А. С. Пушкин. «Цыганы»

Урок посвящен обобщению знаний о поэме "Цыганы" Материал содержит как фронтальный опрос, так и работу в группах. Учит размышлять о смысле жизни.

Содержимое разработки

Казахстан

Акмолинская область Аршалынский район

А. Акбулак

Центральная средняя школа

Субботина Ирина Васильевна,

учитель русского языка и литературы ,

1 категория


Тема: А. С. Пушкин. «Цыганы»

Цель: познакомить с поэмой А. С. Пушкина.

Задачи:

  1. Показать особенности поэмы как романтического произведения;

  2. Создать условия для раскрытия темы свободы, творчески используя изученный материал;

  3. Используя фрагменты оперы «Алеко» С. Рахманинова, показать приемы создания образа Алеко в музыкальном произведении;

  4. Воспитывать высокие нравственные качества учащихся, приобщая их к великим творениям поэта.


Тип урока: усвоение новых знаний

Оборудование: книжная выставка, компьютер, презентация Power Point музыкальное сопровождение, видеоролик


Методы: беседа, словесное рисование, комментированное чтение.


Ход урока:


I Оргмомент. Психологический настрой.

«Дерево достижений»

Обратите внимание на наше одинокое дерево. У каждого из вас есть листочки разного цвета. Я попрошу вас взять один из них (любого цвета) и помочь нашему дереву покрыться разноцветной листвой.

Тех кто выбрал зеленый лист, ожидает успех на сегодняшнем занятии.

Красный лист - желают общаться.

Желтый лист – проявят активность.

Синий – будут настойчивы.

Помните, что красота дерева зависит от вас, ваших стремлений и ожиданий.

II Сообщение темы и цели урока.

( звучит музыка, отрывок из произведения «Времена года» П. Чайковского)

Ребята, я рада встрече с вами на этом уроке. Думаю, он станет для вас уроком настроений, раздумий о смысле жизни.

Сегодняшний урок замечателен тем, что мы с вами ещё раз встретимся с произведением великого русского поэта. Идут века, а звезда этого гения путеводно горит на небосклоне проникновенного слова. Ни один поэт не имеет на русскую литературу такого многостороннего и сильного влияния.

Сначала его сказки захватывают дух, потом стихи врываются стихией мороза, метели и однозвучным колокольчиком, и внезапно возникает «чудное мгновенье»

Как вы уже догадались, сегодня мы вновь встретимся с А. С. Пушкиным, познакомимся с его поэмой «Цыганы». Мы окунемся в мир этого вольнолюбивого народа, пройдемся с ними по степям Бессарабии, послушаем цыганские песни. Попытаемся понять, почему именно в этой поэме Пушкин поднимает вопрос человеческой свободы.


III Актуализация изученных знаний.


  1. Откройте тетради. Запишите тему урока. Эпиграфом к нашему уроку я взяла слова старого цыгана: « Хочешь быть свободным и счастливым- подавляй в себе эгоизм, уважай и цени свободу других»

Чтобы понять о чем идет речь, мы вернемся к нему в конце урока.

  1. Ответы на вопросы:

А) Где происходит действие поэмы? ( в цыганском таборе)

Б) Почему автор выбрал именно цыганскую нацию? Об этом нам расскажут подготовленные дома ученики.

Ученик 1. У Пушкина были особые отношения с цыганами. Дело в том, что находясь в южной ссылке среди незнакомого ему народа, он изучил его историю, фольклор, литературу и даже язык постиг настолько, что понимал разговорную речь. Он знал много цыганских песен и очень любил их. Содержание одной из песен молдавских цыган Пушкин изложил так: «Мы люди смирные, девы наши любят волю – что тебе делать у нас». Эти слова он хотел предпослать поэме в качестве эпиграфа. Поэма Пушкина достаточно биографична.

Ученик 2. Около трёх лет пробыл Пушкин в Кишинёве. Жил он в доме своего начальника Ивана Никитича Инзова, человека доброго, прямого, честного. Инзов полюбил его как сына, и Пушкин тоже привязался к нему. Службой Инзов его не обременял. Пушкин много ездил, навещал знакомых, однажды несколько дней провёл в цыганском таборе в молдавских степях. Об этом он написал в эпилоге поэмы. Пушкин был влюблён в цыганку, которая была брошена своей матерью на попечение отца. Эта цыганка убежала из табора, а позднее была убита ревнивым цыганом. Автобиографичность отразилась и в именах: Сравните имена: Алеко – Александр. А девушку, в которую по преданию был влюблён Пушкин, звали Земфирой.

В) Блиц- опрос

  1. Как называется местность, где происходят события?

  2. По какой причине Алеко, не будучи цыганом, пришел в табор?

  3. Сколько главных героев в поэме? Назовите их.

  4. Сколько времени Алеко прожил в таборе до роковых событий?

  5. Чью судьбу повторяет Земфира?

  6. Где проходило свидание молодого цыгана и Земфиры?

  7. От чьего лица идет речь в эпилоге?


IV. 1. Послушайте начало поэмы ( под музыку Е. Доги «Табор уходит в небо»)

(читает учитель)

- Какие картины вы себе представили?

- Совпадают они с первыми строками поэмы?

- Расскажите о быте цыган.

Цыганы кочуют по степям Бессарабии, они ночуют в изодранных шатрах под звездами, несмотря на это их сон мирный, жизнь в таборе идет своим чередом. Они привыкли к воле, их не смущают бескрайние степи, вечное движение, непогода, они просто живут.


  1. Чтобы более прочувствовать и понять события, происходящие в поэме, мы решили проинсценировать небольшой отрывок.


Инсценировка

Чтец.
Цыганы шумною толпой

По Бессарабии кочуют.
Они сегодня над рекой
В шатрах изодранных ночуют.
В шатре одном старик не спит;
Он перед углями сидит,
Согретый их последним жаром.
Его молоденькая дочь
Пошла гулять в пустынном поле.

Земфира.
Скажи, мой друг: ты не жалеешь
О том, что бросил навсегда?
Алеко.
Что ж бросил я?
Земфира.
Ты разумеешь:
Людей отчизны, города.

Алеко.
О чем жалеть? Когда б ты знала,
Когда бы ты воображала
Неволю душных городов!
Что бросил я? Измен волненье,
Предрассуждений приговор,
Толпы безумное гоненье
Или блистательный позор.

Чтец.

Прошло два лета. Так же бродят
Цыганы мирною толпой;
Везде по прежнему находят
Гостеприимство и покой.
Презрев оковы просвещенья,
Алеко волен, как они;
Он без забот и сожаленья
Ведет кочующие дни.

Чтец.
Старик на вешнем солнце греет
Уж остывающую кровь;
Цыгана дочь поет любовь.
Алеко внемлет и бледнеет.

(Свидание)


Молодой цыган.
Еще одну… одну минуту будь со мной…

Земфира.
Пора: мой муж ревнив и зол.
Молодой цыган.
Не уходи …Побудь ещё…
Земфира.
Прощай, покамест не пришел.

Молодой цыган.
Скажи – когда ж опять свиданье?

Земфира.
Сегодня, как зайдет луна,
Там, за курганом над могилой.

Молодой цыган.
Обманет! не придет она!

Земфира.
Вот он! беги!.. Приду, мой милый.


Алеко.
Куда вы! не спешите оба; Вам хорошо и здесь у гроба.

Земфира.
Мой друг, беги, беги…


Алеко.
Постой! Куда, красавец молодой? Лежи!
( Вонзает в него нож).

Земфира.
Алеко!

Молодой цыган.
Умираю…

Земфира.

О, что ты сделал?
Алеко.
Ничего.
Теперь дыши его любовью.

Земфира.
Нет, полно, не боюсь тебя!
Твои угрозы презираю,
Твое убийство проклинаю…

Алеко.

Умри ж и ты! (Поражает ее.)
Земфира.
Умру любя…

Старик цыган.
«Оставь нас, гордый человек!
Мы дики; нет у нас законов,
Мы не терзаем, не казним —
Не нужно крови нам и стонов —
Но жить с убийцей не хотим...
Мы робки и добры душою,
Ты зол и смел — оставь же нас,
Прости, да будет мир с тобою».




3. Работа по вопросам:

-Каким вы представляете внутренний мир Земфиры…
(Выступление девочки, игравшей в инсценировке роль Земфиры).
Она юная, хрупкая, и в то же время полная жизненных сил девушка. Она – дитя природы, свободная птица, живет сердцем, чувствами, она своенравна, естественна. Она как вольный ветер. Не стремится к свободе, а живет в ней, не задумываясь о будущем, не заглядывая вдаль.
- А каким перед нами предстаёт Алеко…
(Выступление мальчика, игравшего в инсценировке роль Алеко)

Он жаждет свободы, он сменил жизнь среди богатого народа « на бродящую бедность и волю», как говорит старый цыган.
Он с презрением отвергает общество, где люди стыдятся любви, мысли гонят, просят денег и цепей. Он стремится к свободной жизни «естественного» народа, далекого от цивилизации, т. к. считает, что они свободны от страстей и пороков просвещенного общества, от корыстолюбия и тщеславия.
- Каково значение песни “Птичка божия не знает…” для понимания характера Алеко, его конфликта с обществом? Прочитайте отрывок.

4.Работа с текстом по группам

1 группа: 1. Как появляется в таборе Алеко. Найдите в тексте. ( « Но вот она. ..)

- Так почему он оставляет шумный город? Запишите ________________ ( его преследует закон)

2. Найдите отрывок, передающий эгоистический настрой мятежного индивидуалиста, представителя «городской» собственнической цивилизации Алеко, который, «с криком» проснувшись ночью, не находит подле себя своей Земфиры:


2 группа: 1. В тексте есть песня о существе, не знающем «ни заботы, ни труда». Кто это? Найдите в тексте. Запишите. ________________

2. «О нет! Когда б над бездной моря

Нашёл я спящего врага…»  Что сделал бы Алеко в этом случае?


  1. Физминутка


6. - Алеко остался в таборе, он живет жизнью цыган, он волен. И так пролетели 2 года. Но свободен ли Алеко, счастлив ли он, доволен жизнью?
-Нет, он видит, что все складывается не так, как он задумывал. Земфира изменилась. Она уже не так относится к нему. В нем растет чувство тоски и тревоги.
-Почему несчастлив Алеко?
- Его разлюбила Земфира.
- Так каков основный конфликт поэмы?
Внутренний. Алеко волен как племя цыган, но нет радости, нет покоя, наоборот, нарастает чувство печали, тоски, тревоги. Свобода и любовь – главные ценности жизни, к которым стремится Алеко. Но он страдает от внутренних противоречий, которые вызваны невозможностью отбросить все ценности цивилизованного общества, смирить свои страсти.


- Как вы думаете почему Мариула, а затем и Земфира, с такой лёгкостью бросают своих мужей и уходят на зов новой любви?
- Свободные цыгане, как оказывается, свободны лишь потому, что они «ленивы» и «робки душой», примитивны, лишены высоких духовных запросов. К тому же свобода вовсе не дает этим свободным цыганам счастья.
- Счастлив ли старый цыган?
Старый цыган так же несчастлив, как и Алеко, но только он смиряется перед своим несчастьем, считая, что это — нормальный порядок, что «чредою всем дается радость, что было, то не будет вновь».

  1. Вам нужно было посмотреть в словаре понятие свобода. (ответы детей)

Слайд «Свобода- своя воля, простор, возможность действовать по- своему; отсутствие стеснения, неволи, рабства, подчинения чужой воли»


  1. Просмотр видеоролика . Что вы почувствовали, когда смотрели первую часть фильма? ( легкость, независимость, свободу)

Передайте свои чувства после просмотра второй части ( тревога, страх)

Чем вызвано чувство тревоги? (неволей) Передает ли этот фильм чувства Алеко?

Как же понимают свободу главные герои поэмы?
- У Алеко свобода сочетается с эгоизмом. Это и жизнь на воле, и в то же время полное подчинение ему. Он может быть свободным, а Земфира – нет. Она должна подчиняться ему.
- Для Земфиры свобода – веселая беззаботная жизнь, которая ни к чему не обязывает. Она ничего не требует и хочет, чтобы и от нее ничего не требовали.
- Для Старика свобода – это покой, это жизнь в согласии с собой и с другими. Он понимает свободу, как умение прощать и понимать других.

Мудрый старик, узнав, что Земфира разлюбила Алеко, и увидев, что в душе Алеко происходит смятение, рассказывает ему историю о самом себе, преподает ему урок доброты. Зачем ее рассказывает старик?
- Чтобы Алеко понял, что воля, не скованная законами, жизнь дикого человека не так уж безоблачна. «Страсти роковые» приносят беды и страдания и им. Он объясняет, что нет на земле силы, которая могла бы удержать любовь.
Цыган милосерден, он прощает Мариулу, желая только счастья любимой.
-Какую жестокость совершает Алеко, когда видит Земфиру с ее новым возлюбленным?
- Он убивает.

- Имел ли право Алеко убить молодого цыгана? Работа в группах. 1 группа – имел, 2 группа – не имел. Докажите.

- Имеет ли право человек лишить жизни другого человека?
«Ты для него дороже мира», - говорит дочери Старый цыган, поясняя  причину и смысл безумной ревности Алеко. Именно эта  всепоглощающая страсть, неприятие какого-либо иного  взгляда на жизнь и любовь и делают Алеко несвободным внутренне.  А будучи несвободным сам, он неизбежно   становится тираном и деспотом по отношению к другим: считает себя вправе мстить Земфире за её вольную любовь к Молодому цыгану, мечтает жестоко покарать их обоих Таким образом, оборотная сторона его свободолюбивых стремлений - эгоизм и произвол, которые не совместимы с подлинной свободой, в основе которой лежит, прежде всего, уважение к личности и чувству другого человека.


Итак, мы видим, что герои попадают в сходные ситуации, но как по-разному решается сходный конфликт. Сопоставляя героев, автор показывает два разных понимания свободы эгоиста Алеко и Старика.
-Как относится автор к своим героям?
- Он любит своих героев, он соглашается со стариком, он с сожалением расстается с Алеко. Любуется Земфирой. И всем своим произведением показывает, что цивилизованному человеку нельзя жить в мире, где нет законов. Появление Алеко в нетронутом (диком) просвещением мире привело к кровавой драме.
А. С. Пушкин не дает прямого ответа на вопросы: что значит быть свободным?
Может ли человек быть свободным?
Он предоставляет право решить это самому читателю.
Так Пушкин в своей поэме развенчал и традиционного романтического героя-свободолюбца, и романтический идеал абсолютной свободы.


- Докажите, что поэма «Цыганы» - романтическая поэма

Поэма "Цыганы" входит в "Южные поэмы" - цикл романтических произведений  А.С.Пушкина. Отличительная черта героя романтического произведения:  внутренняя свобода, независимость от чужих мнений,  способность выражать  свое несогласие со скучной и однообразной жизнью.В «Цыганах»  - впервые в южных поэмах - изображена стихия свободы.

9. Произведения А.С.Пушкина вдохновили многих композиторов. Более тысячи композиторов обращались к его творчеству.
Это Прокофьев, Глинка, Даргомыжский, Мусоргский, Чайковский, Бородин, Римский-Корсаков, Рахманинов, Афанасьев, Глиэр, Шостакович, Свиридов и многие, многие другие.
Около пятисот сочинений великого поэта легли в основу более трёх тысяч музыкальных произведений. Это оперы, балеты, оратории, кантаты, симфонические и камерно-инструментальные произведения, свыше двух тысяч романсов, наконец, это музыка к спектаклям, кинофильмам, теле и радиопередачам. Ни один поэт в мире не удостоился такой чести. Главная причина тут, прежде всего, в лиризме пушкинских строк, в их музыкальности, певучести.
Сергей Рахманинов также был вдохновлён гением Пушкина. Опера «Алеко» была экзаменационной работой Сергея Рахманинова при окончании консерватории. Эта опера была написана девятнадцатилетним Рахманиновым за 17 дней. Экзаменационная комиссия во главе с Чайковским поставила Рахманинову высшую оценку. Премьера состоялась 9 мая 1893 года в московском Большом театре и имела огромный успех. До сих пор ведущие театры мира ставят оперу «Алеко».
Прослушивание арии Алеко из оперы Рахманинова.
БЕСЕДА ПОСЛЕ ПРОСЛУШИВАНИЯ.

- Сопоставимы ли литературный и музыкальный образы?


IV. Рефлексия. Синквейн. Памятка составления синквейна на партах.

1 группа- Алеко

2 группа- Зефира

«Авторский стул»


Итог урока. Стратегия «Шесть шляп»

"Белая шляпа" - точно и конкретно вы называете только точные даты, цифры, перечислите события, связанные «Цыганами»

"Жёлтая шляпа" - похвалите героев, назовите его положительные стороны, черты характера.

"Чёрная шляпа" - отметьте отрицательную сторону героя, поругайте его за поступки, которые он совершил. Укажите, с чем вы не согласны.

"Красная шляпа" - вам, ребята, нужно охарактеризовать героя, указав, какие чувства и эмоции он переживает.

"Зелёная шляпа" - судьба героя в ваших руках, доскажите свой, возможно, счастливый конец произведения.

"Синяя шляпа" - вы должны подвести итог работы всех шляп, сделать выводы.


Итак, вернемся к эпиграфу. (ответы детей)


Домашнее задание: Написать эссе « Что значит быть свободным?»

Сохранить у себя:
А. С. Пушкин. «Цыганы»

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки