Краткосрочный план урока №25
Раздел Дата: 05.12.2019г. Класс: 5 «А»
| Школа №11 ФИО учителя: Количество присутствующих: отсутствующих | ||||||||||||||||||||
Тема урока | А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Характеристика героев сказки: работа с текстом по группам.
| ||||||||||||||||||||
Цели обучение | АИ 1 - Жанр АИ 5 - Характеристика героев | ||||||||||||||||||||
Цель урока | 1.Учащийся достиг цели обучения, если понял содержание сказки и её композицию. 2.Определять жанр и его признаки (былина, сказка, литературная сказка) при поддержке учителя 3.Характеризовать героев при поддержке учителя | ||||||||||||||||||||
Критерий успеха | Учащийся достиг цели обучения, если АИ1: определяет жанр и его признаки (былина, сказка, литературная сказка) при поддержке учителя АИ5: характеризует героев при поддержке учителя | ||||||||||||||||||||
Языковой цели
| Учащиеся смогут: развить речевые навыки, используя определённые лексемы: фольклор, сказки, легенды; использовать в диалоге следующие конструкции: я хочу рассказать сказку …, эта сказка научит … и т.д.; давать развёрнутые ответы на вопросы одноклассников по данной теме. Учащиеся смогут понимать и использовать: Конкретно-предметную лексику и терминологию: фольклор, сказки, легенды; Слова и структуры связаны с темой изучаемого раздела, включая нравственный аспект. Набор фраз для диалога и письма: я хочу рассказать вам одну сказку…, эту сказку мне рассказали … и т.д. | ||||||||||||||||||||
ПЦ
| Этот раздел основан на изучении литературных сказок и стихотворений. Учащиеся будут анализировать идейно-тематическое и художественное своеобразие произведений В.А. Жуковского, А.С. Пушкина и К.Д. Бальмонта. Обращение к текстам литературных сказок позволит учащимся сопоставить на уровне сюжета, композиции и системы образов фольклорные и литературные сказки, охарактеризовать героев, выразить свое отношение к образам-персонажам. Предусмотрены возможности для установления межпредметных связей, включая анимацию, изобразительное искусство. В ходе работы будет охвачена большая часть языковых целей, предоставлена возможность для выполнения целого ряда различных заданий аналитического и творческого характера. Предусмотрены различные способы формативного оценивания. | ||||||||||||||||||||
МС | В разделе прослеживаются межпредметные связи с дисциплинами: «Русская литература», с разделами «Фольклор», «Искусство». | ||||||||||||||||||||
ИКТ | Интерактивная доска | ||||||||||||||||||||
ПЗ
| Этот раздел построен на знаниях и навыках, полученных в начальной школе и на уроках русской литературы в 1-ой четверти. Учебная деятельность ориентирована на развитие навыков выразительного чтения, пересказа, анализа текстов на уровне определения темы/тематики, основной мысли через чтение и анализ фольклорных и литературных прозаических и поэтических текстов, соответствующих возрасту учащихся 10 -11 лет.
| ||||||||||||||||||||
Ход урока: | |||||||||||||||||||||
Этапы урока | Запланированная деятельность на уроке | Ресурсы | |||||||||||||||||||
Начало урока
| Целеполагание. Деление на 2 группы. «Добро» и «Зло» (по смайликам).
ЗАДАНИЕ: Вопросы для обсуждения (ресурс №1) Стратегия «Горячий стул» Проверка домашнего задания Словарная работа Дифференциация. Сравните главных героев: царицу и царевну (таблица) Итоги урока. Общие выводы. Домашнее задание. Заключительное слово учителя. Рефлексия. Алгоритм действия. Учитель: Ребята, рассказы о творчестве замечательного русского поэта А.С.Пушкина вы слышали, когда учились в начальных классах. Сегодня мы опять встречаемся с интересным произведением поэта «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». А.С. Пушкин всегда проявлял большой интерес к народному творчеству. Он с огромным удовольствием слушал сказки и песни своей няни Арины Родионовны и других простых людей. У вас было домашнее задание прочитать эту сказку, познакомиться с её содержанием и героями. Сегодня мы продолжим работу над сказкой, будем учиться характеризовать героев, анализировать текст и правильно понять эпиграф к сказке. «Лишь добро одно бессмертно, зло подолгу не живёт» (Шота Руставели).
Отрывок из мультфильма «Сказка о мёртвой царевне» (Просмотр 1-2 мин.)
Вопросы для обсуждения
Как вы считаете, сказка Пушкина – пересказ народной сказки или авторская, литературная сказка? Почему? С какой целью А.С. Пушкин использовал известный сказочный сюжет и почему внес в него свои авторские изменения? Какой теме посвящены «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина и «Белоснежка и семь гномов» братьев Гримм? Как автор относится к царице - мачехе, любующейся перед зеркалом? Почему царица решила погубить царевну? В чем суть конфликта между ними? Почему мачеха не смогла погубить царевну? И царица, и царевна – внешне красивы. Про какую из героинь мы можем сказать, что она обладает и внутренней, душевной красотой? В какие моменты вы особенно сочувствовали героям? Что вызвало ваше возмущение, негодование? Что возрождает/воскрешает к жизни Белоснежку, а что мертвую царевну?
Затем учащиеся комментируют свои мысли и дают обоснование, подтверждая выводы конкретными примерами и/или цитатами. Это могут делать как спикеры, так и каждый из членов группы, по очереди занимая «горячий стул».
Взаимооценивание Взаимоопрос в микрогруппах
1. Объясните название сказки. 2. Составление композиции сюжета.
Словарная работа по группам
Ребята выступают в роли языковедов – этимологов. Ищут объяснение слов: фольклор, легенда, сказка, былина. Затем работают с устаревшими словами в сказке: сочельник, чёрная зависть, сенная девушка, «на полати взобралась», «Сорочина в поле спешить». (По одному учащемуся из команды работают у доски со словами, остальные в рабочих тетрадях).
Альтернативной формой организации аналитической деятельности учащихся может быть ролевая игра, когда, работая в группах, ученики «превращаются» в «фольклористов», которые попытаются найти характерные приметы/черты народной волшебной сказки в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях»; «психологов», которые проанализируют поступки героев.
Учитель может предложить учащимся выполнять свои исследования индивидуально с помощью рекомендованных онлайн-ресурсов ИЛИ эта информация может быть представлена самим учителем.
Просмотр слайдов по сказке. Обсуждение комментария.
Учащиеся в парах проведут взаимоопрос по теме домашнего задания; заполнят графы таблицы сопоставительной характеристики; затем пары объединятся в группы, чтобы обменяться информацией, дополнить свои работы.
Учитель может предложить учащимся вывесить результаты своей работы на доску, чтобы организовать презентацию и взаимооценивание («Плюсы и минусы» и пр.)
Некоторые слова в тексте «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях» будут непонятны учащимся. Учитель должен обратить внимание на незнакомые и устаревшие слова, пояснить их значение или, предоставив ресурсы, попросить самих учащихся определить лексическое значение слов. Учитель должен поощрять интерес учащихся к исследованию, поиску, самостоятельному извлечению информации.
Учитель может использовать стратегию «Одна минута» и поощрять учащихся, которые четко соблюдают регламент.
Дифференцированное задание для сильных учащихся, они должны сопоставить внешность главных героев царевны и царицы.
|
| |||||||||||||||||||
Конец урока | Заключительное слово учителя А.С.Пушкин противопоставляет в сказке два понятия: Добро и Зло. Добро всегда побеждает, а зло - наказано. В жизни, ребята, всё гораздо сложнее. Мы часто не можем разделить людей на добрых и злых. В душе у каждого есть противостояние. Нужно стремиться к добру, изживать в себе зло. Подумайте, считаете ли вы себя добрыми людьми? Рефлексия: «Оцени себя на уроке». Учащимся дается индивидуальная карточка, в которой нужно подчеркнуть фразы, характеризующие работу ученика на уроке по трем направлениям.
Домашнее задание: Выразительное чтение стихотворений К.Д. Бальмонта: «Фейные сказки», «Светлый мир»
|
| |||||||||||||||||||
Дифференциация – каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися? | Оценивание – как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися? | Здоровье и соблюдение техники безопасности | |||||||||||||||||||
Дифференциация может быть выражена в подборе заданий, в ожидаемом результате от конкретного ученика, в оказании индивидуальной поддержки учащемуся, в подборе учебного материала и ресурсов с учетом индивидуальных способностей учащихся (Теория множественного интеллекта по Гарднеру). Дифференциация может быть использована на любом этапе урока с учетом рационального использования времени. | Используйте данный раздел для записи методов, которые Вы будете использовать для оценивания того, чему учащиеся научились во время урока. | Здоровьесберегающие технологии. Используемые физминутки и активные виды деятельности. Пункты, применяемые из Правил техникибезопасности на данном уроке.
| |||||||||||||||||||
Рефлексия по уроку
Были ли цели урока/цели обучения реалистичными? Все ли учащиеся достигли ЦО? Если нет, то почему? Правильно ли проведена дифференциация на уроке? Выдержаны ли были временные этапы урока? Какие отступления были от плана урока и почему? | Используйте данный раздел для размышлений об уроке. Ответьте на самые важные вопросы о Вашем уроке из левой колонки. | ||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||
Общая оценка:
Какие два аспекта урока прошли хорошо (подумайте как о преподавании, так и об обучении)? 1:
2:
Что могло бы способствовать улучшению урока (подумайте как о преподавании, так и об обучении)? 1:
2:
Что я выявил-(а) за время урока о классе или достижениях/трудностях отдельных учеников, на что необходимо обратить внимание на последующих уроках?
|