобный вариант выполнения домашних заданий для учащихся 1-4 классов таков:

•  чтение - помогает ребёнку включиться в работу, подготавливает его к письменному заданию;

•  письмо;

•  математика;

•  более легкие предметы.

Но если ребёнок желает выполнять задания в другом поряд­ке, надо пойти ему навстречу. Это даст ему почувствовать успех.

Общая длительность занятий не должна превышать одного часа.

 

Правило № 3.

Компьютер, телевизор или другие занятия, требующие большой зрительной нагрузки, должны продолжаться не более часа в день.

 

Правило № 4.

Больше всего на свете в течение первого года учёбы ребенок нуждается в поддержке. Он не только формирует свои отношения с одноклассниками, но и впервые понимает, что с ним самим кто-то хочет дружить, а кто-то нет. Именно в это время у него складывается свой собственный взгляд на себя. И если Вы хоти­те, чтобы из него вырос спокойный и уверенный в себе человек, обязательно хвалите его. Поддерживайте, не ругайте за двойки и грязь в тетради, а спокойно объясняйте ему, что он сделал не так.

 

Несколько коротких правил:

•  Показывайте ребёнку, что его любят таким, каков он есть, а не его достижения.

•  Нельзя никогда (даже в сердцах) говорить ребёнку, что он хуже других.

•  Следует по возможности честно и терпеливо отвечать на любые вопросы ребёнка.

•  Старайтесь каждый день находить время, чтобы побыть на­едине со своим ребёнком.

•  Оценивайте только поступки, а не самого ребёнка.

 

Дети учатся жить у жизни:

  Если ребёнка постоянно критикуют, он учится ненавидеть.

  Если ребёнок живёт во вражде, он учится агрессивности.

  Если ребёнка высмеивают, он становится замкнутым.

  Если ребёнка подбадривают, он учится верить в себя.

 

Уровни и критерии адаптации

А. Л. Венгер описывает три уровня адаптации к школьному обучению:

 

1.         Высокий уровень адаптации.

  первоклассник положительно относится к школе;

  требования выполняет адекватно;

  учебный материал усваивает легко, глубоко и полно;

  решает усложнен­ные задачи;

  прилежен;

  внимательно слушает указания и объясне­ния учителя;

  выполняет поручения без лишнего контроля;

  проявляет большой интерес к самостоятельной работе;

  готовится ко всем урокам;

  занимает в классе благоприятное статусное положение.

 

 

2.         Средний уровень адаптации.

  первоклассник положи­тельно относится к школе, ее посещение не вызывает отрицательных переживаний;

 понимает учебный материал, если учитель излагает его подробно и наглядно;

  усваивает основное содержание учебных программ;

  самостоятельно решает типовые задачи;

  бывает сосредоточен только тогда, когда занят чем-то для него интерес­ным;

  общественные поручения выполняет добросовестно;

  дружит со многими одноклассниками.

 

 

3.    Низкий уровень адаптации.

  первоклассник отрицательно или индифферентно относится к школе, нередки жалобы на здоровье;

  доминирует подавленное настроение;

  наблюдаются нарушения дисциплины;

  объясняемый учителем материал усваивает фрагмен­тарно, самостоятельная работа с учебником затруднена;

  при вы­полнении самостоятельных учебных заданий не проявляет интере­са;

  к урокам готовится нерегулярно, ему необходим постоянный контроль, систематические напоминания и побуждения со стороны учителя и родителей;

  сохраняет работоспособность и внимание при удлиненных паузах для отдыха;

  близких друзей не имеет, знает по именам и фамилиям лишь часть одноклассников.



Сохранить у себя:
Адаптация первоклассников к новым условиям обучения в школе

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки